«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЕСНЯ». ПАРЕНЬ С НАШЕЙ УЛИЦЫ

Диск посвящен песням, спетым маэстро о своей Родине, эту тему он определял самой важной в своей жизни, а корень — род — в его исполнительских интонациях звучал особенно подчеркнуто выразительно и тепло. Что же такое Родина в песнях мастера? Это его юность на обыкновенной воронежской улице за фабричной заставой, комсомол, который однажды отправил его путевкой в музыкальный техникум обретать самое дорогое — навыки любимой профессии, это его бесценные сердцу российские просторы, на которые он заглядывался, рассекая в гастрольных поездах страну, это, безусловно, главное достояние, и в этом он абсолютно естественен, люди его Отечества, которых он превозносил и кем гордился.
В этом диске создатели сайта решили расположить песни в обычном алфавитном порядке, так как релевантной значимости у них быть не может, потому что это история, прожитая певцом от первой до последней ноты, и выделять в разделе какую-то нам кажется бессмысленным. В качестве оформительских «багетов» к содержанию мы предлагаем песню Тихона Хренникова на стихи Михаила Светлова из кинофильма «Поезд идет на восток», спета она была мастером дважды в разных музыкальных жанрах.

Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами.

Славят жизнь по рощам соловьи.

Дней военных грозные мелодии,
Радость или горькая нужда —
Все проходит. Остается Родина —
То, что не изменит никогда.

Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звездного крыла,
А взгляни: все так же небо синее
И над Волгой так же даль светла…

И еще немало будет пройдено,
В бой зовут грядущие пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

С ней живут, любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь…
Над грозою торжествует радуга,
А над смертью торжествует жизнь!
                                  Владимир Фирсов

«Поезд идет все быстрей» из кинофильма «Поезд идет на восток». Музыка Тихона Хренникова, текст Михаила Светлова, поет Иван Шмелев.
Вечером 9 мая 1945 года, когда на площадях и улицах Москвы тысячи людей отмечали Победу, от перрона Северного вокзала отошел поезд на Владивосток. В купе встретились молоденькая девушка-садовод Зина Соколова и офицер-моряк из Ленинграда. Лучше узнать друг друга путешественникам помог случай: на одной из станций они отстали от поезда и дальнейший путь совершали вдвоем, знакомясь по дороге с людьми и с жизнью Советского Союза в новом мирном измерении, а в кадре новой ленты звучала песня. Ивану эта песня была особенно близка, в работе над ней он встретился со своими любимыми авторами после войны, и нашел их обоих в добром здравии, с Михаилом Светловым, будучи солистом ансамбля НКВД, он готовил к первому исполнению милую «Песню о фонарике», которой когда-то покорил Москву, а потом гастролировал с ней по фронтам, песню, одну из самых важных в его творчестве, ставшую залогом больших зародившихся в то время чувств к жене. И, конечно же, с Тихоном Хренниковым, с которым провел первые вдохновенные часы в большой музыке будучи солистом музыкального театра имени Немировича-Данченко в опере маэстро «В бурю».

«В бурю», в первой большой опере. 
Спустя несколько лет мастера оказались вместе, чтобы подарить слушателю песню.

 

«В предгорьях Алтая». Музыка Леонида Бакалова, текст Александра Жарова, поет Иван Шмелев.
Советский композитор армянского происхождения Леонид Ованесович Бакалов (при рождении Попов) родился 8 декабря 1908 года в Феодосии в Таврической губернии. В 1938 году окончил Московскую консерваторию. В том же году сочинил оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» по сказке Александра Сергеевича, и в те же годы — две сонаты, пять прелюдий, десять пьес для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, для голоса и фортепиано, но главную известность ему однозначно принесли песни. Самая популярная из них — «Партизанская борода» — написанная в 1943-м, военном году, на стихи Макса Лапирова. Самая популярная, но не единичная из числа безусловных удач. Бакалов — привычно удивительный случай настоящего, а не придуманного советского интернационализма, когда армянин, родившийся в Крыму, одинаково замечательно пишет песню про белорусских партизан, «Огоньки Владивостока», «Рязаночку», романсы на стихи Тараса Шевченко и сегодняшнюю «миловидную» «В предгорьях Алтая».

 

«Где ты, утро раннее?» Музыка Никиты Богословского, текст Александра Жарова, поет Иван Шмелев.

«На рояле» с Никитой Богословским и Тихоном Хренниковым. 

 

«Дай руку, товарищ далекий». Музыка Сигизмунда Каца, текст Анатолия Софронова, поет Иван Шмелев.
Об исполнении этой песни поведано в рассказе «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИЦЫ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Есть на Волге городок» из одноименной оперетты. Музыка Анатолия Лепина, текст Ольги Фадеевой, поет Иван Шмелев. Исполнение посвящено городку Свияжску.

 

«За фабричной заставой». Музыка Марка Фрадкина, текст Евгения Долматовского, поет Иван Шмелев.
Популярная советская песня, написанная для кинофильма «Они были первыми», впервые была исполнена в нем Владимиром Трошиным. 1918 год, тревожно в Петрограде. Все теснее сжимается вокруг революционного города вражеское кольцо. Уходят на фронт рабочие полки. Борьба с врагами Советской власти идет не только на подступах к городу, но и в тылу. В это суровое и трудное для революции время по воле большевиков на трудовых окраинах создаются комсомольские ячейки. Первыми в них вступают молодые рабочие — Степан Барабаш, Саня Чижик, Глаша, Кузьма. После некоторых раздумий к ним примыкает крестьянский паренек Федор, приехавший из глухой деревни на заработки, и гимназист Женя Горовский. В дни напряженных боев патриоты вместе с отрядами рабочей гвардии отправляются на защиту города… Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1918—1922 гг., разорвавшее единую страну на разные куски. Трудно сказать, кто в ней был врагом, но в этой страшной мясорубке рушились человеческие судьбы. Каждый стоял за свою правду, у каждого было свое Отечество и те, кого этот каждый самоотверженно защищал. В 1918 году Ване Шмелеву, сыну клепальщика с вагоноремонтного завода, исполнилось шесть, в комсомол он вступил только через десять и сразу погрузился в водоворот общественных дел, много и активно участвуя в творчестве коллектива «Синяя блуза». После его роспуска в 1933-м «паренек с фабричной заставы», так ласково его после называли в родном Воронеже, слесарь с паровозоремонтного, будущий певец Иван Шмелев получил от комсомола свою главную путевку в жизнь.
Подробно о создании песни можно узнать в одноименном рассказе «ЗА ФАБРИЧНОЙ ЗАСТАВОЙ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Как у Волги у реки» из сюиты «Река-богатырь». Музыка Валентина Макарова, текст Якова Белинского, поет Иван Шмелев.
Пьеса сделана в ярких солнечных красках, танцевальном ритме, исполнена жизнеутверждения и силы. В общей драматургии сюиты часть является центральной, кульминационной вершиной замысла, невольно покоряет слушателя настроением, вызывая неизменную улыбку. Внешне это куплетная песня с припевом, напоминающая хоры в эпических русских операх. В мотиве органично сочетаются элементы маршевости и веселого русского пляса. История ее написания интересна тем, что именно эта легкая, искристо-танцевальная часть далась автору труднее всего. Он писал ее последней из семи, никак не находя идеи подачи. Как-то на творческие засидки будущий исполнитель сюиты привез своего семилетнего сынишку. На что Макаров, посадив малого на колени за инструмент, начал с ним баловаться, барабаня по клавишам танцевальную музыку и заставляя мальчика ему отвечать, так решился мотив «Как у Волги у реки…». А для усиления динамики пьесы автор нашел интересный прием переклички солиста и хора, этой же цели служит и равномерное сопровождение аккомпанирующих аккордов, что создает особенный пульс песни, пульс не внешнего, но внутреннего, эмоционального состояния ее героев. И в этом смысле песня является единственным образцом среди опусов великой песенной эпохи советского времени.
Подробнее в окне «РЕКА-БОГАТЫРЬ» в рубрике «РАДИОРУБКА».

 

«Комсомольцы – беспокойные сердца». Музыка Аркадия Островского, текст Льва Ошанина, поет Иван Шмелев.
Интересно, что эта песня вначале Островским задумывалась в несколько иных тонах, он видел комсомол и как праздник, и как героизм, но и как возможные жертвы, поэтому хотел окрасить припев песни в минорных нотах, но не особенно выходило, причем это тот редкий случай, когда музыка писалась композитором до слов — очень хотелось поспеть к 30-летию ВЛКСМ, а конкурс был объявлен еще в октябре 1937-го. И тут А.О., случайно позвонивший по совершенно посторонним к песне делам в ЦК ВЛКСМ, застал там Льва Ошанина, с которым уже написал прежде шлягер «Там, где ветер гуляет с партизанами», и как-то спонтанно попросил помочь с текстом. На что Ошанин «рыкнул», что уже достаточно написал про комсомол, тогда Островский положил трубку на инструмент и заиграл тот самый минорный припев: «Комсомольцы — удивительный народ!» На что уже вовлеченный в процесс Ошанин закричал: «Ты что такое поешь? Комсомольцы — беспокойные сердца!» — «Ты уверен?» — «Еще как, комсомольцы все доводят до конца!» Так по телефону и сложилась песня, к исполнению поэт привлек Ивана Шмелева, с которым еще в 1945-м готовил свои «Эх, дороги…». А тогда, в 1948-м, в сентябре лучшие произведения, представленные к конкурсу, прослушивались в секретариате ССК, что стало «боевым крещением» будущего гуру, композитора Аркадия Островского. 22 сентября 1948-го в «Литературной газете» он прочитал о себе такие слова: 
«…На днях секретариат Союза советских композиторов прослушал и обсудил ряд новых песен о комсомоле. Наиболее удачными из них признаны песни: А. Новикова «Комсомол» на слова С. Михалкова, М. Фрадкина «Комсомольская слава» на слова М. Матусовского, К. Листова «Комсомольский марш» и А. Островского «Комсомольцы — беспокойные сердца» на слова Л. Ошанина». Через четыре дня песня была опубликована в «Комсомолке», что стало для автора пропускной карточкой в СК и определило его на новое, желанное им независимое творчество.
Подробнее о песне в истории «КОМСОМОЛЬЦЫ БЕСПОКОЙНЫЕ СЕРДЦА!» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Край родной». Музыка Аркадия Островского, текст Льва Ошанина, солист Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
Исполнение посвящено Воронежскому краю. Идея исполнения этой песни представлена в конце рассказа «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

 

«Ленинские горы». Музыка Юрия Милютина, текст Евгения Долматовского, поет Иван Шмелев.
Послевоенная столица продолжала стремительно меняться. Социалистический реализм не мог, конечно, остаться в стороне от этих грандиозных преобразований. Именно так и появилась замечательная песня на стихи Евгения Долматовского, в которой пелось о красе Москвы – Ленинских горах. Согласно замыслам «величайшего архитектора» и Вождя всех наций горизонты мегаполиса должны были украсить восемь монументальных построек-колоссов, ныне хорошо известных жителям и гостям города. Правда, достроенными оказались лишь семь, после смерти Сталина возведение восьмого было свернуто и теперь на его «фундаменте» красуется дом из стекла и металла — концертный зал «Зарядье», формирующий одноименный парк. Одно из семи «счастливцев» стоит на Ленинских (ныне Воробьевых) горах, где расположились факультеты МГУ (Московского государственного университета). Впервые песня «Ленинские горы», подаренная им, прозвучала в 1949 году в исполнении Ивана. Именно тогда было развернуто масштабное строительство студенческого городка. Этот факт отметился в одном куплете:

Сейчас пустынны Ленинские горы,
Но флаги стройки вьются на ветру —
Здесь корпуса взойдут до неба скоро,
Сюда придут студенты по утру.

И корпуса взошли до неба. И студенты пришли сюда 1 сентября 1953-го. Песня завоевала настолько мощную популярность, что в канун 1953-го ее пришлось переписать, чтобы совсем не «одряхлела».

Вы стали выше, Ленинские горы,
Здесь корпуса стоят, как на смотру,
Украшен ими наш великий город,
Сюда придут студенты по утру.

В книге «Песни на стихи Евгения Долматовского» автор слов вспоминает: «Московский комитет партии собрал поэтов и композиторов. Разворачивается стройка Большой Москвы. Архитекторы и строители показывают нам планы, чертежи, проекты, макеты. Еще нет ни Хорошево-Мневников, ни Кузьминок, ни Фрунзенской набережной, ни Юго-Запада. На месте бывшей городской свалки в Черемушках построены первые новые кварталы, но дома в своем облике сохранили что-то от бараков.
Лишь несколько лет отделяют нас от войны и Победы. Но Москва — вся в дощатых заборах. Роются котлованы. И особенно много разговоров о высотных домах.
Нас с композитором Юрием Милютиным просят написать песню о будущей Москве. На счастье, по заданию МК партии мне приходится обследовать состояние культурно-воспитательной работы в общежитии строителей на Ленинских горах. Здесь и возник замысел песни».
Неизвестные факты о написании и первом исполнении шлягера в рассказе «ЛЕНИНСКИЕ ГОРЫ». БЕЗ ЦЕНЗУРЫ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Марш комсомольцев Москвы». Музыка Анатолия Новикова, текст Льва Ошанина, поет Иван Шмелев.
Композитор родился (18) 30 октября 1896 года в Скопине Рязанской губернии в семье кузнеца. В автобиографии он с трогательностью вспоминает о том, как в детстве внимал пению матери, бегал смотреть на выступления полкового оркестра, «на первый же заработанный полтинник купил балалайку и довольно быстро выучился играть по слуху». Затем будущий автор увлекся хоровым пением и дирижированием. Преимущественная область творчества – песня, в пределах которой композитор проявляет жанровое разнообразие. Многие из созданных им бисовок приобрели широчайшую известность, завоевав популярность далеко за пределами страны (например, «Гимн демократической молодежи мира» на слова все того же постоянного коллеги), отмечены премиями на международных конкурсах и форумах. Творчеству Новикова присущи яркая идейность, приметная мелодика, интонационные истоки которой схожи с русской песней, выраженность жизнеутверждающих эмоций, энергичный ритм.

 

«На серебряной стреле». Музыка Аркадия Островского, текст Леонида Куксо, поет Иван Шмелев.
Идея написания этой песни представлена в рассказе «И СНОВА 104 СТРАНИЦЫ ПРО ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Отцовский наказ». Музыка Исаака Любана, текст Льва Ошанина, поют Михаил Михайлов и Иван Шмелев.
Исаак Ицхакович Любан сочинил множество песен, чаще всего традиционно, не без бравурности и даже помпезности, советских, хотя белорусская народная музыка благим образом отзывалась и о них. Но памятен он, и память эта неизменна, своей бисовкой «Заздравная», она же «Прощальная», она же «Будьте здоровы», она — та самая, которую поют на свадьбах: «Будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому, до хаты». Написана она в 1937-м — изначально на белорусский текст, который позже Исаковский перевел на родной. Собственно, маэстро мог бы ничего больше не сочинять — этой песни хватило бы на то, чтобы попасть в настоящую классику. Но и представленный «Отцовский наказ» — вещь, безусловно, фактурная и полнокровно отражает век, перекликаясь с главным мастерским сочинением.  

 

«Парень с нашей улицы». Музыка Валентина Кручинина, текст Ольги Фадеевой, поет Иван Шмелев.
«Да классная же песня! — сказал на все это мой более молодой коллега. — И мотив сразу запоминается, типа «Спят курганы темные» или «За фабричной заставой». Вот такая неожиданная «экспертная оценка», — пишет на страничке канала «Совмузыка» постоянный слушатель. На самом деле эта песня — символ нашего героя-исполнителя, паренька из обыкновенной рабочей семьи с обыкновенной русской фамилией, каких много на широкой российской земле.

Парень с русской улицы (гастроли за рубежом). 

О нем могли бы многое мы вам порассказать.
А как его фамилия? Совсем не важно знать!
В любом селе иль в городе таких парней не счесть,
И на вашей улице такой, наверно, есть!

 

«Протрубили трубачи тревогу» («Комсомольская песня»). Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Александра Галича, поет Иван Шмелев.
В 40—60-е годы прошлого столетия была очень популярна песня: «До свиданья, мама, не горюй!» из пьесы «Походный марш» Александра Галича, настолько популярна, что ее пели по всей стране, провожая новобранцев в армию. А автор ее так и остался загадкой даже для людей, знавших его близко. Преуспевающий драматург, кинорежиссер, член всевозможных творческих союзов, эстет, избалованный жизнью и славой, завсегдатай престижных московских ресторанов, красавец и щеголь, любимец женщин. И вдруг резкий поворот, до основания разрушенная жизнь. Александр Галич вслух говорил о том, о чем все молчали или шептались, собравшись тесными компаниями на прокуренных кухнях: о сталинских репрессиях, о беззаконии и всевластии чиновников и проходимцев над простым народом.
Александр Аркадьевич Гинзбург («Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»)) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославле (Днепропетровск, Днепр) в интеллигентной еврейской семье экономиста и консерваторского администратора. В 1920 году семья переехала в Севастополь, а в 1923 году в Москву. Благодаря матери, работавшей «при музыке», Сашенька уже в раннем возрасте начал увлекаться творчеством – с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи, в восемь стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В 14 лет свет увидела его первая поэтическая публикация (стихотворение: «Мир в рупоре») в газете «Пионерская правда». Окончив девятый класс десятилетки, Александр подает документы в Литературный институт и, к удивлению многих, поступает. В те же дни подает документы в оперно-драматическую студию. Но в поисках себя не оканчивает ни то ни другое заведение. Осенью 1939 года уходит в только что открывшуюся студию под руководством Алексея Арбузова, а в феврале 1940 года студия дебютирует спектаклем по коллективному сценарию, одним из авторов состоялся и Александр Галич («Город на заре»).
В ранний период своего творчества Галич написал несколько удачных пьес для театра: «Улица мальчиков», «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К.Ф. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Походный марш», «Пароход зовут «Орленок»; сценарии фильмов «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Государственный преступник», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». Однако со временем произведения мастера приобрели все большую социальную остроту и собственную индивидуальную окраску, трагедийную. Все горче, злее становились его песни об одиноких женщинах-печальницах, о жертвах сталинской «гуманности», трубивших по 20 лет в лагерях, об уходящих друзьях – одних в никуда, других в князья. Между тем слава Галича-барда продолжала расти. В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирском Академгородке, где он начал выступление с опуса «Промолчи — попадешь в палачи», а через несколько минут исполнил «Памяти Пастернака». Весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными аплодисментами. Галич получил приз – серебряную копию пера Пушкина и грамоту Сибирского отделения Академии наук, в котором написано: «Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством…». Этот успех стал началом конца. 18 апреля 1968 года в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, где Галича обвинили во всех сатанинских грехах. На него посыпались угрозы, запрещения исполнять свои шлягеры, начались гонения. После исключения из Союза писателей, Союза кинематографистов, постановления Главлита на запрещение всех его ранее изданных работ, трех инфарктов, по предложению правительства он навсегда покинул родину: «Его провожало много народу… во дворе все окна были открыты, многие махали ему руками, прощались… Он шел к самолету совсем один по длинному стеклянному коридору с поднятой в руке гитарой…».

Подробная история о появлении песни и пьесы, к которой она была написана, в рассказе «ПРОТРУБИЛИ ТРУБАЧИ ТРЕВОГУ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Спят курганы темные». Музыка Никиты Богословского, текст Бориса Ласкина, поет Иван Шмелев.
Лирическая песня, написанная в 1939 году для кинофильма «Большая жизнь» поэтом Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским. Содержание песни соответствует одной из сюжетных линий фильма — вливанию в трудовой коллектив молодого героя. После появления песни шахтеры подарили Никите Богословскому большой кусок антрацита, на котором были написаны дарственный текст и отрывок из «бестселлера». Вскоре после выхода фильма на экраны «Спят курганы темные» исполнил по радио, а потом и записал на пластинку (в 1940 году) Марк Бернес. После войны, по окончании съемок второй серии фильма, решив обновить исполнение, Никита Богословский попросил записать эту песню Ивана большим полнозвучным голосом. Борис Ласкин же так вспоминал о своем хите: «Была у меня еще и «Спят курганы темные», которая поведала о том, как «вышел в степь донецкую парень молодой». Так вот, если бы у меня спросили, на какой шахте работает нынче парень молодой, я бы ответил, что не могу назвать ни фамилии донецкого шахтера, ни места его работы…».
Полная история песни (с пикантными «добавками») в рассказе «СПЯТ КУРГАНЫ ТЕМНЫЕ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Старому другу». Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Михаила Матусовского, поют Валентина Левко и Иван Шмелев.
Песня написана в 1957 году и посвящена композитором предстоящему 40-летию комсомола.
Больше информации о песне в рассказе «СЯДЬ ПОБЛИЖЕ, МОЙ ДРУГ И РОВЕСНИК…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Тракторист». Музыка Анатолия Арского, текст Вадима Малкова, поет Иван Шмелев.
Анатолий Михайлович Арский (Косцов) родился 19 мая (1 июня) 1912 в Москве. В 1928-м окончил музыкальную школу по классу фортепьяно, а в 1936-м — факультет акустики Московской консерватории, в 1939—1941-м учился в аспирантуре, занимался экстерном по композиции. Работал преимущественно в жанрах легкой инструментальной музыки (эстрадные песни, музыка для русских народных инструментов). Автор известной кантаты «Русь». Написал ряд оркестровых произведений на чувашские темы. Наибольшую известность получила «Чувашская рапсодия» (1948 г.), впервые исполненная эстрадным оркестром Всесоюзного радио под управлением Виктора Кнушевицкого и изданная в Москве в 1951 году. Там же в оркестре автор познакомился с певцом Шмелевым и в одном из разговоров посетовал ему на то, что во время войны, служа в запасном полку связи в звании техника-лейтенанта и руководя полковым джаз-оркестром, выступавшим в городском Доме офицеров, слышал много упреков в адрес трудового населения, особенно в адрес его музыкантов от семей фронтовиков за праздность: «Люди кровь льют, а вы здесь номера распеваете». На что Иван отреагировал: «Ну так ответь песней о хорошем труде, приравняй его к военной службе». Чуть позже они вместе с поэтом Вадимом Малковым, работавшим во время ВОВ в армейских многотиражках, записали такую песню.

 

«У дороги чибис». Музыка Михаила Иорданского, текст Антона Пришельца, поет Иван Шмелев.
В 1947-м, в год рождения дочери певца, в редакции журнала «Затейник» композитору Михаилу Иорданскому предложили стихи Антона Пришельца про крылатую пигалицу. Стихи весьма воодушевили мастера, он тут же припомнил, как однажды днем встретил на обочине лесной дороги, еще затопленной влагой паводковых вод, взволнованного чибиса. В воздухе звенели ароматы прелых трав, медуницы, первоцвета. И эту весеннюю идиллию прорезало жалобное вскрикивание: «Чьи вы». Из-под ног взмыла переливчато-белая птица и стала выделывать кувырки и антраша. Удивленный человек осмотрелся и углядел неподалеку маленьких пушистиков на тонких ножках. Понял: «Уводит от выводка». И уступил беспокойным настойчивым просьбам — не стал тревожить родителя. Какое то было счастье — чибис зарадовался, в ответ запел свою смешную песню уже совсем новыми нотами: веселым ликованием победителя.
А в это время у Иорданского дома спали дети. И, оберегая их сон, подражая чибису, он отложил сочинение до утра, а утром мотив пришел сам. Поэтесса Майя Вайнштейн писала: «А утро выдалось ясное, и луч солнца задержался на строчках. В этих строчках уже была музыка: и шажки чибисят в траве, и радостный танец птицы, и это солнечное утро — мелодия родилась сразу». Она получилась танцевальной, эстрадной. Композитор решил, что ее будут петь взрослые певцы, у которых есть маленькие дети. Так в первое время она и исполнялась и в концертах, и по радио.
Пьесу Иван начал готовить с рождения дочери. Забрав из роддома своих девочек, он с особенной заботой сейчас, с беспокойством папы-чибиса, приступил к репетициям знаменитого шлягера. Всю неделю, общаясь со своей малявой, проговаривал заветный песенный призыв. Ему хотелось, чтобы получилось забавно, весело, хлестко, заразительно, для детей. А как суметь? Тогда-то и пришла к нему идея — перед местоимением «чьи» быстро-быстро и незаметно произносить букву «Т», дающую легкий звонкий щелчок. «А скажите: «Тчьи вы?» — спел и всем понравилось, и все запомнили слова, которыми выражается хохлатый певун, так он этого добился. А маэстро был свободен и безмятежен, когда записывался, когда вещал про то, как его собственному выводку будет привольно и радостно на просторах родины, на зеленой траве, в голубом… поле.

На серых полях — голубые озера,
На пашнях — лиловая грязь.
И чибисы плачут — от света, простора.
От счастия — плакать, смеясь.
                                  Иван Бунин

При подготовке материалов по теме мы сталкивались с интернет-дискуссиями, в которых некоторые пользователи активно утверждают, что в тексте песни изначально вместо слова «ребята» стояло старое, якобы утраченное, неактуальное «юннаты». Какое «слово было раньше»? Ответ в рассказе «АЗБУКА ОТ ПИГАЛИЦЫ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Уральская молодежная». Музыка Анатолия Новикова, текст Евгения Долматовского, поют Владимир Нечаев и Иван Шмелев (соло).
Великий кормчий Мао Цзэдун заехал в Свердловск 20 февраля 1950 года, когда возвращался на родину из Москвы с торжества по случаю 70-летия Отца наций. На Урале китайский товарищ посетил Уралмашзавод и Уральский геологический музей. В состав сопровождавших его артистов был приглашен ваш покорный слуга Иван Шмелев, который в 1949 году в команде советской делегации уже побывал в гостях у «младшего брата» и успешно выступал перед ним (подробности в рассказе «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИЦЫ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»).
На Уралмаше не обошлось без курьезов. В цехах от рабочих потребовали, чтобы во всех помещениях, которые хотели предъявить Кормчему, висели его портреты. До прибытия гостя оставались сутки, и за это время художник успел «сообразить» только один. В итоге, пока Мао шел от одного цеха к другому, единственный вариант быстро переносился из комнаты в комнату, таким образом создавая видимость встречи дорогого визитера в «полном комплекте». По окончании «экскурсии» высокому гостю была исполнена новая песня, которая чуть позже прозвучала в фильме «Урал», снятом на Свердловской киностудии, открытой в 1943 году.


С сердцем для рабочих. 

 

«Физкультурная песня». Музыка Анатолия Лепина, текст Ольги Высотской, поет Иван Шмелев.
Напета в преддверии 4-го чемпионата мира по футболу, проводимого в 1950 году с 24 июня по 16 июля на полях Бразилии. Это был первый Кубок мира с 1938 года, так как планируемые в 1942-м и 1946-м соревнования не состоялись из-за Второй мировой войны, который выиграла сборная Уругвая, повторив тем самым свой результат, показанный на ЧМ 1930 года, за счет победы над хозяевами со счетом 2:1. Это был единственный турнир, в котором чемпион и призеры определялись по круговой системе. Большая часть команд отклонила предложение об участии в мундиале из-за финансовых проблем. Среди отказавшихся был и СССР. В качестве причин указывалась необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства в стране. Для поднятия настроения ограниченных в соревнованиях спортсменов проводилось много мероприятий на уровне секций (нынешних федераций) внутри государства, на которых по радио исполнялись песни спортивного содержания.

 

«Ходили мы походами». Музыка Константина Листова, текст Александра Жарова, поют Владимир Нечаев и Иван Шмелев (соло).
Песня была написана композитором в раннее послевоенное время и отдана вашему покорному дуэту. А вот текст был сделан поэтом еще в 1920-х годах. В 1927-м Народный комиссариат просвещения отправил трех поэтов — Александра Безыменского, Иосифа Уткина и Александра Жарова в командировку по Европе. Путешествие продолжилось два месяца и затронуло около десятка стран. За время тура литераторы сошлись с Максимом Горьким, проживавшим в Сорренто. Вернувшись, Жаров опубликовал заметки о турне в газете «Комсомольская правда». В выпусках от 14 и 16 февраля и 1 марта 1928-го вышли его путевые очерки под брендом «Галопом по Европам». А в 1948-м стараниями певцов Шмелева и Нечаева весь мир услышал «отчет» о той поездке, вложенный поэтом в голос скучающих на чужбине по Родине советских моряков.

 

«Шагает май». Музыка Василия Дехтерева, текст Цезаря Солодаря, поет Иван Шмелев.
С Цезарем Солодарем Иван был знаком еще с «Казаков в Берлине», после чего приятели поддерживали творческие отношения, а вот с Василием Дехтеревым Иван встретился в гостях у близкого друга Валентина Макарова. При подготовке материалов мы неожиданно обнаружили, что в интернете практически не представлены фотографии этого «редкого» автора, что мы хотим хотя бы частично исправить с помощью любительского снимка, сделанного Иваном у Валентина дома.


Три сочинителя (Валентин Макаров слева, Модест Мусоргский посередине, справа — Василий Дехтерев). 

 

«Эх, хорошо в стране советской жить». Музыка Исаака Дунаевского, текст Владимира Шмидтгофа, поет Иван Шмелев.
С конца 1923 года известный актер и режиссер Владимир Лебедев-Шмидтгоф переходит на работу на киностудию, где снимает первый в истории советский комедийный фильм «Н+Н+Н». А в 1935-м выходит его знаменитый «Концерт Бетховена», который был удостоен почетного диплома на международном конкурсе синематографии. В главной роли мальчика-скрипача в фильме снялся в будущем известный советский шахматист Марк Тайманов. Для занимательной кинокартины Шмидтгоф сам написал текст популярного марша пионеров «Эх, хорошо!», музыку для него сочинил расцветший в те годы Исаак Дунаевский. 1 апреля 1938 года Шмидтгоф был арестован по обвинению в шпионской деятельности в пользу Германии, фильм был снят с экранов, но уже в 1939-м дело было пересмотрено, песня вновь начала активно исполняться на праздниках и по радио, для которого Иван записал ее в 1950 году про просьбе самого композитора.
Подробную историю песни, фильма, ареста и ухода из жизни режиссера, а также романтику новой записи читайте в рассказе «ЭХ, ХОРОШО В СТРАНЕ СОВЕТСКОЙ ЖИТЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».

 

«Поезд идет все быстрей». Музыка Тихона Хренникова, текст Михаила Светлова, поет Иван Шмелев.
Чтобы не быть необъективными, предлагаем оценку фильма дословным цитированием одного из пользователей канала: «Вообще-то очень тонкий фильм с совершенно нехарактерными для сталинского кино интонациями. То главная героиня – казалось бы, легкомысленная девушка – очень к месту цитирует стихи «космополита» Светлова, то эпизодическая таежная трактористка сначала ведет крамольные речи (мол, хватит Победу праздновать, пора в поле работать), а потом эта трактористка в тяжелой робе выделывает балетные па на заднем плане (а это вообще кадр из итальянского неореализма), а вот — динамик на стратегическом объекте – вокзале – начинает извергать что-то невразумительное, смущая народ и лишая его ориентиров. Потом Райзман прячет коготки (или фигу) в карман – и опять экран заливают здравицы Сталину и прочий елей в надежде пройти цензуру. Лирическая линия также удивительно многослойная». Стоит ли говорить, что такой фильм Отцу советского народа весьма не пришелся, и режиссер Юлий Райзман был отправлен в опалу на Рижскую киностудию. Для поддержки «ссыльного» песня была исполнена вновь. Иван «рапортовал» ее по Центральному радио, но уже в другой «транскрипции», без хора, чтобы не вовлечь в историю «невинных» ребят. Позже Шмелев в составе труппы Гастрольбюро с Борисом Бруновым и Риной Зеленой пройдет этот путь по Транссибу к океану по «просторам нашей Родины большой», чтобы лично высказать своему зрителю слова большой признательности и любви…

 

В этом разделе находятся наиболее удачно исполненные песни по мнению создателей сайта. Максимально полную дискографию Ивана Шмелева можно прослушать в рубрике «АБОНЕМЕНТ», в разделе «ДИСКОГРАФИЯ».

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: