Играет Musica Viva

На диске представлена популярная и редкая музыка композиторов-классиков, начиная с конца XVIII века и до наших современников, которую объединяет исполнитель — один из самых востребованных на сегодня коллективов в стране — Московский камерный оркестр Musica Viva, художественным руководителем и дирижером которого является нар. арт. России Александр Рудин. На этом диске маэстро Рудин выступает в качестве дирижера своего оркестра.

Концерт для виолончели с оркестром до мажор, Ор. 4. Музыка Антонина Крафта, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин, солист Александр Рудин.

Антонин Крафт (1749 — 1820) — чешский виолончелист и композитор. Ученик и друг Гайдна, приятель Моцарта и знакомый Бетховена. Обучался игре на виолончели у своего отца, а затем отправился в Вену для изучения юриспруденции. В 1778 году был назначен виолончелистом в оркестр Николауса Эстерхази, где познакомился и начал изучать композицию с Йозефом Гайдном. В 1790 году основал квартет «Schuppanzigh Quartet», таким образом сопутствуя установлению традиций струнного квартета. С 1796 году играл в оркестре принца Йозефа Франца фон Лобковица, где снискал репутацию одного из величайших виолончелистов своего времени: для него были написаны два концерта Гайдна для виолончели с оркестром и виолончельная партия в Тройном концерте Бетховена. Как композитор, он сочинял преимущественно виолончельную музыку в различных ее формах. Наиболее популярен в сегодняшние дни его Первый концерт для виолончели с оркестром до мажор.

Впервые был опубликован в Лейпциге в 1805 году и регулярно исполнялся в императорском Бургтеатре в Вене его сыном Николаусом в то время оба, и отец, и сын состояли главными виолончелистами в оркестре принца Йозефа Франца фон Лобковица.

Позже концерт, который пользовался в то время большим успехом, был сыгран на гастролях по всей Европе.

1. Allegro aperto
2. Romance
3. Rondo alla сosacca

 

Людвиг ван Бетховен. Тройной концерт для фортепьяно, скрипки и виолончели с оркестром До мажор, Ор. 56. Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин, солисты: Алексей Любимов (фортепьяно), Дмитрий Синьковский (скрипка), Александр Рудин (виолончель).

Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели, более известный как Тройной концерт, был написан в 1803 г. и опубликован в 1804-м. Выборка трех сольных инструментов по сути делает этот концерт фортепьянным трио, и это единственный концерт Бетховена, когда-либо созданный более чем для одного сольного инструмента. Известный биограф Бетховена Антон Шиндлер утверждал, что концерт был написан для королевского ученика Бетховена, эрцгерцога Рудольфа. Эрцгерцог, ставший под опекой композитора хорошим пианистом, тогда был еще юношей, поэтому кажется правдоподобным, что стратегия Бетховена заключалась в создании эффектной, но относительно легкой фортепианной партии, которая будет подкреплена двумя другими, но более сложными, чтобы их исполняли опытные солисты. Однако нет никаких свидетельств того, что Рудольф когда-либо исполнял эту работу — публичная премьера ее состоялась только летом 1808 года, а когда дело дошло до печати, концерт был посвящен другому покровителю автора принцу Лобковицу.
Концерт имеет трехчастную форму:
I. Allegro
Первая часть написана в маршевом ритме и состоит из фрагментов, общей чертой которых является пунктирный ритм (короткий-длинный, короткий-длинный), который придает звучанию блеск и торжественность.
II. Largo (attacca)
Медленное движение в представляет собой широкий проход к финалу, виолончель и скрипка разделяют мелодический материал между собой, а фортепиано обеспечивает сдержанный аккомпанемент.
III. Rondo alla polacca
Третья часть полонез (также называемый полакка), эмблема аристократической моды наполеоновской эпохи, соответствует стилю «вежливого развлечения», характеризующему этот концерт в целом.

 

Дмитрий Бортнянский. Концертная симфония си-бемоль мажор, 1790 г. Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.

Уникальность концертной симфонии заключается в том, то это первый образец данного циклического инструментального жанра в творчестве русского композитора. До Бортнянского в России инструментальную музыку писали жившие в стране итальянские композиторы и скрипачи-виртуозы. История создания симфонии связана со службой Бортнянского с 1783 года при дворе Великого князя Павла, будущего императора Павла I. В его обязанности входила организация музыкального досуга и обучение игре на музыкальных инструментах. Именно для своих высокопоставленных учеников «композитор писал все свои камерно-инструментальные произведения, в том числе Концертную симфонию, которая посвящена жене князя Павла, будущей императрице Марии Федоровне». В 1781-1782 гг. княгиня с супругом совершили путешествие по Европе с посещением культурных центров, и после навеянных западом впечатлений Мария Федоровна заказала Бортнянскому произведение в жанре концертной симфонии. Его концертная симфония написана в типичном для жанра стиле, пограничном с концертом и симфонией. Для него характерен небольшой инструментальный состав, при этом не фиксируемый, а избираемый композитором в зависимости от наличествующего, состоит из трех частей, первая из которых открывается оркестровой экспозицией в сонатной форме, последняя пишется в форме рондо. В финале преобладает жизнерадостное настроение. В основу своей композиции Дмитрий Бортнянский взял модель итальянской концертной симфонии и создал зрелое сочинение, типичное для раннего классического европейского стиля, существенно обогатив жанр, привнеся в него национальные черты, тем самым открыв путь для развития русской симфонической и инструментальной музыки в XIX века.

 

Александр Алябьев. Сюита из балета «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты”, 1827 г. Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.

Алябьев родился в 1787 году в дворянской семье в городе Тобольске, где его отец занимал пост губернатора. В доме Алябьевых постоянно звучала музыка и нередко часто устраивались домашние концерты. В 1796 году семья переехала в Петербург. Здесь будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой под руководством известного композитора и теоретика И. Г. Миллера. Позже продолжил образование в Москве, куда он переселился в 1804 году и был зачислен на службу по горному ведомству. В 1810—1811 годах он начал издавать первые сочинения. Но вскоре разразились события Отечественной войны, и летом 1812 молодой Алябьев вступил добровольцем в гусарский полк. Вплоть до победоносного окончания войны он прошел с русской армией весь ее путь от Москвы до Парижа, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. В годы войны он сближается с поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, с писателем Александром Грибоедовым и поселяется в Петербурге, где с увлечением отдается музыкальному творчеству. К этому времени относится его знакомство с Алексеем Верстовским, которое вскоре переходит в тесную дружбу. Вместе они пишут музыку к водевилям, а затем одновременно с ним переехав в Москву, он становится постоянным участником любительских концертов и приобретает известность как автор романсов, легкость (в первом случае) и  салонность (во втором)  жанров подготовит его к написанию большой формы — пасторального изящного и искрометного балета «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты”.
В начале XIX века в Европе бушевала настоящая война «Россини против Бетховена». Открытие творчества Алябьева нам демонстрирует, что Россини и его стиль, его живость, блеск, юмор тоже имели последователей («россиниевская школа»), и что один из них по меньшей мере был очень одарен.

 

Петр Чайковский. Серенада для струнного оркестра до мажор, Оp. 48. Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.

Произведение было написано композитором осенью 1880 года и посвящено композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту. В том же году Чайковский сделал переложение своего нового сочинения для фортепиано в четыре руки. Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18 октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника. В нынешней столице струнная серенада впервые была исполнена в 1882 году под управлением Макса Эрдмансдерфера.. В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора образцом для его струнной серенады была музыка Вольфганга Амадея Моцарта. По выражению композитора и музыковеда Бориса Асафьева, по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».
Произведение состоит из четырех частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски:
I Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo — Allegro moderato
Первая часть цикла «Пьеса в форме сонатины», стилизованная Чайковским под музыку венских классиков, написана в тональности до мажор. В письме Фон Мекк от 24 августа 1881 года композитор так объяснил концепцию музыки этой части: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».
II Valse. Moderato. Tempo di Valse
В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трехдольный танец — вальс. Вальс написан в тональности соль мажор.
III Elegia. Larghetto elegiaco
Третья часть цикла, ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно звучит тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий «Пиковой дамы». На этой мелодии Чайковский построит напряженнейшую кульминационную картину оперы: в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи тайну трех карт, но она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его жизнь, его счастье. Так завершается третья часть серенады.
IV Finale (Tema russo). Andante — Allegro con spirito — Molto meno mosso — Tempo I — Più mos
Основная тема финала струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности до мажор.

 

Георгий Свиридов. Музыка для камерного оркестра. Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.

Чем глубже духовно музыка, тем менее она распространяется в мире, чем она сокровеннее, тем более узок круг людей, воспринимающих это сокровенное.

Георгий Свиридов

В «Музыке для камерного оркестра» (1964) Свиридов использовал тематический материал своего раннего «Фортепианного квинтета», отмеченный мощным размахом и накалом страсти.
Темы первой части, их интенсивная разработка, создают высокое конфликтное напряжение. Вторая часть написана в характере драматического скерцо. В финале развиваются и взаимодействуют два образа: мерная поступь времени и голос человеческой скорби, живого сочувствия, достигающий в кульминации огромной экспрессии.

 

Борис Чайковский. Прелюдия «Колокола», 1996 г. Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.

Прелюдия представляет собой фрагмент незавершенного из-за смерти автора симфонического сочинения. Колокольный перезвон: вначале — малые теноровые колокола, затем — большие басовые. Что это? Тризна по самому себе? Как, однако, силен духом русский человек!.. Судя по всему, это должен был быть масштабный симфонический опус со сложной строфической формой. Чайковский успел записать целиком одну из небольших частей этого сочинения, озаглавленную «Прелюдия-Колокола». В основе образной палитры – тихий церковный благовест. Автор успел оставить лишь фортепианный дирекцион будущей партитуры с характерными пометками над нотной строкой в виде нарисованного колокола в нескольких эпизодах. В 1996 году в Большом зале Московской консерватории состоялась посмертная премьера этого сочинения в редакции и оркестровке ученика композитора Юрия Абдокова. 
Борис Александрович Чайковский один из немногих композиторов XX века, для которых этическое звучание музыки было основой ее высокого содержания. Он прямо говорил об этом в личных беседах и интервью: «Очевидно, по моим склонностям мне неприятно глумление, неприятна темная беспросветность. Бывают ведь страшные, мрачные вещи… Это может быть неприятно, но это сильно, а значит, там есть и опора на этическое начало. Хуже, когда никакого настроя нет, а есть одно стремление поглумиться и побольше внести в музыку бесовства… Мне всегда казалось, что светлую музыку сочинять трудно». 

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: