ГРАЦИЯ И ПЛАСТИКА
Современная жизнь полна движения. Спорт – кульминация движения, — движение в нем освобождается от случайного, делается отработанным, чистым и поэтому красивым. Красота спорта – это красота движения, идущего к совершенству. Поэтому я люблю спорт, высокую культуру человеческого движения.
Юрий Пименов
Анатолий Кущ. «На вышке – Ж. Цырульникова», 1979 г. Бронза, литье. Государственная Третьяковская галерея.
Жанна Феликсовна Цырульникова –двукратная чемпионка Европы, двукратная обладательница Кубка Европы, победительница Всемирной универсиады, бронзовый призер Игр доброй воли.
Елена Янсон-Манизер. «Баскетболистка», 1926 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Иосиф Чайков. «Прыжок с шестом», 1952 г. Силумин, сталь, керамика. Государственная Третьяковская галерея.
Владимир Вахрамеев. «Ольга Корбут», 1973 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Ольга Валентиновна Корбут – советская гимнастка, четырехкратная олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта СССР. Первой исполнила на соревнованиях сверхсложный элемент, названный впоследствии «петлей Корбут»: гимнастка встает на высокую часть разновысоких брусьев и делает фляк (переворот назад), цепляясь руками за верхнюю перекладину брусьев. Элемент был исполнен во время ее упражнения на брусьях на Олимпиаде в Мюнхене. В настоящее время «петля Корбут» запрещена на официальных соревнованиях, так как очень опасна.
Владимир Гаврилов. «Мастер спорта СССР Елена Тяжелова», 1967 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Елена Тяжелова – гимнастка, чемпионка СССР в вольных упражнениях, в 1960-х входила в состав олимпийской сборной СССР по спортивной гимнастике.
Борис Тальберг. «Пять гимнасток на красном фоне», 1971 г. Эскиз к картине «Гимнастки». Бумага мелованная, темпера, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.
Борис Тальберг. «Пять гимнасток с обручем и мячом («Гимнастки»)», 1971 г. Бумага мелованная, темпера, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.
Муриват Бекназаров. «Тренер», 1978-1979 гг. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Рузы Чарыев. «Гимнастки», 1971 г. Синтетический картон, грунт, темпера. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Дмитрий Жилинский. «Гимнасты СССР», 1964-1965 гг. Фотовоспроизведение лайтбокс. Государственный русский музей.
«Картина Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Гимнасты» была встречена с удивлением и одобрением как нами, гимнастами, так и в обществе художников. Во-первых, в связи с величиной — 4х3 метра. Во-вторых, из-за нетрадиционного изображения гимнастов: не в полетах, а по-человечески обычно, я бы сказал, телесно-портретно. Но прежде всего, конечно, поражала глубина проникновения художника в суть изображения и психологию гимнастов. Я помню, как Жилинский посещал наши тренировки. Работал он скромно, незаметно, не прерывая тренировочного процесса, и никого не просил позировать.
Картина фиксирует исторический период подготовки многонациональной сборной команды Советского Союза по гимнастике к Олимпийским играм 1964 года в Токио. Здесь мы видим ветеранов и принимающих от них эстафету представителей нового поколения.
Эта картина – замечательный памятник художнику и сильнейшим гимнастам СССР и мира того времени.