Играет Musica Viva
На диске представлена популярная и редкая музыка композиторов-классиков, начиная с конца XVIII века и до наших времен, которую объединяет исполнитель — один из самых востребованных на сегодня коллективов в стране — Московский камерный оркестр Musica Viva, художественным руководителем которого является нар. арт. России Александр Рудин. На этом диске маэстро Рудин выступает в качестве дирижера своего оркестра.
Я слушал музыку, следя за дирижером.
Вокруг него сидели музыканты — у каждого
особый инструмент
(Сто тысяч звуков, миллион оттенков!).
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье.
Покорно звуки в музыку сливались.
Но постепенно стал я различать
Подспудное и смутное броженье
Неясных сил,
Их шепот, пробужденье,
Их нарастанье, ропот, приближенье,
Глухие их подземные толчки.
Они уже почти землетрясенье.
Они идут, еще одно мгновенье —
И час пробьет…
И этот час пробил!
Одно движенье палочки изящной —
И звуки все
Упали на колени,
Потом легли… потом уж поползли…
Они ползут к подножью дирижера,
К его ногам!
Но дирижер движением спокойным
Их отстранил и держит в отдаленье
Он успокоил,
Он их приласкал.
То скрипки вдруг польются,
То тревожно
Господствовать начнет виолончель.
То фортепьяно мощные фонтаны
Ударят вверх и взмоют, и взовьются,
И в недоступной зыбкой вышине
Рассыплются на брызги и на льдинки,
Чтоб с легким звоном тихо замереть…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все правильно. Держать у ног стихию
И есть искусство. Браво, дирижер!
Владимир Солоухин
Концерт для виолончели с оркестром до мажор, Ор. 4. Музыка Антонина Крафта, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин, солист Александр Рудин.
Впервые был опубликован в Лейпциге в 1805 году и регулярно исполнялся в императорском Бургтеатре в Вене его сыном Николаусом — в то время оба, и отец, и сын состояли главными виолончелистами в оркестре принца Йозефа Франца фон Лобковица.
Позже этот опус, пользовавшийся в то время большим успехом, был сыгран на гастролях по всей Европе.
1. Allegro aperto
2. Romance
3. Rondo alla сosacca
Тройной концерт для фортепьяно, скрипки и виолончели с оркестром до мажор, Ор. 56. Музыка Людвига ван Бетховена, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин, солисты: Алексей Любимов (фортепьяно), Дмитрий Синьковский (скрипка), Александр Рудин (виолончель).
Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели, более известный как Тройной концерт, был написан в 1803 году и опубликован в 1804-м. Выборка сольных инструментов по сути делает его фортепьянным трио, и это единственный концерт Бетховена, когда-либо созданный более чем для одного солирующего инструмента. Известный биограф композитора Антон Шиндлер утверждал, что опус был написан для королевского ученика маэстро, эрцгерцога Рудольфа. Эрцгерцог, ставший под опекой мастера хорошим пианистом, тогда был еще юношей, поэтому кажется правдоподобным, что стратегия Бетховена заключалась в создании эффектной, но относительно легкой фортепианной партии, которая будет подкреплена двумя другими, но более сложными, чтобы их исполняли опытные гуру. Однако нет никаких свидетельств того, что Рудольф когда-либо исполнял эту работу — публичная премьера ее состоялась только летом 1808 года, а когда дело дошло до печати, опус был «перепосвящен» другому покровителю автора, принцу Лобковицу.
Концерт имеет трехчастную форму:
1. Allegro. Часть написана в маршевом ритме и состоит из фрагментов, общей чертой которых является пунктирный ритм (короткий-длинный, короткий-длинный), который придает звучанию блеск и торжественность.
2. Largo (attacca). Медленное движение представляет собой широкий проход к финалу, виолончель и скрипка разделяют мелодический материал между собой, а фортепиано обеспечивает сдержанный аккомпанемент.
3. Rondo alla polacca. Третья часть — полонез (также называемый полаккой), эмблема аристократической моды наполеоновской эпохи, соответствует стилю «вежливого развлечения», характеризующему этот концерт в целом.
Концертная симфония си-бемоль мажор. Музыка Дмитрия Бортнянского, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.
Уникальность концертной симфонии заключается в том, то это первый образец данного циклического инструментального жанра в творчестве русского композитора. До Бортнянского в России инструментальную музыку писали жившие в стране итальянские композиторы и скрипачи-виртуозы. История создания симфонии связана со службой Бортнянского с 1783 года при дворе Великого князя Павла, будущего императора Павла I. В его обязанности входила организация музыкального досуга и обучение игре на музыкальных инструментах. Именно для своих высокопоставленных учеников «композитор писал все свои камерно-инструментальные произведения, в том числе Концертную симфонию, которая посвящена жене князя Павла, будущей императрице Марии Федоровне». В 1781-1782 гг. княгиня с супругом совершили путешествие по Европе с посещением культурных центров, и после навеянных западом впечатлений Мария Федоровна заказала Бортнянскому произведение в жанре концертной симфонии. Его концертная симфония написана в типичном для жанра стиле, пограничном с концертом и симфонией. Для нее характерен небольшой инструментальный состав, при этом не фиксируемый, а избираемый композитором в зависимости от наличествующего, состоит из трех частей, первая из которых открывается оркестровой экспозицией в сонатной форме, последняя пишется в форме рондо. В финале преобладает жизнерадостное настроение. В основу своей композиции Дмитрий Бортнянский взял модель итальянской концертной симфонии и создал зрелое сочинение, типичное для раннего классического европейского стиля, существенно обогатив жанр, привнеся в него национальные черты, тем самым открыв путь для развития русской симфонической и инструментальной музыки в XIX века.
Сюита из балета «Волшебный барабан, или следствие волшебной флейты». Музыка Александра Алябьева, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.
Алябьев родился в 1787 году в дворянской семье в городе Тобольске, где его отец занимал пост губернатора. В доме постоянно звучала музыка и нередко устраивались концерты. В 1796 году Алябьевы переселились в Петербург. Здесь будущий автор начал серьезно заниматься теорией под руководством известного композитора И.Г. Миллера. Позже продолжил образование в Москве, куда переехал в 1804 году и был зачислен на службу по горному ведомству. В 1810—1811 гг. начал издавать первые сочинения. Но вскоре разразились события Отечественной войны, и летом 1812-го молодой Алябьев вступил добровольцем в гусарский полк. Вплоть до победоносного окончания кампании он прошел с русской армией весь ее путь от Москвы до Парижа, участвовал во многих битвах, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. В эти годы сблизился с поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, с писателем Александром Грибоедовым и поселился в Петербурге, где с увлечением отдавался музыкальному творчеству. К этому времени состоялось его знакомство с Алексеем Верстовским, которое вскоре перешло в глубокую дружбу. Вместе они пишут музыку к водевилям, а затем одновременно переехав в Москву, становятся постоянными участниками любительских концертов и приобретают известность как авторы романсов. Легкость (в первом случае) и салонность (во втором) жанров подготовит Алябьева к написанию большой формы — пасторального изящного и искрометного балета «Волшебный барабан, или следствие волшебной флейты».
В начале XIX века в Европе бушевала настоящая война «Россини против Бетховена». Открытие творчества Алябьева демонстрирует, что Россини и его стиль, его живость, блеск, юмор также имели последователей («россиниевская школа»), и что один из них по меньшей мере был весьма одарен.
Серенада для струнного оркестра до мажор, Оp. 48. Музыка Петра Чайковского, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.
Произведение было написано осенью 1880 года и посвящено композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту. В том же году Чайковский сделал переложение своего нового сочинения для фортепиано в четыре руки. Первое исполнение серенады состоялось в Санкт-Петербурге 18 октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника. В нынешней столице струнный опус впервые был исполнен в 1882 году под управлением Макса Эрдмансдерфера. В этом сочинении маэстро обратился к жанру, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию Петра Ильича образцом для его струнной серенады стали «мелизмы» Вольфганга Амадея Моцарта. По выражению композитора и искусствоведа Бориса Асафьева, по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».
А по структуре выстроено из четырех частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски:
1. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo — Allegro moderato. Первая часть цикла «Пьеса в форме сонатины», стилизованная маэстро под музыку венских классиков, написана в тональности до мажор. В письме Фон Мекк от 24 августа 1881 года композитор так объяснил концепцию содержания этой части: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».
2. Valse. Moderato. Tempo di Valse. В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трехдольный «выход» — вальс. Написан в тональности соль мажор.
3. Elegia. Larghetto elegiaco. Третья часть цикла, ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший материал представляет собой романс или «песню без слов». Внешне неожиданно, но с глубокой внутренней необходимостью вдруг возникает почти трагедийное звучание. В оркестре ясно слышится тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий «Пиковой дамы». На этой мелодии Чайковский построит напряженнейшую кульминационную картину оперы: в спальне графини, когда Герман пытается выведать у старухи тайну трех карт, она умирает, не открыв ему тайны, от которой зависит его жизнь, его счастье.
4. Finale (Tema russo). Andante — Allegro con spirito — Molto meno mosso — Tempo I — Più mos. Основная тема финала струнной серенады позаимствована композитором из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается им в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка в самом конце перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности до мажор.
«Музыка для камерного оркестра». Музыка Георгия Свиридова, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.
Чем глубже духовно музыка, тем менее она распространяется в мире, чем она сокровеннее, тем более узок круг людей, воспринимающих это сокровенное.
Георгий Свиридов
В «Музыке для камерного оркестра» (1964 г.) мастер использовал тематический материал своего раннего «Фортепианного квинтета», отмеченный мощным размахом и накалом страсти.
Темы первой части, их интенсивная разработка, создают высокое конфликтное напряжение. Вторая часть написана в характере драматического скерцо. В финале развиваются и взаимодействуют два образа: мерная поступь времени и голос человеческой скорби, живого сочувствия, достигающий в кульминации огромной экспрессии.
«Прелюдия-Колокола». Музыка Бориса Чайковского, исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер нар. арт. России Александр Рудин.
Прелюдия представляет собой фрагмент незавершенного из-за смерти автора симфонического сочинения. Перезвон: вначале — малые теноровые колокола, затем — большие басовые. Что это? Тризна по самому себе? Как силен духом русский человек!.. Судя по всему, это должен был быть масштабный симфонический опус со сложной строфической формой. Чайковский успел записать целиком лишь одну из небольших частей этого произведения, озаглавленную «Прелюдия-Колокола». В основе образной палитры – тихий церковный благовест. Автор успел оставить фортепианный дирекцион будущей партитуры с характерными пометками над нотной строкой в виде нарисованного колокола в нескольких эпизодах. В 1996 году в Большом зале Московской консерватории состоялась посмертная премьера этого сочинения в редакции и оркестровке ученика мастера Юрия Абдокова.
Борис Александрович Чайковский один из немногих композиторов XX века, для которых этическое звучание музыки было основой ее высокого содержания. Он прямо говорил об этом в личных беседах и интервью: «Очевидно, по моим склонностям мне неприятно глумление, неприятна темная беспросветность. Бывают ведь страшные, мрачные вещи… Это может быть неприятно, но это сильно, а значит, там есть и опора на этическое начало. Хуже, когда никакого настроя нет, а есть одно стремление поглумиться и побольше внести в музыку бесовства… Мне всегда казалось, что светлую музыку сочинять трудно».