«ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР». ВЕЧНЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
В самом романтичном диске рубрики находятся песни о главном. В силу эмоциональной натуры исполнителя, лирика — любимая и самая успешная его тема, в раскрытии которой он притягивал к себе на концерты огромное количество зрителей, многие из них становились постоянными слушателями и поклонниками. Лирические песни представлены в разных жанрах: джаз-композициях, романсах, шутливых и глубоко трогательных распевах, но все они о самом важном чувстве на земле и звучат для вас, дорогие посетители канала…
Создатели сайта попытались представить песни в истории раскрытия чувств у их героя.
Где вы, Гармонии сыны?..
Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви, восторга и весны!..
Как в полном, пламенном расцвете,
При первом утра юном свете,
Блистают розы и горят;
Как зефир в радостном полете
Их разливает аромат:
Так, разливайся, жизни сладость,
Певцы!.. за вами по следам!..
Так порхай наша, други, младость
По светлым счастия цветам!..
Федор Тютчев
«Уж совсем светло». Музыка Валентина Макарова, текст Константина Иванова, исполняет инструментальный ансамбль под руководством Алексея Ковалева, солист Иван Шмелев.
Чтобы понять удачливость опытов Валентина Макарова в области лирического романса, надо вспомнить, что давно наметившийся разрыв между ним и массовой песней стал особенно ощутим в сороковые годы. Началась война, и запросы к композиторам стали таковы, что мелодии должны были быть просты в исполнении и хорошо запоминаться, элегии же из-за их сложности стали менее востребованы, что очень мешало распространению романсовой литературы: жанру угрожало обыкновенное исчезновение.
Любовь и песня — два крыла его жизни (в партии Фигаро).
Возникла необходимость сближения и взаимообогащения этих двух «стилей». За счет большой искренности, но не нарочитости автор идет прямым путем к сердцу слушателя, открывая свои глубоко личные переживания и отказываясь от многих условных традиционных элементов романса в пользу песни. Опус был начат (мотив) в 1943 году, когда композитор находился в зоне военных действий в Севастополе, в те дни у него в Москве тяжело болела жена. Непрерывно думая об этом ночами, он развивал в мыслях тему новой особенной песни о любви. Позже именно с этим произведением жена уговорила маэстро принять участие в конкурсе Главного Политического Управления ВМФ в феврале 1946 года. Но исполнение автору не понравилось, и он надолго забыл об этой своей пьесе. Позже ее исполнил его близкий друг певец Иван Шмелев, посвятив свое исполнение вице-адмиралу Александру Немитцу, после чего она стала одним из самых популярных лирических хитов на радио и в концертах. Подробная история написания, записи и событий вокруг этой песни-романса раскрыта в рассказах «ДВА КАПИТАНА» и «УЖ СОВСЕМ СВЕТЛО». ВАЛЕНТИН МАКАРОВ: НЕМНОГО ЛИЧНОГО» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Лена». Музыка Моисея Вайнберга, текст Михаила Дудина, поет Иван Шмелев.
Песня Пети из кинофильма «Укротительница тигров», напетая в ленте героем Леонида Быкова. В те времена было принято после выхода музыкальных кинокартин на экраны записывать прозвучавшие там хиты в исполнении профессиональных музыкантов. Это один из таких экспериментов, Иван долго изучал интонации необычного актера, потом спел, как лежало у самого, с иронией. «Ну насмешил, тебе все так и поверили, — заметил исполнителю артист. — С такой внешностью и фактурой не Мокина, а Федора петь нужно!» Что певец тут же и сделал.
«Чем больше вижусь». Музыка Гарри Уоррена, русский текст Самуила Болотина, поет Иван Шмелев.
Песня прозвучала в военном музыкальном фильме производства студии 20th Century FOX («XX век Фокс») «Бриллиантовая подкова», снятом в самом конце известных мировых событий. СССР и США на тот момент были военными и стратегическими партнерами, и фильм по программе ленд-лиза довольно скоро поступил в Советский Союз. Так солнечная буржуазная джазовая музыка Запада очаровала слушателей страны, готовящейся примерить на себе венец победителя. Казалось, тогда не было пределов и в светлых настроениях, и в готовности интерпретировать чужие мелодии, и просто в беззаботной радости. Позже певец посвятил исполнение Гарольду Кузнецову, советскому летчику, командиру экипажа Ту-104А, потерпевшего катастрофу 17 октября 1958 года, история которого подробно раскрыта в рассказе «И СНОВА 104 СТРАНИЦЫ ПРО ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Любовь как песня». Музыка Валентина Кручинина, текст Ольги Фадеевой, поет Иван Шмелев.
«Впервые сказала: «Люблю!», песня из кинофильма «Укротительница тигров». Музыка Моисея Вайнберга, текст Михаила Дудина, поют Виктория Иванова и Иван Шмелев.
«Укротительница тигров» — советский комедийный художественный фильм, поставленный в 1954 году режиссерами Надеждой Кошеверовой и Александром Ивановским. Знаменитый мотогонщик Федор Ермолаев после очередной победы на соревнованиях знакомится с директором цирка. Тот приглашает молодого человека зайти к нему на разговор в кабинет, где гонщик становится свидетелем того, как из клетки выбрался тигр. Загнать его обратно берется девушка из цирковой семьи Леночка Воронцова, мечтающая о карьере дрессировщика. Как и положено первоклассной мелодраме, между героями случается симпатия. Тут стоит сказать особенное слово о партнерше Ивана по песне. Еще в годы учебы молоденькая Ия стала записываться на радио и в 1960-х годах приобрела широкую популярность как камерная и эстрадная певица с прозрачным, нежным тембром, со свободной и естественной вокализацией. С первых выступлений на радио и на концертной эстраде складывался разнообразный репертуар певицы, который постоянно расширялся, обогащался и вошел в золотой фонд записей Всесоюзного радио — на хранении в Телерадиофонде России находится свыше 200 звукозаписей ее исполнения. Репертуар Ивановой состоял из музыки разных эпох: классической, романтической, барочной (Глинка, Даргомыжский, Моцарт). Она пела камерные произведения Шумана, Брамса, Дебюсси, Малера. В ее программах была старинная французская и английская музыка, редкие русские распевы и романсы, обыкновенная советская песня. Романс «Вам не понять моей печали» служил своеобразной визитной карточкой певицы. Как только это оказалось дозволенным, она стала вокализировать духовную музыку. Но, обладавшая высокой внутренней и эстетической культурой, она, не обладая природной силой голоса, никогда не пела оперных произведений, зная такие свои особенности. Иван же, обладатель большого баритона, восхищавшийся этой культурой партнерши, при исполнении дуэта как бы отодвинулся на второй план, пропуская ее вперед, предлагая ей возможность раскрыть свой нежный тембр и интонации для слушателя.
«Звездочка». Музыка Аркадия Островского, текст Якова Белинского, поет Иван Шмелев.
После совместной работы над сюитой «Река-богатырь» поэт Яков Белинский, сблизившийся с исполнителем, написал для него несколько шлягеров, один из них в сотворчестве с композитором Аркадием Островским о лиричных отношениях молодой влюбленной пары. Зарисовка исполнялась от имени юноши, обращающегося к своей подруге. После первой репетиции стало казаться, что песня, в которой шла речь о стройконторах и электросварщиках, скучновата в своей обыденности, и тогда Белинский предложил Шмелеву самому найти слово для текста, от которого он будет отталкиваться. Певец выбрал «звездочку», ассоциируя ее с образом самой девушки, и песня прозвучала, получив свое сегодняшнее название.
«Поклонница». Музыка Владимира Семенова, текст Леонида Куксо, поет Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
Забавная история, закрутившаяся вокруг событий из песни, подробно рассказана в очерке «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИЦЫ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Золотой вечер». Музыка Александра Цфасмана, текст Вадима Сикорского, поет Иван Шмелев.
«За рекой гармоника пела про страдания…», поет Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
К сожалению, авторство этой песни на сегодняшний день утрачено. Как только появится новая информация, мы обязательно ее представим. История, связанная с исполнением, показана в рассказе «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА…» в рубрике«ЧИТАЛЬНЯ».
«Сормовская лирическая». Музыка Бориса Мокроусова, текст Евгения Долматовского, поют Петр Киричек и Иван Шмелев (соло).
В 1949 году в Горьком отмечался день столетия судостроительного завода «Красное Сормово», празднование которого планировалось встретить шикарным Гала-концертом. Ради события завод объявил конкурс на памятное музыкальное произведение. Композиторы и поэты сочиняли оратории и торжественные увертюры. Среди них и Борис Мокроусов со своим новоиспеченным коллегой, поэтом Евгением Долматовским стремились «урезать» добротный марш. Чтобы близко прочувствовать настроения заводчан, авторы пытались быть ближе к событиям: прописались в цехах и общежитиях. Но с маршем не шло. Директор завода Ефим Рубинчик подсказал композитору: «Конечно, все это хорошо, Борис, но пройдет юбилей, и отшумит твой марш… Так, для себя, для души петь его не станешь… А нам бы такое, что и после юбилея хотелось петь…». И вдохновленный идеей простоты композитор сочинил мелодию. А немногим раньше к Долматовскому постучались «две девушки в черно-синей форме ремесленного» с просьбой написать им обычную песню, которую им хотелось исполнить дуэтом. И, ответив на просьбу, поэт положил на мотив своего коллеги незатейливый текст. Спев готовую песню несколько раз, партнеры услышали, «что именно эти слова с этой музыкой составляют единое целое». «Сормовскую лирическую» поручили исполнить солистам заводского хора Маргарите Рыбиной и Геннадию Бакову. Иван же Шмелев и Петр Киричек первыми открыли песню для большой публики, записав ее на студии грамзаписи в том же 1949-м. К сожалению, песня была выпущена в свет в очень ускоренном формате, так как время звучания на старых виниловых пластинках было весьма ограничено, сегодня мы предлагаем слушателям первоначальную скорость записи, на которой голоса певцов раскрываются гораздо теплее и мягче.
«Сормовская лирическая». Музыка Бориса Мокроусова, текст Евгения Долматовского, поют Борис Мокроусов и Иван Шмелев (соло).
Удачная песня моментально набрала популярность и успешно исполнялась по радио. Ее мотив звучал горьковскими позывными, став визиткой и лицом города. Жители других поселений страны переиначивали ее стихи. По словам Долматовского, из всех его песен «Сормовская лирическая» была чемпионом по количеству таких переделок». Конечно, никак нельзя было согласиться про «девушек краше, чем в Сормове нашем», «но мы не согласны, что девушек краше, чем в Сормове вашем, нигде не найдем», «но город наш краше, чем Сормово ваше, в нем девушек больше хороших живет». Да и прикипевший к ней душой композитор не хотел отпускать от себя песню и попросил своего любимца певца записать ее снова, где сам исполнил в ней втору. Этот вариант звучания он считал самым нежным и чувственным. Подробная и наиболее достоверная история написания, исполнения и популярности этой песни в рассказе Николая Кружкова «НОВОЕ ДЕЛО О «СОРМОВСКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Где ты?» Музыка Бориса Мокроусова, текст Николая Черкеза, поет Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
Это пронзительно-эмоциональное исполнение своей песни композитор Борис Мокроусов очень ценил и считал лучшим, исполнение посвящается Нике, первой большой и трогательной любви Ивана-певца. Образ девушки, которой посвящено исполнение, описан в истории «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Мне бесконечно жаль». Музыка Курта Левиннека, обработка Александра Цфасмана, текст Бориса Тимофеева-Еропкина, поет Иван Шмелев.
Отрывок из книги: «Сегодня в ноябре 1944 года у него праздничный день. Наконец, случилось – интересная репетиция, настоящий материал, для этого он и приехал на радио увидеться с любимым музыкантом Сашей Цфасманом и задиристым стихоплетом Борисом Тимофеевым. Новая песня – всегда хорошее настроение. И еще думы кружатся вокруг домашних. Скоро сыну будет год. У него даже горло перехватило от дорогих бережных мыслей, какой такой судьбоносный сюрприз-ответ можно дать его маме? Это она в декабре сорок третьего сделала ему желанный подарок, называемый «Митенька». Ох, как им, всем мужикам военного времени, выезжавшим на фронты, нужны были такие вот Митеньки. Он доверительно попросил жену о нем. Безоговорочно верил ей, что она ему не откажет в этой его просьбе. Какой земной восторг он испытал, когда она протянула ему в руки кулек счастья весом почти пять килограммов спустя год и три месяца после их женитьбы. Расскажи такой экранный сюжет кому-нибудь: и война, и свадьба, и сын-богатырь – «близнец» отца-героя. И Митька сам бы не поверил, что это жизнь, не сказка, если бы не родился.
Но так у них было. На таких полутонах она их чувствовала и ни в чем не могла отказать лучшему солисту Ансамбля НКВД, будущему солисту Гастрольбюро СССР. Он, будучи заграбастанным суровыми силами республики, вляпался в Ансамбль песни и пляски три года назад большим любимцем судьбы, вокальным молодцем – оперным артистом, доверху наполненным смелыми творческими мечтами. А влипнув в коллектив бескомпромиссного ведомства, как-то скоро начал себя терять.
В ансамбле было плохо. За три месяца лепи программу, чтобы угодить придирчивому сыщику. Не угодишь, кто будет виноват? Ты, Иванушка-дурачок, или танцор из соседнего цеха? Может, режиссер Николай Эрдман или просто актер Юра Любимов из новой постановки?
Но с сорок первого что-то подвинулось, с сорок второго появилось содержание, с сорок третьего – песни. Сейчас шел сорок четвертый, в воздухе грезила весна победная, многое стало позволяться, кое-что новое стало привноситься извне.
На фоне разгромов и развалов, мрачных переживаний времени из осажденной Европы пришло прекрасное танго любви и сомнения, такое воздушное, эфемерное и беззаботное, с таким слегка надломленным, как и полается утрированному жанру, образом, в бесподобно ангельском, невесомом исполнении Тино Росси.
Но такое, оно было не для страны, в которой ушли и уходили миллионы, в которой были содраны остатки культурного лака, в которой продолжали калечиться судьбы.
В подаче русскими авторами, композитором Александром Цфасманом, поэтом Борисом Тимофеевым и певцом Иваном Шмелевым, этот чужой ускользающе-притягательный хит должен был сделаться непременно нашим, здешним, родным, спетым человеком из плоти и крови, без тени бестелесной легковесности. Это танго любви живого неабстрактного мужчины к женщине. Именно такое, близкое и сердечное, Ваня и придумал подарить своей жене на рождение их сына, потому что и женитьбой своей, и Митькиным появлением на свет он, живой, не абстрактный, в сороковых протестовал против смерти. Это был его личный протест, его настойчивая жажда мира. И сейчас ему было важно отвлечь слушателей от горестей и страхов. Любой возможностью заставить думать не про голодные карточки, не про грядущий холод, ни в коем случае не задеть их память мыслями о похоронках. И, дай Бог, получится, всем своим беспокойным сердцем, помочь перейти Рубикон войны.
И, перебирая груду своих переживаний, он увидел в этой мелодии, в словах настоящую реальность рассказать о прекрасных тонких чувствах, таких хрупких и несмелых, почти робких, какие он испытал впервые, когда ждал на свою первую встречу маму своего сынишки. Тогда ему, хоть и обласканному судьбой, уверенному, но и совсем неуверенному в себе мужчине, пусть и солисту, но все-таки бывшему слесарю с вагоноремонтного завода, мерещилось, что она, дочка самых настоящих дворян, исповедующая живопись, фортепьяно, танцы, может к нему, фабричному лаптю, не прийти. Она, такая чистая и нежная, близкая, очень близкая… Он просто изрядно трусил, что в одну секунду может ее отрезвить неограненностью, бестолковостью, может быть, излишней простотой, разочаровать, просто-напросто оттолкнуть. Как он желал и смущался их вечернего свидания в летних посадках, оглушенных пением птиц и синевой фиалок, свидания в конце июня сорок первого рядом с поездом, который, обгоняя обстрелы, вез их ансамбль скорее в Москву. Началась война, а у него произошла любовь…
Итак, трио мастеров порешило: отложив «про сапоги, гимнастерки и «танки быстры», записать это танго. Облегченный мотив и новый текст «расшить» эмоцией героя, просто, без упреков и слез, но с искренним почтением к желанной, таким, что слабнет голос и не находится слов. Только-то три небольших незатейливых куплета. И в них все его трепетное чувство перед непрошеной, но очень нужной для него любовью. И страх сомнения, и горечь утраты, когда любимая не пришла к нему, и тут же счастливое до стука в сердце воспоминание, что не пришла лишь потому, что просто не сумела – снова помешала война. И он тогда пообещал, что сделает все-все, чтобы ее грезы, не смотря на войну, разлуку, поезда, бригадные грузовики, обстрелы, карточки, буржуйки и блокады, ее мечты силой его чувств непременно случатся…».
Написанию и исполнению этого опуса посвящен рассказ «МНЕ БЕСКОНЕЧНО ЖАЛЬ. ИСТОРИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОДНОГО ТАНГО» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Опавшие листья». Музыка Жозефа Косма, русский текст Татьяны Сикорской, Самуила Болотина, Ивана Шмелева, поет Иван Шмелев.
Песня написана в 1945 году французским композитором венгерского происхождения Жозефом Косма к фильму «Врата ночи», где ее исполнили Ив Монтан, игравший роль главного героя, и Ирен Йоахим, певшая за главную героиню. Шансон прозвучал на французском языке под названием Les Feuilles Mortes (буквально «Мертвые листья»). Шлягер этот стал настолько успешен в мировом эстрадном пространстве, что в 1947-м был переведен на английский язык, а в 1956 году в СССР вышел на пластинке с русскоязычной версией Николая Доризо в исполнении Гелены Великановой. Позже Татьяной Сикорской и Самуилом Болотиным был сделан другой вариант перевода, который исполнил в своем последнем в жизни радиоконцерте, навсегда прощаясь с публикой, Иван Шмелев (смотри рассказ «ЕГО ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОКЛОН» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»).
Прощание (в партии Алеко).
«Я сегодня грущу» («Ты вновь вернулась»). Музыка Александра Цфасмана, текст Самуила Болотина, поет Иван Шмелев.
Я сегодня грущу,
Мне вспомнилось прощание с тобой,
Друг дорогой.
Я сегодня грущу,
И звезды, словно твой лучистый взгляд,
Тоже грустят.
Мне ни песен, ни слов не надо,
И душа ничему не рада.
И весенняя ночь не может сердцу помочь.
Я сегодня грущу,
Мне чудится повсюду наяву
Жар твоих рук.
Я сегодня грущу,
Как мальчик, заблудившийся зову.
Где ты, мой друг?
Да, я знал, я с тобой не буду.
Я не ждал, я не верил чуду,
Но, как в радостном сне,
Ты вновь вернулась ко мне!
«Ты моя». Авторы Маделин Хайд, Генри Френсис, текст Татьяны Сикорской и Самуила Болотина, исполняет джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана, солист Иван Шмелев.
Исполнение посвящается Насте Шмелевой.
«Вечерний час». Музыка Оскара Фельцмана, текст Ольги Фадеевой, поет Иван Шмелев (первое исполнение). В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
Очень редкая песня, нередко ошибочно встречается под другими названиями, например, «Лунный город» в исполнении Тамары Кравцовой.
«Весенний вечер». Музыка Юрия Слонова, текст Льва Ошанина, поет Иван Шмелев.
Во время войны композитор Юрий Слонов пребывал в составе ВМФ на Черноморье в тесном общении с композитором Валентином Макаровым, где сослуживцы близко сдружились.
«Други» под яблоней. Фото Ивана Шмелева.
Их большая дружба привела к знакомству Слонова со Шмелевым на даче, где приятели вместе проводили время, в том числе и творческое: в наполненном яблоневым и сливовым ароматом саду попыхивал заброшенный музыкантами самовар, в доме перебивались звуки фортепьяно и возбужденных мужских голосов, в этом беспорядке рождались песни, одна из них перед вами. Она была подарком певца жене на рождение дочки, появившейся на свет спустя три месяца после записи.
Отрывок из книги: «Когда Митьке исполнилось три года, они подарили ему целый «гараж» цветных автомобилей, а потом ласково-настойчиво объявили, что всем его машинкам, бельчатам и крольчатам тесно в родительской спальне, и вместе с ними перевели жить в детскую комнату. А вернее, ее в таковую превратили. Повесили шторки с мишками и поставили две кроватки, игрушки. Тогда-то мама, едва удерживая радость, сообщила, что он станет братиком. Что такое стать братиком, и в чем будет его задача, Митька понимал очень слабо. Но то, что детей в их дом не приносили аисты и в капусте его не находили, он знал однозначно. Именно в тот год в мае они втроем переехали на дачу совсем недалеко от Москвы. Кругом весенними ручьями лилось восхитительное солнце. Кудрявилась листва в кустах сирени, яблони волновали ароматом сад. А в вечернем свете малиновых размывов за отсутствием Ивана исполняли колыбельные арпеджио вернувшиеся до дома птицы. И расслабленная природой Настя совсем не настаивала на ненавистной малому овсянке и много времени проводила за чтением ему «Мух-Цокотух». А по выходным Иван рассказывал даже «Руслана с Людмилой», когда, вырвавшись из студии, прилетал к ним, сметая преграды в пути. И все вместе по ролям видели и карлу, и пыльную Голову, а главное, цепного кота.
А теми буднями, когда маэстро выступал на радио, мама с сыном ждали на крылечке, Митень, щедро накупанный и укутанный огромным плюшем, доверчиво прижимался к Насте тельцем, утыкаясь в ее уютный округлившийся живот. Мама обнимала его, ласково мурлыкала, мечтательно вздыхала, рассматривая серебряно-лучистыми глазами кромку гаснущего неба.
Именно тогда отец и записал «Весенний вечер».
Милый друг, нам с тобой бывало грустно не раз,
Но сколько знали мы радостных дней.
Он далек этот взгляд, что связал когда-то нас,
А любовь все сильней и сильней.
И как же хорошо им было в те дни в Подмосковье. Иван поселил самых дорогих вместе с соловьями. Возвращался к ним, выигрывая повод. Вот он и сейчас, пригнав сюрпризом, приоткрыл калитку, приготовившись что-то шутливо крикнуть, и тут же замолк. И у сурового сердце разомлело бы при виде «мастерского полотна». На крылечке, завернувшись в плюшевый плед, спала молодая женщина, прижимая к сладким разомкнутым губам теплые ладошки сына. А их отец, замерев от восторга, только бы не спугнуть таинство, с нежностью рассматривал складочки, морщинки, реснички у своих бесценных ангелов. Она услышала его сквозь дрему, встрепенулась, порывисто приподнялась, расцвела. И Митька, растирая глазки, подогнув ножки, сонно полез к отцу. Иван подхватил его одной рукой и не опуская, тут же поцеловал Настю, а вторая рука так естественно, чувственно легла на ее живот и мягко сжалась. Жена вспыхнула, перехватила его особенный сейчас взгляд, улыбнулась. И внимательный Митька тоже потянулся к маме. Он знал, что у нее там спрятан малыш, которого все ждали. Такими были воспоминания лета.
Первый взгляд — тихий взгляд и пальцы трепетных рук
Больше слов говорили для нас,
Всю печаль, всю мечту в этот вечер, милый друг,
Нам сказал ясный взгляд любимых глаз.
Ночью Митьке приснилось что-то невообразимо страшное: он взрослел и падал в колодец. С ужасом вскочил, пошлепал искать защиту – в родительской застыли темнота с тишиной. Зажмурившись, малой пробрался в сад. Там в густых сумерках наперекор снам лихо упивались соловьи. А исчезнувшие мама с папой сидели на крыльце и, обнявшись, целовались. И не услышали робкие родные шаги. А он, увидев их, просиял, уверенно раздвинул руки, забрался к маме на колени, повернул ее голову и принялся изображать папу, чмокая близкие губы, оставляя им влажные приветики детства. И папа, весело рассмеявшись, подыграл малому, встав вслед за ним в очередь за «вишней». Уже тогда в их послевоенном коллективе старший мужчина обучал младшего выражать нежность, пусть это многими высокомерно осуждалось, но у Насти и Вани, они так решили, не должен расти бесчувственный брутал…
Милый друг за окном весенний ветер притих,
Улыбнись, ничего не тая.
Ведь нигде на земле нет желанней губ твоих,
Нет роднее души, чем твоя.
В конце лета у них родилась дочка, самый светлый их ребенок, милый солнечный хохотун…».
«Тропки-дорожки». Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Алексея Фатьянова, поет Иван Шмелев (первое исполнение).
Истоки музыкального стиля лирических песен Соловьева-Седого исходят, с одной стороны, из народных песен Псковщины, с другой стороны, из городской песни и городского романса начала XX века. Ясный и четкий контур мотива, изогнутость мелодического хода, требование к выверенной вокализации, модализм делают эту песню схожей по сложности с небольшой арией и требуют исполнения профессиональным певцом с большими возможностями. Вероятно, по этой причине эта богатая по мелодии и тексту песня редко звучит на застольях, для слушателя же она была исполнена с тонкими эмоциями, особенной выразительности достигнув в последнем куплете, что придало ей очарование глубокой интимности и таинства. Посвящается жене исполнителя Насте.
«Гармонист идет по улице», поет Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
К сожалению, авторство этой песни на сегодняшний день утрачено. Как только появится новая информация, мы обязательно ее представим. История, связанная с исполнением, показана в рассказе «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ«.
«Сердце, тебе не хочется покоя», песня Кости из кинофильма «Веселые ребята». Музыка Исаака Дунаевского, текст Василия Лебедева-Кумача.
Это была зима — зима чувств. Усталость, столь неожиданная для молодого духа Дунаевского, сковала его сознание. Еще ничего не произошло и ничего не случилось. Но предчувствие чего-то эпохального уже проникало в прилетающие мелодии, случайно в них обнажаясь… Високосный перевал с 1933 на 1934 год оказался холодным. По воспоминаниям Александрова можно понять, что он, как медведь, насел на своего композитора с бесконечными просьбами и требованиями. Приходилось выслушивать, соглашаться, улыбаться, переделывать… «Музыка сидела где-то рядом, вот-вот вылупится… Но не вылупливалась. Да и названия будущему чуду еще не было. Была «Джаз-комедия», которая еще не стала «Веселыми ребятами». Между делом Исаак работал над бесконечными музыкальными обозрениями, которые с удовольствием сочинял, перелагая классиков за той линией, где заканчивались их темы и начиналось его творчество, от которого кипела кровь. Именно в это время его срочно, на несколько дней оторвав от записи музыки к фильму «Дважды рожденный», вызвал в Москву эпохальный режиссер. «На вокзал он чуть не опоздал, вошел в купе, бросил чемодан. Оглянулся. Его соседкой оказалась женщина, светло-русая блондинка с приятными чертами лица. Женщин подобного типа рисовал Крамской. В них жила какая-то загадка, словно они были дочерьми сфинкса. Такие женщины пробуждали в нем полузабытые воспоминания, смутные фантазии, рождали чувства, которым нельзя было дать выход.… Поезд неожиданно остановился. Дунаевский даже не отдал себе отчета, была ли это станция или так, случайная остановка, настолько его поглотило наблюдение за незнакомкой. В голове запрыгали мячики нот — какая-то мелодия. Он вспомнил фразу, написанную Лебедевым-Кумачом: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен». Ее звали Наташей, Натальей Николаевной Гаяриной. В его жизни свершилась перемена. Он сам толком не отдавал себе отчета в том, как это произошло. Но его тянуло к ней, и бороться с этим стало невозможно. Он стал с ней встречаться, того требовала его музыка, сидящая в нем. А после завороженно слушал, как в нем расправляет крылья огромная великая мелодия… и от этого приходило большое безрассудное счастье… Подробная история отношений и появления песни в рассказе «СПАСИБО, СЕРДЦЕ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Давным-давно…», музыкальная композиция к одноименному спектаклю. Музыка Тихона Хренникова, текст Александра Гладкова, поет Иван Шмелев.
С началом войны семья Хренниковых отправляется в эвакуацию в Свердловск. Туда же на Урал уехал и Центральный театр Красной армии, руководитель которого Алексей Попов предложил композитору заведовать музыкальной частью, а также написать заставки к пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» о событиях героического 1812 года. Это совпадало с собственными желаниями молодого автора, он любил работать с большими формами. Пьеса с песнями Тихона впервые предстала перед зрителем в Свердловске в 1942 году в постановке ЦТКА. Можно без малейшего преувеличения сказать, что эта удивительно оптимистичная яркая и живая музыка и сегодня греет души миллионов людей. С таким же оптимизмом, вложив частичку своего солнца, поет ее для слушателей и Иван Шмелев.
Давным-давно (Тихон Хренников в центре в верхнем ряду, Иван Шмелев крайний справа в нижнем).
В разделе находятся наиболее удачно исполненные песни по мнению создателей сайта. Максимально полную дискографию Ивана Шмелева можно прослушать в рубрике «АБОНЕМЕНТ», в разделе «ДИСКОГРАФИЯ».