Биография Марка Редькина
Марк Степанович Редькин родился в 1908 году в старейшем экономическом и культурном центре Нижнего Поволжья городе Астрахани в семье профессионального моряка Степана Назаровича Редькина, что во многом предопределило его судьбу, в которой прочное место заняла водная стихия. С ранних лет ходил с отцом заниматься рыбным промыслом на Каспийское море.
Вечерами в родительском доме собирались потомственные рыбаки, среди которых два брата отца вели разговоры о Волге и море, что сформировало романтическое мировоззрение Редькина.
В первые годы индустриализации Марк поступил на судоремонтный завод электросварщиком. Отец подарил сыну фотоаппарат «Фохтлендер», с помощью которого Редькин сделал свой первый снимок через крупный план гребного винта рабочих, ремонтирующих буксир, и отнес его в городскую газету «Коммунист» художнику отдела иллюстраций Сергею Рябикову. На следующий день снимок появился в газете на первой полосе.
В это же время познакомился с Аркадием Шайхетом, который научил его навыку делать съемку против солнца, это знакомство переросло в длительную дружбу.
Большое влияние на Редькина оказала Астраханская картинная галерея, в ней он изучал творчество Георгия Нисского, у которого заимствовал масштабность эпического пейзажа, и Якова Ромаса.
В 1929-м заводским комитетом комсомола был послан учиться в Ленинградский фототехникум, который окончил в 1932 году. Не оставляя фотожурналистику, работал сварщиком на Канонерском заводе в Ленинградском порту на реконструкции судна «Алеут», на котором он позже ушел в кругосветный океанский рейс для китового промысла через Атлантику на Кубу, Ямайку, Коста-Рику через Гавайские острова к Японии и Владивостоку. Это путешествие отразилось в иллюстрациях к книге профессора Бориса Зенковича «Вокруг света за китами».
После возвращения на родину в 1933 году Редькин был призван на военную службу в Морфлот в Ленинградский приграничный отряд, где стал корреспондентом-летописцем своей части, сделанные там снимки стали его визитной карточкой для получения приглашения на работу в газету «Красная звезда». В этот период он увлекся фотоокнами, считая их лучшим выражением репортажа. Работая в газете, Редькин участвовал в походах военных судов, ходил на крейсерах, миноносцах, линкорах, одновременно снимал общевойсковые учения, парады, маневры; летал на военных самолетах и аэростатах, делал мемуарные снимки известных персон: Клима Ворошилова, Андрея Жданова, Николая Кузнецова.
Во время службы в «Красной звезде» ходил походом на парусном судне «Вега», где снимал в работе экипаж, состоявший из учащихся мореходки, позже ходил на промысловых судах Минрыбхоза в Баренцевом море, откуда привез снимки «Встреча в тумане» (чайки, снятые сквозь морскую дымку, снимок был награжден золотой медалью на выставке маринистов в Бордо) и «Шторм» (серебряная медаль на выставке в Буэнос-Айресе). На Балтфлоте фотографировал известного кока Николая Трушкина, ставшего одним из прообразов Василия Теркина; общался с авиаторами, снимал Михаила Громова, Андрея Юмашева, Сергея Данилина.
В середине тридцатых Редькин перешел в Фотохронику ТАСС. В эти годы общался с полярниками-первопроходцами профессором Владимиром Визе, «ледовым капитаном» Владимиром Ворониным. Снимал на Ленинградской верфи строительство ледоколов, на одном из которых («Сталин», позже переименован в «Сибирь») ходил за снимками в испытательный рейс.
Известен как фотограф первых минут Великой Отечественной войны (в ночь на 22 июня 1941 года находился на рыбалке в пограничных частях под Ленинградом и сделал первые снимки после нападения). Съемки войны закончил в ее последние минуты легендарным снимком «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии».
Как корреспондент ТАСС и журнала «Фронтовая иллюстрация» фотографировал попавших в первые дни войны в плен фашистов, первых награжденных в войну Героев Советского Союза, выступления фронтовых бригад, освобожденные города Краснодар, Донецк, Брянск, Керчь, Одессу, Севастополь, поселки и деревни во время боев и перекуров, во время которых сделал свою самую любимую работу «Возвращение в родной дом», в которой акцентирует внимание на выражении лица старой женщины, переступающей с иконой оскверненный врагом порог ее дома. Принимал участие на съемках освобождения Освенцима в сюжетах военного репортажа «Рассказы о пережитом».
Вскоре после окончания войны с Германией «Фронтовая иллюстрация» отправила Марка Редькина на Дальневосточный фронт, где он запечатлел «День командующего» в кабинете генерала Афанасия Белобородова и сделал несколько снимков пленных японских генералов из командования Квантунской армии.
Во время войны был тяжело ранен, получил 14 правительственных наград.
В 1946 году Редькин отправился на небольшом колесном пароходике «Пропагандист» по Волге из Москвы в Астрахань. После демобилизации поступил на работу в крупнейший печатный орган — журнал «Советский Союз», который выходил на нескольких языках, и поступал во многие страны, что позволило Редькину расширить сферу деятельности. Он ходил на траулерах на рыбный промысел в Баренцево море, ездил по сибирским колхозам на Оби, Енисее и Лене. В это время вышли его известные работы «Встреча в Саянах», «След найден», «Крылатая застава», где показывал приметы деятельности человека на целине, опубликовал несколько сотен снимков полярной ночи. В рамках работы в журнале спускался в подводном колоколе на дно Черного моря.
Через несколько лет вернулся на работу в ТАСС, где трудился с ихтиологами, мелиораторами, лесоводами над популяризацией родного края в альбоме «Дельта Волги». Позже по заданию ТАСС снял первый арктический поход ледокола «Ленин» и его встречу с ледоколом «Ермак». После этой экспедиции попал на подводную лодку «Северянка», переоборудованную в плавучую ихтиологическую лабораторию, где делал снимки для научных работ. Далее последовали Киргизия с «Декадой русской музыки» и «Концертом в горах»; путешествие в Якутию на добычу алмазов и в Бурятию в Баргузинский государственный биосферный заповедник. Далее — поездки в Гану, на Памир, делались фотографии видов Ленинграда с вертолета, конкурсные фото ленинградских врачей за работой. По заданию газеты «Правда» вместе с Чингизом Айтматовым Редькин был на стройке газопровода Газли — Урал, в Тюмени на «Большой нефти» у геолога Юрия Эрвье на фонтане нефтяных скважин («Нефть пошла»).
В семидесятых присутствовал на общевойсковых маневрах Советской Армии «Днепр». Фотографии с этих маневров «На учениях», «Днепр», «Вперед» отмечены конкурсными наградами.
К XXII Олимпийским играм в Москве издал серию праздничных открыток.
Получал уроки мастерства у Якова Халипа, Георгия Петрусова, Макса Альперта. Являлся членом Союза журналистов СССР, за успехи в творчестве был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Марк Редькин скончался в Москве в 1987 году, захоронен в колумбарии на Донском кладбище.
Двоюродный брат — композитор-песенник Валентин Макаров.
ВЫСТАВКИ МАРКА РЕДЬКИНА
1958 г.
Выставка фотоискусства СССР. Москва. Диплом
1960г.
Всесоюзная художественная фотовыставка «Семилетка в действии». Москва. Диплом
1961 г.
2-я Всесоюзная художественная фотовыставка «Семилетка в действии». Москва. Диплом
1961 г.
Московская международная выставка художественной фотографии. Диплом 1-й степени
1961 г.
Фотовыставка маринистов. Бордо. Франция. Бронзовая медаль
1962 г.
3-я Всесоюзная художественная фотовыставка «Семилетка в действии». Москва. Диплом
1962 г.
Международная выставка «Фотографии агентств». Прага. Диплом 1-й степени
1962 г.
Фотовыставка «3-й Берлинский фотосалон интернационального искусства». Два диплома
1962 г.
Интернациональный фестиваль. Теплице. Чехословакия. Диплом
1963 г.
Фотовыставка «Наша молодость». Москва. Диплом
1963 г.
Фотовыставка «Женщины мира». Берлин. Диплом
1964 г.
Фотовыставка корреспондентов ТАСС. Москва
1964 г.
Фотовыставка Общества дружбы с зарубежными странами. Москва. Диплом 1-й степени
1964 г.
Фотовыставка «Уорлдпрессфото-64». Москва. Диплом
1965 г.
5-я Всесоюзная художественная фотовыставка «Семилетка в действии». Москва. Диплом
1965 г.
Фотовыставка журнала «Свет социализма». Югославия. Ценный приз
1965 г.
Всесоюзная выставка художественного портрета. Запорожье. Диплом
1966 г.
Фотовыставка в Милане. Италия. Премия
1966 г.
6-я Всесоюзная художественная фотовыставка «Семилетка в действии». Москва. Диплом
1966 г.
7-й фотосалон маринистов. Росток. ГДР. Диплом
1967 г.
Фотовыставка «Моя Москва». Москва. Два диплома
1967 г.
«Фотография-67». Выставка художественной фотографии. Англия
1968 г.
Всесоюзная выставка «50 лет Советским Вооруженным Силам». Москва. Два диплома
1969 г.
Фотовыставка «ТАСС-ФОТО-69»
1970 г.
Персональная выставка в Бухаресте. Румыния
1970 г.
Выставка «Социалистическое фотоискусство». Москва. Три премии
1970 г.
Фотовыставка «Великая Победа». Москва. Серебряная медаль
1971 г.
Фотовыставка «Человек и море». Югославия. Диплом
1973 г.
10-й салон маринистов в Буэнос-Айресе. Бразилия. Серебряная медаль
1975 г.
Фотовыставка общества дружбы «ЧССР – СССР». Прага. Диплом 1-й степени
1975 г.
Всесоюзная фотовыставка «30 лет Великой Победы». Москва. Диплом
1976 г.
Фотовыставка, посвященная XXVсъезду КПСС
1977г.
«Интерпрессфото-77». Диплом участника
1977г.
«Всесоюзная фотовыставка, посвященная 60-летию Великого Октября». Диплом участника
1978г.
Первая персональная фотовыставка в Якутии. Якутск
1978 г.
Персональная выставка, посвященная 70-летию. Астрахань
1983 г.
Персональная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения и 50-летию журналистской деятельности, которую посетило больше 50 тысяч астраханцев и гостей. По окончании работы она стала передвижной: «Астрахань, музей-заповедник».