Весенний вечер

В самом романтичном диске рубрики находятся песни о главном. В силу эмоциональной натуры исполнителя лирика — любимая и самая успешная его тема, в раскрытии которой он притягивал к себе на концерты большое количество зрителей, многие из них становились постоянными слушателями и поклонниками. Лирические песни представлены в разных жанрах: джаз-композиции, романсы, шутливые и глубоко трогательные распевы, но все они о самом важном чувстве на земле и звучат для вас, дорогие посетители канала…  
Создатели сайта попытались представить песни в истории раскрытия чувств у их героя.


Любовь и песня — два крыла его жизни (в партии Фигаро). Фото из архива Дмитрия Шмелева. 

 «Уж совсем светло». Музыка Валентина Макарова, текст Константина Иванова, исполняет инструментальный ансамбль под руководством Алексея Ковалева, солист — Иван Шмелев.
Чтобы понять удачливость опытов Валентина Макарова в области лирического романса, надо вспомнить, что давно наметившийся разрыв между романсом и массовой песней стал особенно ощутим в сороковые годы. Началась война, и запросы к композиторам были таковы, что песни должны были быть просты в исполнении и хорошо запоминаться, романсы же из-за их сложности стали менее востребованы, что очень мешало распространению романсовой литературы: романсу как жанру грозило обыкновенное исчезновение. Возникла необходимость сближения и взаимообогащения этих двух жанров. За счет большой искренности, но не нарочитости автор идет прямым путем к сердцу слушателя, открывая свои глубоко личные переживания и отказываясь от многих условных традиционных элементов романса в пользу песни. Опус был начат (мелодия) в 1943 году, когда композитор находился в зоне военных действий в Севастополе, в те дни у него в Москве тяжело заболела жена, непрерывно думая об этом ночами, он развивал в мыслях тему новой особенной песни о любви. Позже именно жена уговорила его принять участие с этим произведением в конкурсе Главного Политического Управления ВМФ в феврале 1946 года. Но исполнение автору не понравилось, и он надолго забыл об этой своей вещи. Позже эту песню исполнил его близкий друг певец Иван Шмелев, посвятив свое исполнение вице-адмиралу Александру Немитцу, после чего она стала одним из самых популярных лирических хитов на радио и в концертах. Подробная история написания и исполнения и событий вокруг этой песни раскрыта в рассказе «ДВА КАПИТАНА» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

«Лена». Музыка Моисея Вайнберга, текст Михаила Дудина, поет Иван Шмелев.
Песня Пети из кинофильма «Укротительница тигров», исполненная в ленте героем Леонида Быкова. В те времена было принято после выхода музыкальных кинокартин на экраны записывать прозвучавшие там песни в исполнении профессиональных певцов. Это один из таких экспериментов, Иван долго изучал интонации великого актера, потом спел, как лежало у самого, с иронией. «Ну насмешил, так тебе и поверили, — сказал певцу артист. —  С такой фактурой не Мокина, а Федора петь нужно!» Что певец и сделал.

«Чем больше вижусь». Музыка Гарри Уоррена, русский текст Самуила Болотина, поет Иван Шмелев.
Песня прозвучала в военном музыкальном фильме производства студии XX век Фокс «Бриллиантовая подкова», снятом в самом конце известных мировых событий. СССР и США на тот момент были военными и стратегическими партнерами, и фильм по программе ленд-лиза довольно скоро поступил в Советский Союз. Так солнечная буржуазная джазовая музыка Запада очаровала слушателей страны, готовящейся примерить на себе венец победителя. Казалось, тогда не было пределов и в светлых настроениях, и в готовности интерпретировать чужие мелодии, и просто в беззаботной радости. Позже певец посвятил исполнение Гарольду Кузнецову, советскому летчику, командиру экипажа Ту-104А, потерпевшего катастрофу 17 октября 1958 года, история которого подробно раскрыта в рассказе «И СНОВА 104 СТРАНИЦЫ ПРО ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

«Любовь как песня». Музыка Валентина Кручинина, текст Ольги Фадеевой, поет Иван Шмелев.

 «Впервые сказала: «Люблю!», песня из кинофильма «Укротительница тигров». Музыка Моисея Вайнберга, текст Михаила Дудина, поют Виктория Иванова и Иван Шмелев.
 «Укротительница тигров» — советский комедийный художественный фильм, поставленный в 1954 году режиссерами Надеждой Кошеверовой и Александром Ивановским. Знаменитый мотогонщик Федор Ермолаев после очередной победы на соревнованиях знакомится с директором цирка. Тот приглашает молодого человека зайти к нему на разговор в кабинет, где гонщик становится свидетелем того, как из клетки выбрался тигр. Загнать его обратно берется девушка из цирковой семьи Леночка Воронцова, мечтающая о карьере дрессировщика. Как и положено первоклассной мелодраме, между героями случается симпатия. Тут стоит сказать особенное слово о партнерше Ивана по песне. Еще в годы учебы молоденькая Ия стала записываться на радио и в 1960-х годах приобрела широкую популярность как камерная и эстрадная певица с прозрачным, нежным тембром, со свободной и естественной вокализацией. С первых выступлений на радио и на концертной эстраде складывался разнообразный репертуар певицы, который постоянно расширялся, обогащался и вошел в золотой фонд записей Всесоюзного радио — на хранении в Телерадиофонде России находятся свыше 200 звукозаписей ее исполнения. Репертуар Ивановой состоял из музыки разных эпох: классической, романтической, барочной (Глинка, Даргомыжский, Моцарт). Она пела камерные произведения Шумана, Брамса, Дебюсси, Малера. В ее программах была старинная французская и английская музыка, русские старинные песни и романсы, обыкновенная советская песня. Романс «Вам не понять моей печали» служил своеобразной визитной карточкой певицы. Как только это оказалось дозволенным, она стала петь много духовной музыки. Но, обладавшая высокой внутренней и музыкальной культурой, она, не обладая природной силой голоса, никогда не пела оперных произведений, зная такие свои особенности. Иван же, обладатель большого баритона, восхищавшийся этой культурой партнерши, при исполнении дуэта как бы отодвинулся на второй план, пропуская ее вперед, предлагая ей дать возможность раскрыть свой нежный тембр и интонации для слушателя.

«Звездочка». Музыка Аркадия Островского, текст Якова Белинского, поет Иван Шмелев. 
После совместной работы над сюитой «Река-богатырь» поэт Яков Белинский, сблизившийся с певцом, написал для него несколько песен, одна из них в сотворчестве с композитором Аркадием Островским о лиричных отношениях молодой влюбленной пары. Зарисовка исполнялась от имени юноши, обращающегося к своей подруге. После первой репетиции стало казаться, что песня, в которой шла речь о стройконторах и электросварщиках, скучновата в своей обыденности, и тогда Белинский предложил Шмелеву самому найти слово в тексте, от которого он будет отталкиваться. Певец выбрал слово «звездочка», ассоциируя его с образом самой девушки, и песня прозвучала, получив свое сегодняшнее название.

«Поклонница». Музыка Владимира Семенова, текст Леонида Куксо, поет Иван Шмелев. 
Забавная история, закрутившаяся вокруг событий из песни, рассказана в очерке «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИЦЫ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ». В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!

«Золотой вечер». Музыка Александра Цфасмана, текст Вадима Сикорского, поет Иван Шмелев.

«За рекой гармоника пела про страдания…», поет Иван Шмелев. 
К сожалению, авторство этой песни на сегодняшний день утрачено. Как только появится новая информация, мы обязательно ее представим для васИстория, связанная с ее исполнением, показана в рассказе «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ». В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!

«Сормовская лирическая». Музыка Бориса Мокроусова, текст Евгения Долматовского, поют Петр Киричек и Иван Шмелев (соло).
В 1949 году в Горьком отмечался день столетия судостроительного завода «Красное Сормово», празднование которого планировалось встретить шикарным Гала-концертом. Ради события завод объявил конкурс на памятное музыкальное произведение. Композиторы и поэты сочиняли оратории и торжественные увертюры. Среди них и Борис Мокроусов со своим любимым коллегой поэтом Евгением Долматовским, стремились «урезать» добротный марш. Чтобы близко прочувствовать настроения заводчан, авторы пытались быть ближе к событиям: прописались в цехах и общежитиях. Но с маршем не шло. Директор завода Ефим Рубинчик подсказал композитору: «Конечно, все это хорошо, Борис, но пройдет юбилей, и отшумит твой марш… Так, для себя, для души петь его не станешь… А нам бы такое, что и после юбилея хотелось петь…» И вдохновленный идеей простоты композитор сочинил мелодию. А немногим раньше к Долматовскому постучались «две девушки в черно-синей форме ремесленного» с просьбой написать им обычную песню, которую им хотелось исполнить дуэтом. И, ответив на просьбу, поэт положил на мотив своего коллеги незатейливый текст. Спев готовую песню несколько раз, партнеры услышали, «что именно эти слова с этой музыкой составляют единое целое».«Сормовскую лирическую» поручили исполнить солистам заводского хора Маргарите Рыбиной и Геннадию Бакову. Иван же Шмелев и Петр Киричек первыми открыли песню для большой публики, записав ее на студии грамзаписи в том же 1949-м. К сожалению, песня была выпущена в свет в очень ускоренном формате, сегодня мы предлагаем слушателям первоначальную скорость записи, на которой голоса певцов раскрываются гораздо теплее и мягче.

«Сормовская лирическая». Музыка Бориса Мокроусова, текст Евгения Долматовского, поют Борис Мокроусов и Иван Шмелев (соло).
Удачная песня моментально набрала популярность и успешно исполнялась по радио. Ее мотив звучал горьковскими позывными, став визиткой и лицом города. Жители других поселений страны переиначивали ее стихи. По словам Долматовского, из всех его песен «Сормовская лирическая» была чемпионом по количеству таких переделок». Конечно, никак нельзя было согласиться про «девушек краше, чем в Сормове нашем». «Но мы не согласны, что девушек краше, чем в Сормове вашем, нигде не найдем». «Но город наш краше, чем Сормово ваше, в нем девушек больше хороших живет». Да и, прикипевший к ней душой композитор, не хотел отпускать от себя песню и попросил своего любимца певца записать ее снова, где сам исполнил в ней втору. Этот вариант он считал самым нежным и чувственным.

«Где ты?» Музыка Бориса Мокроусова, текст Николая Черкеза, поет Иван Шмелев.
Это эмоциональное исполнение своей песни композитор Борис Мокроусов очень ценил и считал лучшим, исполнение посвящается Нике. Образ девушки, которой посвящено исполнение, описан в истории «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!

«Мне бесконечно жаль». Музыка Курта Левиннека, обработка Александра Цфасмана, текст Бориса Тимофеева-Еропкина, поет Иван Шмелев.
Написанию и исполнению этого опуса посвящен рассказ «МНЕ БЕСКОНЕЧНО ЖАЛЬ. ИСТОРИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОДНОГО ТАНГО « в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

«Опавшие листья». Музыка Жозефа Косма. Русский текст Татьяны Сикорской, Самуила Болотина, Ивана Шмелева, поет Иван Шмелев.
Песня написана в 1945 году французским композитором венгерского происхождения Жозефом Косма к фильму «Врата ночи», где ее исполнили Ив Монтан, игравший роль главного героя, и Ирен Йоахим, певшая за главную героиню. Шансон прозвучал на французском языке под названием Les Feuilles mortes (буквально «Мертвые листья»). Шлягер этот стал настолько успешен в миром эстрадном пространстве, что в 1947-м был переведен на английский язык, а в 1956 году в СССР вышел на пластинке с русскоязычной версией Николая Доризо в исполнении Гелены Великановой. Позже Татьяной Сикорской и Самуилом Болотиным был сделан другой вариант перевода, который исполнил в своем последнем в жизни радиоконцерте, навсегда прощаясь с публикой, Иван Шмелев.


 Прощание (в партии Алеко). Фото из архива Дмитрия Шмелева. 

«Я сегодня грущу» («Ты вновь вернулась»). Музыка Александра Цфасмана, текст Самуила Болотина, поет Иван Шмелев.

Я сегодня грущу,
Мне вспомнилось прощание с тобой,
Друг дорогой.

Я сегодня грущу,
И звезды, словно твой лучистый взгляд,
Тоже грустят.

Мне ни песен, ни слов не надо,
И душа ничему не рада.
И весенняя ночь не может сердцу помочь.

Я сегодня грущу,
Мне чудится повсюду наяву
Жар твоих рук.

Я сегодня грущу,
Как мальчик, заблудившийся зову.
Где ты, мой друг?

Да, я знал, я с тобой не буду.
Я не ждал, я не верил чуду,
Но, как в радостном сне,
Ты вновь вернулась ко мне!

«Ты моя». Авторы Маделин Хайд, Генри Френсис, текст Татьяны Сикорской и Самуила Болотина, исполняет джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана, солист Иван Шмелев.
Исполнение посвящается Насте Шмелевой.

«Вечерний час». Музыка Оскара Фельцмана, текст Ольги Фадеевой, поет Иван Шмелев (первое исполнение).
Очень редкая песня, нередко ошибочно встречается  под другими названиями, например, «Лунный город» в исполнении Тамары Кравцовой. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!

«Весенний вечер». Музыка Юрия Слонова, текст Льва Ошанина, поет Иван Шмелев.
Во время войны композитор Юрий Слонов пребывал в составе ВМФ на Черноморье в тесном общении с композитором Валентином Макаровым, где сослуживцы близко сдружились. Их большая дружба привела к знакомству Слонова со Шмелевым на даче, где приятели вместе проводили время, в том числе и творческое: в наполненном яблоневым и сливовым ароматом саду попыхивал заброшенный музыкантами самовар, в доме перебивались звуки фортепьяно и возбужденных мужских голосов, в этом беспорядке появлялись песни, одна из них перед вами. Она была подарком певца жене на рождение дочери, появившейся на свет спустя три месяца после записи.

«Други» под яблоней. Фото Ивана Шмелева.

 «Тропки-дорожки». Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Алексея Фатьянова, поет Иван Шмелев (первое исполнение).
Истоки музыкального стиля лирических песен Соловьева-Седого исходят, с одной стороны, из народных песен Псковщины, с другой стороны, из городской песни и городского романса начала XX века. Ясный и четкий контур мотива, изогнутость мелодического хода, требование к выверенной вокализации, модализм делают эту песню схожей по сложности с небольшой арией и требуют исполнения профессиональным певцом с большими возможностями. Вероятно, по этой причине эта богатая по мелодии и тексту песня редко звучит на застольях, для слушателя же она была исполнена с тонкими эмоциями, особенной выразительности достигнув в последнем куплете, что придало ей очарование глубокой интимности и таинства.

«Гармонист идет по улице», поет Иван Шмелев.
К сожалению, авторство этой песни на сегодняшний день утрачено. Как только появится новая информация, мы обязательно ее представим для васИстория, связанная с ее исполнением, показана в рассказе «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ». В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!

«Сердце, тебе не хочется покоя», песня Кости из кинофильма «Веселые ребята». Музыка Исаака Дунаевского, текст Василия Лебедева-Кумача.
Это была зима — зима чувств. Усталость, столь неожиданная для молодого духа Дунаевского, сковала его сознание. Еще ничего не произошло и ничего не случилось. Но предчувствие чего-то эпохального уже проникало в прилетающие мелодии, случайно в них обнажаясь… Високосный перевал с 1933 на 1934 год оказался холодным. По воспоминаниям Александрова можно понять, что он, как медведь, насел на своего композитора с бесконечными просьбами и требованиями. Приходилось выслушивать, соглашаться, улыбаться, переделывать… «Музыка сидела где-то рядом, вот-вот вылупится… Но не вылупливалась. Да и названия будущему чуду еще не было. Была «Джаз-комедия», которая еще не стала «Веселыми ребятами». Между делом Исаак работал над бесконечными музыкальными обозрениями, которые с удовольствием сочинял, перелагая классиков за той линией, где заканчивались их темы и начиналось его творчество, от которого кипела кровь. Именно в это время его срочно, на несколько дней оторвав от записи музыки к фильму «Дважды рожденный», вызвал в Москву эпохальный режиссер. «На вокзал он чуть не опоздал, вошел в купе, бросил чемодан. Оглянулся. Его соседкой оказалась женщина, светло-русая блондинка с приятными чертами лицами. Женщин подобного типа рисовал Крамской. В них жила какая-то загадка, словно они были дочерьми сфинкса. Такие женщины пробуждали в нем полузабытые воспоминания, смутные фантазии, рождали чувства, которым нельзя было дать выход.… Поезд неожиданно остановился. Дунаевский даже не отдал себе отчета, была ли это станция или так, случайная остановка, настолько его поглотило наблюдение за незнакомкой. В голове запрыгали мячики нот — какая-то мелодия. Он вспомнил фразу, написанную Лебедевым-Кумачом: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен». Ее звали Наташей, Натальей Николаевной Гаяриной. В его жизни свершилась перемена. Он сам толком не отдавал себе отчета в том, как это произошло. Но его тянуло к ней, и бороться с этим стало невозможно. Он стал с ней встречаться, того требовала его музыка, сидящая в нем. А после завороженно слушал, как в нем расправляет крылья огромная великая мелодия… и от этого приходило большое безрассудное счастье…

«Давным-давно…», музыкальная композиция к одноименному спектаклю. Музыка Тихона Хренникова, текст Александра Гладкова, поет Иван Шмелев.
С началом войны семья Хренниковых отправляется в эвакуацию в Свердловск. Туда же на Урал уехал и Центральный Театр Красной Армии, руководитель которого, Алексей Попов, предложил композитору заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» Александра Гладкова о событиях героического 1812 года. Это совпадало с собственными желаниями молодого автора, он любил работать с большими формами. Пьеса с песнями Тихонова впервые предстала перед зрителем в Свердловске в 1942 году в постановке ЦТКА. Можно без малейшего преувеличения сказать, что эта удивительно оптимистичная яркая и живая музыка и сегодня греет души миллионов людей. С таким же оптимизмом, вложив частичку своего солнца, поет ее для слушателей и Иван Шмелев.

Давным-давно (Тихон Хренников в центре в верхнем ряду, Иван Шмелев крайний справа в нижнем). Фото из РГАЛИ.

В разделе находятся наиболее удачно исполненные песни по мнению создателей сайта. Максимально полную дискографию Ивана Шмелева можно прослушать в рубрике «АБОНЕМЕНТ», в разделе «ДИСКОГРАФИЯ».

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: