Борис


Борис Тихонов в «кварте». 

Не нам, мой друг, с тобой чуждаться
Утех и радостей земных,
Красою милых не прельщаться
И сердцем дорожить для них.
Пусть мудрецы все за химеру
Считают блага жизни сей, —
Не нам их следовать примеру
В цветущей юности своей.

………
Итак, доколе не промчалась
Быстротекущих дней весна,
Доколь еще не показалась
На наших кудрях седина,
Доколь любовью полны очи
Прелестниц юных нас манят
И под покровом мрачной ночи
Восторг и радости сулят —
Мой друг, в свой домик безопасный,
Когда сну предан Петроград,
Спеши с Доридою прекрасной
На лоно пламенных отрад.
            Кондратий Рылеев

Композитор-гармошечник, баянист, создатель инструментального ансамбля Борис Ермилович Тихонов родился 17 ноября 1919 года в городе Калинине (ныне Тверь). В детском возрасте, самостоятельно занимаясь игре на гармони, занял первое место на конкурсе талантов Красной Пресни в Москве, куда его отец был переведен на работу в Наркомат путей сообщения. После переезда мальчик продолжил самообучение, а чуть позже поступил в музыкальную школу в класс баяна, куда его приняли вне конкурса за выдающийся слух. А уже в пятнадцать лет юный артист выиграл премию за оригинальные обработки русских песен и исполнительское мастерство на конкурсе имени 15-летия ВЛКСМ в 1934 году в Ленинграде. Музыке продолжил (специальность по классу баяна у В.С. Рожкова) обучаться в Московском областном инструкторско-педагогическом техникуме имени Октябрьской революции, который окончил в 1939 году. И сразу после окончания его написал несколько пьес для совершенствования игры на инструменте, которые были включены в учебный план его учебной обители. С самого детства тяготел к импровизации и мечтал заниматься профессиональным сочинительством, для чего поступил в Гнесинский институт на отделение композиции в класс Юрия Шапорина, откуда был призван в ряды Вооруженных сил в Ансамбль песни и пляски Центрального клуба НКВД, где прослужил до 1947 года, в том числе и участником фронтовых военных бригад. 

За участие в ВОВ Борис Тихонов был награжден медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После демобилизации из армии поступил в эстрадно-симфонический оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. Во время работы в коллективе у мастера возникла мысль о создании при нем четверки из баяна, контрабаса, кларнета и гитары. Получив согласие Радиокомитета, Тихонов компонует такой ансамбль, который скоро войдет в историю как «Тихоновский квартет». Позже по его примеру стали появляться такие команды в различных армейских подразделениях и многих городах СССР.

Популярность ансамбля была невероятно велика: сперва участники стали желанными исполнителями на радио, после с активным развитием телевидения выступали в известных видеопередачах.

За это время четверка выпустила пластинки с пьесами Тихонова (их он написал более 300), гастролировала по всему Советскому Союзу как солирующая единица при оркестре, трудилась с другими коллективами и их артистами: К. Шульженко, Н. Руслановой, В. Нечаевым, Л. Зыкиной, И. Шмелевым. Ездила в турне за рубеж с концертами в Финляндию, Германию, Чехословакию, Польшу, Сирию, Африку, Скандинавию.

В 1949–1951 гг. Борис служил рядом с супругой, артисткой балета, баянистом в хореографическом ансамбле «Березка» под управлением Надежды Надеждиной. В 1959–1961 гг. – артистом Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. В 1964–1966-х являлся руководителем ансамбля Москонцерта.

Был членом Союза композиторов СССР.

Любимое хобби – рыбалка.

В возрасте пятидесяти восьми лет 26 декабря 1977 года его жизнь скоропостижно оборвалась вследствие острой коронарной недостаточности, вызванной тромбозом венечной артерии.

Сын Бориса Ермиловича Борис Борисович, как и отец, окончил музыкальное училище имени Октябрьской революции, после институт культуры, работал педагогом в музыкальной школе по классу баяна. Записывался и снимался с отцом на телевидении. Дочь Елена Борисовна – учитель английского языка. Внуки (со стороны дочери) Дима и Антон Ивановы занимались в школе искусств по классу баяна, сохраняя клавишно-духовую духовную традицию музыкального дома Тихоновых.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Для инструментального квартета:
«Быстрое движение» (1950 г.), «Галоп» (1951 г.), «Колхозная кадриль» (1954 г.), «Выходной марш инструментального квартета» (1956 г.), «У околицы» (1959 г.), «Юмореска» (1960 г.), «На яхте» (1963 г.), «Песня полей» (1965 г.), «Калязинская кадриль» (1967 г.);
Танго:
«Южный берег» (1947 г.), «Вечером» (1956 г.), «Танго» (1957 г.), «Танго» (1959 г.), «На аэродроме» (1964 г.);
Польки:
«Карело-финская полька» (обработка, 1951 г.), «Полька» (1955 г.), «Полька» (1956 г.), «Ветерок», «На сенокосе» (1970 г.);
Фокстроты:
«Веселый день» (1946 г.), «Интермеццо» (1946 г.), «Веселый напев» (1947 г.), «Ручеек» (1948 г.), «На роликах» (1964 г.), «Под парусом» (год неизвестен);
Вальсы:
«Быстрый вальс» (1946 г.), «Пушинка» (1947 г.), «Тополь» (1947 г.), «Бальный вальс» (1948 г.), «Ветерок» (1948 г.), «Карусель» (1950 г.), «У моря» (1954 г.), «Весенний вальс» (1964 г., исполнялся в 1-м выпуске мультсериала «Ну, погоди!»), «Вальс ре-минор» (1971 г.);
Марши:
«В поход» (1964 г., исполнялся в 1-м выпуске мультсериала «Ну, погоди!»);
Для одного баяна:
«Русская картинка» (1960 г.), «Концертный этюд» (1963 г.), «На перемене» (1968 г.), «Мелодия» (1968 г.), «На афише» (1971 г.), «В ночном» (1971 г.), «Ряженые» (1974 г.), «Концертная пьеса» (1974 г.);
Бальные танцы:
«Быстрый танец» (1953 г.), «Русский бальный танец» (1958 г.), «Елочка» (1962 г.), «Азовчанка» (1970 г.), «Ку-ка-ре-ку» (1970 г.), «Луноход» (1971 г.), «Влюбленные» (1973 г.);
Для оркестра:
Поэма «Дорогой отцов» на слова Бориса Дворного (1967 г.);
Цикл «108 дней, не считая дороги» на слова Михаила Волина (1966 г.);
Сюиты:
«Поем Сибирь просторную» на слова Василия Кузнецова и Вадима Семернина (1961 г.);
«Тебе, моя любимая» на слова Василия Кузнецова и Вадима Семернина (1961 г.);
Наиболее популярные:
Концертная полька (1946 г.);
Полька (1955 г.);
Полька «Огонек» (1956 г.);
Вальс «Фейерверк» (1959 г.);
Полька (1961 г.);
«Фантазия» («Пейзаж. Половцы. Всадник») (1966 г.);
Концертный вальс «В полете» (1967 г.);
«Нерльский вальс» (1967 г.).

«Ветерок», полька. Музыка Бориса Тихонова, исполняет квартет Бориса Тихонова, соло на баяне автора.

«Пушинка», вальс. Музыка Бориса Тихонова, исполняет квартет Тихонова, соло на баяне автора.
«Пушинка» — один из его ранних вальсов, был написан на рождение дочери в 1947 году. По воспоминаниям композитора, он показал это произведение в эстрадном оркестре. Оно понравилось своим лиризмом и воздушностью, но названия у него еще не было. «Имя» придумывали всем коллективом, но никак не находилось удачного, пока музыкальный редактор не сказала молодому автору: «Боренька, это же — пушинка!» И вещь пошла под этим названием. Она осталась одним из любимых его произведений. Когда Тихонов заказывал себе последний инструмент, то назвал его «Пушинка», но играть на нем ему уже не случилось.

«Карело-финская полька». Обработка Бориса Тихонова, исполняет автор обработки.
Полька «Сяккиярви» (Säkkijärven polkka) — финская полька, исполняемая финскими аккордеонистами. Изначально пьеса собрана из трех народных мелодий из округи поселка Сяккиярви, ныне Кондратьево Выборгского района Ленинградской области. Впервые растиражирована в 1928 году на пластинках норвежско-американским гармонистом Вилли Ларсеном, но по-настоящему стала известна благодаря дискам Вильо Вестеринена, Лассе Пихлаямаа и Бориса Тихонова. Во время Советско-финской войны «Сяккиярви» была использована в качестве радиопомех. Советские военные перед сдачей Выборга заминировали город радиоуправляемыми скрытыми минами, которые предполагалось подрывать постепенно, в течение нескольких месяцев, когда финны займут город и расположатся в нем. Мины должны были приводиться в действие дистанционно радиосигналом на той или иной частоте. Для глушения радиосигнала на подрыв финские саперы запустили передвижную радиостанцию, которая непрерывно в течение двух месяцев выдавала в эфир по широкому спектру частот быструю музыку так, чтобы подрывной радиосигнал не смог дойти до мин. В качестве фона глушения была использована именно полька «Сяккиярви», которую финские инженеры выбрали из-за быстрого темпа музыки.

«Нерльский вальс». Музыка Бориса Тихонова, исполняет оркестр народных инструментов, соло на баяне автора. Посвящен актрисе Марии Ермоловой.
В этом своем важном произведении он пронзительно обращается к теме родных мест в Тверской области (на тот момент Калининской), которых никогда не оставлял. «Этот вальс меня просто поразил. Это вальс — размышление, вальс — воспоминание. В нем я слышу удивительные по красоте мелодии и ясно вижу, как его можно танцевать на пуантах», так отзывалась о нем жена баяниста, артистка балета Людмила Тихонова.

В рубрике «ЧИТАЛЬНЯ» в рассказе «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА, ВЕСЕЛОГО МОЛОДЦА…» представлена история из жизни артиста.

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: