Арт-студия

Сирень

Для более глубокого погружения в атмосферу экспозиции этот зал оснащен музыкальным аудиофайлом.
Following a Bird Out of the Room. Музыка Ezio Bosso. Re-Recorded Version.

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню — откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

                          Александр Блок

Один из самых тонких и нежных «ноктюрнов», которые когда-либо писал Врубель – «Сирень» – создает небольшой уголок, в котором реальное смешивается с фантастическим. В ней воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Это сущности цветов и растений. Из-за раскидистого куста сирени в тот самый момент, когда сумерки превращаются в ночь, словно выплывает, сливаясь с тенью, нежная испуганная девушка – душа сиреневого «облака». Длинные волосы полностью скрывают ее фигуру и наряд, а кожа отражает лунный свет, создавая манкий образ русалки или лесной феи. Картина (листва и соцветия) выполнена мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками, а женская фигура – кистью, благодаря чему на полотне создается объемная текстура ветвей, которая контрастирует с гладкой и мягкой формой девы. Благодаря этой технике гроздья цветов растут как бы из глубины темного пространства и превращаются в замысловатые кристаллы, сверкающие при луне. Автор не прописывает соцветия до конца, отчего кажется, что они покрыты стайками порхающих мотыльков, а их форма находится в непрерывной трансформации. Концентрация фиолетовых оттенков порождает иллюзию, что атмосфера насыщена ароматом, наполняющим своим дыханием ночь.

«Сирень», 1900 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Картина была написана Михаилом Врубелем на хуторе Николая Ге Ивановское в Черниговской губернии. Художник вместе с женой Надеждой Забелой-Врубель бывал здесь летом в 1897, 1898, 1900 и 1901 годах, навещая семью Екатерины Ге, сестры Надежды Ивановны.


«Сирень», 1900 г. Этюд к одноименной картине. Дерево, масло. Государственный Русский музей.


Среди исследователей творчества маэстро утвердилось мнение о том, что фиолетово-лиловое марево на фоне яркой зелени листьев пробудило в его воображении ускользающий и как будто растворяющийся в ветвях образ юной нимфы Сиринги, убегающей от влюбленного в нее Пана, которую Речной бог для ее же спасения превратил в благоухающий куст. Неутешный поклонник услышал в шелесте листвы прощальную песнь прекрасной девы и сделал из них сирингу, в русском переводе с древнего – свирель. Годом раньше М.В., будучи с Надеждой Ивановной в Хотылево, в гостях в орловском имении Тенишевых, написал картину «Пан». На ней устрашающий хозяин лесов с пронзительно-печальным и добрым выражением ярко синих глаз изображен с неизменной свирелью. Теперь же бурно цветущая сирень на хуторе Ге снова напомнила автору далекий греческий миф.

«Пан» Михаила Александровича скорее русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить «интимнейшую национальную ноту». В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической сути. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мотивах.


Написанная в 1899 году работа относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также полотна «Сирень», «Царевна Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной. Поначалу М.В. начал творить портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней выдал на том же холсте новое произведение. Источником вдохновения для мастера послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир». И сам автор называл свою картину именно «Сатир».


«Пан», 1899 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Иное мнение о героине «Сирени» возникает при внимательном прочтении послания маэстро к Владимиру фон Мекку от 22 июля 1900 года. В нем художник сообщает: «Пишу 2 сюжета: «К ночи» и одну «Ночь». По-видимому, под «Ночью» и подразумевается «Сирень», в которой как раз передано ощущение пряного аромата соцветий в прозрачных сумерках летней лунной ночи. Логика размышлений приводит к «расшифровке» лика, запечатленного на полотне. Это Никта, богиня темноты. Экстатический образ, персонифицирующий ночную тьму. Известны ее изображения в мировом искусстве – всегда в черном покрывале или длинной накидке, прикрепленной к волосам. Так и в картине маэстро, где Никта выступает душой сего фантастического действа.

Картину «К ночи» Врубель написал вслед за «Сиренью» все на том же хуторе Николая Ге в Черниговской губернии. В этой работе художник проявил свой редчайший дар колориста, довел до совершенного мастерства систему рисунка. Необходимо обладать уникальной зрительной памятью, чтобы суметь запечатлеть сложнейшую гамму полотна.
Любопытно, что в процессе работы над ним М.В. пользовался фотографиями лошадей, специально для этого сделанными. Впервые работа экспонировалась под названием «Лошади». Жена художника Надежда Забела называла ее «Степь», как бы отмечая источник вдохновения супруга. Им стала одноименная повесть Антона Павловича Чехова, которая произвела на художника громадное впечатление.


«К ночи», 1900 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
На сгущающуюся ночь дует прохладой от темных просторов Скифской степи, но одинокая фигура, кони и земля будто пронизаны жаром уходящего дня. На рыжем жеребце как будто следы ушедшего за горизонт солнца. На фоне сумрачного неба в бескрайних далях бродят лошади, царит атмосфера нетронутости природы. Воссоединением ее с душой как бы выступает сказочный пастух, который похож на бородатого лешего. Его торс могуч, словно выкован из меди. В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает просторы. Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп табуна. Приглушенные ржаво-красные оттенки вырисовываются в силуэтах, в полунагой смуглой фигуре пастуха, в зарослях чертополохов. Сквозь жесткие черные волосы цыгана проступают рога. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. Человеческий образ, изображенный на фоне пейзажа, сливается с ним, как бы выходя из его недр.

При упоминании картины «Сирень» практически всегда первым на ум приходит полотно, созданное мастером в 1900 году и описанное выше, однако это не единственная работа художника, на которой изображены пышные лиловые цветы.
В 1901 году в начале мая Михаил Александрович вместе с женой вновь приехал на черниговский хутор. Здесь также, как и в прошлом году, благоухающей чащей буйствовала сирень. Фиолетовое душистое облако на фоне зелени листьев в предвечернюю пору снова являло собой фантастическое зрелище, зрелище еще более завораживающее, чем в прошлогодье.
Вернувшись в начале сентября в Москву, Врубель сообщал в письме Николаю Римскому-Корсакову: «Все лето в хуторе я был занят кустом сирени с девицей (Татьяной!) на его фоне. Прошлогодняя моя сирень относится к настоящей вещи, как эскиз к картине. Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее; вот причина, что я упорствую на этом сюжете…».

Еще в 1900 году там на хуторе Врубель написал эскиз «Сирень», который послужил подготовительным материалом к картине «Сирень», исполненной в следующем 1901-м.


«Сирень», 1900 г. Эскиз второго варианта картины. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Какая же тайна открылась Врубелю в красоте богатого цветения, над полнотой выражения которой он бился два лета подряд, так и оставив картину незаконченной? Если в «Сирени» 1900 года читается отсылка к древнему мифу о Никте, то здесь эта загадка кроется в образе Татьяны. Но какой? Пушкинской из поэмы «Евгений Онегин»? Той, которая в полном смятении перед встречей с любимым после письма с признанием бежит, увидав его:

Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
И, задыхаясь, на скамью

Упала…

В сидящей на скамье женской фигуре угадываются черты облика Надежды Забелы. В Харькове в сезоне 1896-1897 годов она исполняла партию Татьяны в опере Петра Ильича. В волшебном, полном тайных смыслов пейзаже с переливающимися тонами ветвей, колышущихся при любом движении ветерка, Врубель услышал фрагменты этой партии, исполняемой его женой, обладающей прозрачной чистоты голосом, словно парящим и тающим, трогающим до глубины души.


Надежда Забела с той самой сиренью.
Изящная фигура на скамье становится душой этого пейзажа, как Никта в «Сирени» из прошлого. А в конечном счете и там, и тут художник стремился выразить вневременной идеал, состояние женской души – смятенной, тревожной, прекрасной…


«Сирень», 1901 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Мотив сирени с его многозначностью и метафоричностью оказался необыкновенно важен для автора и в создании символистских образов, и в формулировании им самих принципов символизма. Потому он несколько раз возвращался к нему, но так и не смог в силу различных обстоятельств закончить. Эта элегия не закрыта Врубелем. Но чудные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте. Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Кисть мастера предельно раскована, каждый ее мазок точен. Колера сиреневые и глубокие зеленые создают удивительное настроение спокойствия, умиротворенности. Незавершенность приоткрывает творческий процесс, поразительное умение намечать большие отношения цвета, точно видеть тон, внутренний орнамент полотна. Над кустами смеется жизнерадостная голова духа природы, одного из тех, которыми древние мифы населяли мир. …И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях вселенской тоски. («Демон Врубеля вытекает из сирени и завершает лицом человеческим минеральную громаду». – Василий Розанов.) И здесь даже недописанный кусок с намеченным силуэтом задумчивой женской фигуры, сидящей на садовой скамейке, нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми пронизан пейзаж.
Во всех картинах мастера природа одухотворена, а люди сотворены из одинакового с ней вещества. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов. Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Цветы же на картинах очеловечены, они как бы оживают, шепчутся и являются одушевленными. Не мыслят друг без друга на картине ландшафт и фигура, они могут перевоплощаться друг в друга. Царящая в сказках стихия превращений естественна для художника, потому что в его творчестве нет перегородок между живым и неживым, между человеком и животным и во всем присутствует единство бытия. А выражение «громадного личного мира» посредством пейзажа, пропущенного сквозь призму души, мифотворчество в трактовке полностью отвечает исканиям авторов «символисткой» эпохи.

И в обаянье гвозди
Сирень, безбольно вбив,
Пылает на погосте,
Вся — фьолевый порыв.

В цветение июня
Кусты свои накрень,
Певучая цветунья,
Крылатая сирень!
             Игорь Северянин

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также:Арт-студия