Арт-студия
Как все бесцветно, все безвкусно,
Мертво внутри, смешно извне,
Как мне невыразимо грустно,
Как тошнотворно скучно мне…
Зевая сам от этой темы,
Ее меняю на ходу.
– Смотри, как пышны хризантемы
В сожженном осенью саду –
Как будто лермонтовский Демон
Грустит в оранжевом аду,
Как будто вспоминает Врубель
Обрывки творческого сна
И царственно идет на убыль
Лиловой музыки волна.
Георгий Иванов
Эта рубрика окунает в яркое искусство уникального русского мастера живописи Михаила Александровича Врубеля, родственника одного из создателей сайта — Дмитрия Ивановича Шмелева, мама которого Анастасия Александровна Шмелева (в девичестве Немитц) была племянницей художника (дочерью Анастасии Александровны Врубель, младшей сестры мастера).
Михаил Александрович принадлежит к прославленной плеяде мастеров рубежа XIX и XX веков, и, по мнению Александра Бенуа, именно в его творчестве выразилось «все самое красивое и самое печальное, на что только была способна эта эпоха». В то же время очевидна колоссальная дистанция, разделявшая Врубеля и его художественное окружение: с будущим он связан гораздо прочнее, нежели с современным ему миром.
Он — первый русский автор, сделавший высшим смыслом именно саму живопись: в его полотнах материя письма живет, дышит, существует самостоятельно. Цель этой выставки-студии показать творческий метод маэстро, особенности его мышления, понять координаты созданной им художественной системы, которая представляет собой уникальный саморазвивающийся организм. Ни одна пластическая идея не исчерпывается рамками отдельного произведения. Форма для Врубеля открыта и подвижна: она длится, находя себе новые воплощения. Разработка целого «поколения» образов превращается в «собирательный» проект, включающий все сферы творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми мэтр никогда не проводил различия.
В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащали звучание друг друга, на их пересечении рождались неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего. В контексте этого мы и попытались представить предложенную здесь экспозицию — арт-мастерскую художника.
Ибо искусство Врубеля никогда не потеряет актуальности: на протяжении всего XX века ровесники и потомки пытались объяснить феномен этого эстета, понять, что в его творчестве поддается объяснению с позиций культуры его времени, а что, по вопрошанию Александра Блока, «похищено у вечности».
И ведь верно, каждое новое поколение видит в Михаиле Александровиче своего современника и «земляка».