Небесная терция
Для более глубокого погружения в атмосферу экспозиции этот зал оснащен музыкальным аудиофайлом.
«Как Соловей о Розе». Музыка Тихона Хренникова, текст Павла Антокольского, поет Михаил Александрович.
В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.
Не так ли ты поешь для хладной красоты?
Опомнись, о, поэт, к чему стремишься ты?
Она не слушает, не чувствует поэта;
Глядишь — она цветет; взываешь — нет ответа.
Александр Пушкин
«Будить душу от мелочей будничного величавыми образами» – так определил Врубель миссию художника. Период с 1890 по 1902 гг. – для него лучшее, щедрое на творческие замыслы и их воплощение время. В 1894 году были созданы монументально-декоративные панно «Розы и орхидеи», «Хризантемы», «Желтые розы». Этот величавый триптих заказала молодому художнику Елизавета Дункер – владелица богатого московского особняка на Поварской улице.
Эти панно когда-то украшали потолок над парадной лестницей. Круглые плафоны располагались по обеим сторонам центрального, имеющего сложную форму. Подобные композиционные решения с иллюзией прорыва пространства характерны для позднего Возрождения.
Вид в зеркало.
Плафоны отличает возвышенный строй образов, унаследованный Врубелем от академической школы. Мастер всегда восхищался совершенством природы и особенно цветами, в которых видел живые драгоценности. Они — символ вечной, нетленной красоты — у Врубеля получают поэтическое воплощение.
В центре потолка располагалось сложное панно «Хризантемы», а по обеим сторонам от него — круглые с розами.
Пышный букет белых хризантем на центральной композиции вознесен вверх, к таинственным сумрачным небесам. Торжественной ночной мелодии вторят проникающие в небо темно-красные гладиолусы. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину царства флоры. Тема величия распустившейся природы развивается и в круглых плафонах торжественностью звучания и построением – компоновкой букетов и абриса облаков, как бы замыкающих построение триптиха.
«Хризантемы», 1894 г. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Девять роз — темно-бордовые, желтые и розовые — венчаются в правом медальоне цветком бегонии с широкими темно-зелеными листьями.
«Желтые розы», 1894 г. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
В левом плафоне над букетом роз воспаряют лилии. Их экспрессивно-выразительная форма, хрустальная прозрачность и утонченность лепестков знакома нам и по другим врубелевским произведениям.
«Розы и орхидеи», 1894 г. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Художник обращается к любимой им теме ночи. В наступающих сумерках преображается, становится таинственным сад. Вазы, наполненные цветами, и брошенная на перила темно-зеленая драпировка (возможно, плащ) вызывают в воображении сцену встречи Ромео и Джульетты в саду Капулетти.
«Хризантемы», 1894 г. Фрагмент центрального плафона. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Балкон «Ромео и Джульетты», 1890 г. Картон, акварель, графитный карандаш. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево.
Плафоны отличает характерная для мастера живописная техника. Широкий красочный мазок, выявляющий структуру и формирующий объем цветов и листьев, создает подобие драгоценного, пронизанного светом кристалла.
Накануне революции плафоны оказались в собрании банкиров Рябушинских.
Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировались, плафоны «Цветы» поступили в собственность Государственного музейного фонда.
В 1927 году их по праву очередности передали в Омский музей на родину художника.