Марк
Фотограф печатает снимки,
Ночная, глухая пора.
Под месяцем, в облачной дымке,
Курится большая гора.
Летают сухие снежинки,
Окончилось время дождей.
Фотограф печатает снимки —
Являются лица людей.
Но столько на пленке хороших
Ушедших людей и живых,
Чей путь через смерть переброшен,
Как линия рельс мостовых.
А жить так тревожно и сложно,
И жизнь не воротится вспять.
И ведь до конца невозможно
Друг друга на свете понять
И люди, еще невидимки,
Торопят — фотограф, спеши!
Фотограф печатает снимки.
В редакции нет ни души.
Владимир Луговской
В этом зале мы покажем материалы, напрямую связанные с двоюродным братом Валентина Макарова Марком Редькиным, военным фотокорреспондентом из плеяды великих, на уникальное творчество которого можно полюбоваться в первой галерее, которая полностью посвящена его замечательным работам (Галерея Марка Редькина). Также там представлена полная биография мастера.
Надо обязательно отметить, что братья были трогательно и глубоко привязаны друг к другу с самого раннего детства, со времен, когда Валик приезжал к Марику на каникулы в Астрахань. Позже во время войны какое-то время Редькины жили в квартире родной сестры Валентина Нины, кузены тесно общались, а когда оба стали знамениты и узнаваемы, то нередко шутили и разыгрывали знакомых, пользуясь своим необыкновенным внешним сходством.
Марк Редькин родился в 1908 году в центре Нижнего Поволжья городе Астрахани в семье профессионального моряка Степана Назаровича Редькина, что во многом определило его судьбу. В первые годы индустриализации юноша поступил на судоремонтный завод электросварщиком.
По этому случаю отец подарил ему фотоаппарат «Фохтлендер», с помощью которого Редькин сделал свой первый снимок через крупный план гребного винта рабочих, ремонтирующих буксир, и отнес его в городскую газету «Коммунист» художнику отдела иллюстраций Сергею Рябикову. На снимках, представленных ниже, запечатлено семейство Редькиных-Макаровых: среди позирующих на нем можно увидеть молоденького Марка с тем самым легендарным фотоаппаратом; и маститый фотокор и его первый учитель – художник газеты «Коммунист» Сергей Александрович Рябиков.
Газеты «Коммунист» давно нет. Вместо нее сейчас многополосная «Волга». Другие люди работают в редакции, и почти никто не помнит пропахшего махоркой хорошего человека Сей Саныча, угадавшего в молодом сварщике черты иной профессии, которой тот и посвятил жизнь.
Известен как фотограф первых минут Великой Отечественной войны (в ночь на 22 июня 1941 года находился на рыбалке в пограничных частях под Ленинградом и сделал первые снимки после нападения).
Был непосредственным очевидцем военных действий, для более глубокого проникновения в тему съемок «примерял» на себя форму разных родов войск.
Инженер-капитан Марк Редькин готовится к полету в гондоле аэростата, 1-й Белорусский фронт.
Летит.
Во время полета на задание был сбит, при падении зацепился стропами парашюта за крону дерева, летчик погиб. Был снят разведчиками с тяжелым ранением.
Увлеченный заданием.
Был удостоен 14 правительственных наград.
Как корреспондент ТАСС и журнала «Фронтовая иллюстрация» фотографировал попавших в первые дни войны в плен фашистов, первых награжденных в войну Героев Советского Союза, выступления фронтовых бригад, освобожденные города Краснодар, Донецк, Брянск, Керчь, Одессу, Севастополь, поселки и деревни во время боев и перекуров. Принимал участие на съемках освобождения Освенцима в сюжетах военного репортажа «Рассказы о пережитом».
Съемки войны закончил в Берлине в ее последние минуты легендарным снимком «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии».
На поверженной крыше.
Марк Редькин ведет съемку у реки Шпрее.
Фотосессия в разбитом берлинском трамвае.
Легендарные военкоры. Берлин, 1945 года.
Спустя годы.
Вскоре после окончания войны с Германией «Фронтовая иллюстрация» отправила Марка Редькина на Дальневосточный фронт.
В 1946 году Редькин отправился на колесном пароходике «Пропагандист» по Волге из Москвы в Астрахань. После демобилизации поступил на работу в крупнейший печатный орган — журнал «Советский Союз», который выходил на нескольких языках, и поступал во многие страны, что позволило Редькину расширить сферу деятельности. Он ходил на траулерах на рыбный промысел в Баренцево море, ездил по сибирским колхозам на Оби, Енисее и Лене. В рамках работы в журнале спускался в подводном колоколе на дно Черного моря.
Через несколько лет вернулся на работу в ТАСС, где трудился с ихтиологами, мелиораторами, лесоводами над популяризацией родного края в альбоме «Дельта Волги». Позже по заданию ТАСС снял первый арктический поход ледокола «Ленин» и его встречу с ледоколом «Ермак». После этой экспедиции попал на подводную лодку «Северянка», переоборудованную в плавучую ихтиологическую лабораторию, где делал снимки для научных работ. Далее последовали Киргизия с «Декадой русской музыки» и «Концертом в горах»; путешествие в Якутию на добычу алмазов и в Бурятию в Баргузинский государственный биосферный заповедник. Далее — поездки в Гану, на Памир, делались фотографии видов Ленинграда с вертолета, конкурсные фото ленинградских врачей за работой. По заданию газеты «Правда» вместе с Чингизом Айтматовым Редькин был на стройке газопровода Газли — Урал, в Тюмени на «Большой нефти» у геолога Юрия Эрвье на фонтане нефтяных скважин («Нефть пошла»).
К счастью, командование идет навстречу фотокору. Разумеется, теперь и возможностей больше. Оборудуется отличный корреспондентский пункт «на колесах», выделяются неплохие средства связи. Только работай! И Редькин работает – летит на маневры. С вертолета, специально приспособленного для съемки, он фотографирует панораму «сражений». И опять встречи с прежними героями тех огненных лет: Конев, Плиев, Покрышкин…
В семидесятых присутствовал на общевойсковых маневрах Советской Армии «Днепр». Фотографии с этих маневров «На учениях», «Днепр», «Вперед» отмечены конкурсными наградами.
К XXII Олимпийским играм в Москве издал серию праздничных открыток.
С 1958 по 1983 годы с успехом участвовал в проведении персональных выставок (смотри Галерею Марка Редькина, зал Биография).
Получал уроки мастерства у Якова Халипа, Георгия Петрусова, Макса Альперта. Являлся членом Союза журналистов СССР, за успехи в творчестве был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Неугомонный журналистский характер и на восьмом десятке носил человека по разным местам огромной Родины и за ее пределами. Всегда он умел найти интересное и показать в своих работах. К этом следует добавить, что он из счастливого числа вездесущих репортеров, с которыми всегда что-то случается. Впрочем, ничего необъяснимого здесь нет: любознательность, умение отделить главное от второстепенного, способность быстро и дружелюбно сходиться с людьми, неиссякаемая энергия, мягкий, ненавязчивый юмор, тонкий художественный вкус отличают человека, с которым мы знакомим наших читателей.
Марк Редькин скончался в Москве в 1987 году, захоронен в колумбарии на Донском кладбище.
Памяти славного фотокора: