НИНА
Близкие творческие подруги (Нина Поставничева и Александра Яковенко).
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Марина Цветаева
Нина Константиновна Поставничева (22 июля 1919 г., Саратов – 27 июля 2003 г., Москва). Одна из самых культурных по качеству звука певиц тех лет, обладательница очень красивого по тембру меццо-сопрано, необыкновенно выразительного, владеющего хорошей нюансировкой голоса. Все это так. Но главное, пожалуй, в ее успехе определялось тем, что она, будучи цельным человеком, честно относилась к жизни, а за этим и к пониманию того, о чем поет, не позволяя в подаче звука елейности или чрезмерной пафосности.
Высокая исполнительская культура была воспитана у нее в семье профессиональных музыкантов: отец Константин Герасимович был организатором вокально-хоровых коллективов страны, мама Антонина Петровна – главным дирижером хора Московского метрополитена.
Детство свое Нина провела на волжских берегах в Саратове, где участвовала в хоровых родительских постановках как главная солистка. А после переезда семьи в столицу поступила в музыкальное училище при Московской консерватории. В это же время начала свою артистическую деятельность, работая в вокальном ансамбле Малого театра.
По образовании в 1939 году ансамбля песни и пляски Центрального клуба НКВД становится его первой солисткой, и там в сложной психологической обстановке, где людей творчества – музыкантов, артистов, танцоров, режиссеров держали под неусыпным контролем органов кары и сыска, она как лучик солнца создает настроение всему коллективу. Всегда элегантная, стройная, с уложенными волосами, в пилоточке и сапожках приходила она на репетиции во время войны, когда у многих появилось разочарование в профессии и безразличие к бытовым событиям. Во время выездов фронтовых бригад со своими партнерами Щадиловым, Шмелевым, Покровским, Огородниковым не раз попадала под обстрелы бригадных грузовиков с привязанными к борту полурасстроенными пианино, которые артистка прикрывала шинелькой для маскировки и защиты. Но ни разу рядом с партнерами-мужчинами этой хрупкой и сильной женщине не изменило мужество, которое было для них примером настоящего русского духа.
В 1941 году вместе с коллективом Нина Константиновна оказалась в блокадном Ленинграде, где, будучи истощенной, давала концерты перед населением, в госпиталях, на кораблях Балтийского флота.
С «командой» НКВД певица проехала множество фронтовых дорог в составе концертных бригад до Новороссийска, Осташкова, Вязьмы, Гжатска, Брянска, Сталинграда…
Награждена орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
С 1943 по 1949 год Нина Константиновна обучается вокалу в Московской консерватории по классу профессора Елизаветы Федоровны Петренко, одновременно продолжая профессиональную работу певицы. С 1945 года становится солисткой оперной труппы театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. В этом качестве она проводит большую шефскую работу в ограниченных частях советских войск за рубежом.
С 1948-го – приходит как ведущая певица во Всесоюзный радиокомитет.
В этом коллективе очень ярко, по-особенному раскрывается дарование замечательной вокалистки. За долгие годы работы на Всесоюзном радио она оставила большое количество разножанровых записей. Здесь и фрагменты оперных партий, и камерные произведения, песни советских композиторов, вокальная народная музыка, шлягеры для детей.
Помимо выступлений перед радиоаудиторией много концертировала как в Советском Союзе, так и за рубежом в таких странах как Бельгия, Дания, Польша, ГДР, Румыния, Люксембург.
Правительственным приказом от 28.12.60 Нине Константиновне Поставничевой было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.
Не оставляя эстраду, артистка принимала участие в юбилейных и праздничных вечерах, «Голубых огоньках».
Так называемым «вызовом» ею был исполнен в 1948 году концерт редкой на то время духовной музыки (П. Чесноков «Да исправится молитва моя, ор.24, №6).
Будучи близкой подругой певицы Александры Яковенко, в творческом единстве, исполнила и записала ни один музыкальный опус, будь то песня или романс. Поддерживала концертную деятельность со своими прежними партнерами (Ильиным и Шмелевым).
Щедрая на отношения с единомышленниками многие годы певица посвятила себя преподаванию в родной alma mater, Академическом музыкальном училище при Московской консерватории имени П. Чайковского.
Вспоминает Дмитрий Шмелев: «Как-то уже много лет спустя я рассказывал своей солистке об этой певице, на что она мне ответила, что знает ее: «Когда я приехала на прослушивание перед поступлением в училище, она выслушала меня и сказала, что все будет хорошо, но нужно подготовиться и предложила позаниматься у нее дома. Я с превеликой радостью согласилась, ездила к ней домой, занималась почти месяц, после чего, естественно, стала спрашивать, сколько денег ей должна за такую подготовку. На что она ответила, что лучшей платой будет мое поступление».
ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В ОЗВУЧИВАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ:
«Наш милый доктор», песня «Сердце, успокойся» на музыку Александра Зацепина, текст Якова Зискинда, 1957 г.;
«Улица молодости», песня «Соловьиная ночь» на музыку Леонида Бакалова, текст Алексея Фатьянова, 1958 г.;
Самый, самый, самый, самый… (анимационный), 1966 г.;
«Дитя и волшебство» (телефильм по опере Мориса Равеля в исполнении солистов, хора и оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, артистов балета Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, озвучивание главной роли), 1965 г.
Была замужем за актером театра и кино Сергеем Сергеевичем Цейцем.
От этого брака имела сына Александра, продолжившего профессию отца.
Ушла из жизни Нина Константиновна в Москве в достойном возрасте 84 лет. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
«Осенняя песнь» (Op. 63, №4), дуэт для сопрано и контральто. Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди, текст Карла Клингеманна, поют Александра Яковенко (сопрано) и Нина Поставничева (меццо-сопрано).
«Во поле береза стояла». Музыка и текст народные, поет Нина Поставничева.
«Весна». Музыка Мурада Кажлаева, текст Наримана Алиева, поет Нина Поставничева.
В клипе использованы фотографии окрестностей города Бахчисарая, Ханского дворца, кадры из балетных постановок спектакля «Бахчисарайский фонтан» театров Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Астаны.
«Кошечка». Музыка народная, стихи в редакции Владимира Даля, поет Нина Поставничева.
«Хороши в лугах травы росные…». Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Алексея Фатьянова, поет Нина Поставничева.
«Ромашка». Музыка Бориса Мокроусова, текст Льва Кондырева, поет Нина Поставничева.
«Соловьиная ночь» из кинофильма «Улица молодости». Музыка Леонида Бакалова, текст Алексея Фатьянова, поет Нина Поставничева. В клипе использованы кадры из художественного фильма «Барышня-крестьянка».
«Не грусти!» из кинофильма «Улица молодости». Музыка Леонида Афанасьева, текст Владимира Гурьяна.
«Сердце, успокойся!» из кинофильма «Наш милый доктор». Музыка Александра Зацепина, текст Якова Зискинда, поет Нина Поставничева. В клипе использованы фотографии выдающихся голливудских танцоров Риты Хейворд и Фреда Астера.
«Жигули». Музыка Валентина Макарова, текст Якова Белинского, поет Нина Поставничева. Самое сердце России. Неповторимые красоты заповедных Жигулей в окрестностях Самары. Бескрайняя ширь рукотворного моря. Зеленые склоны Сокольих гор и легендарный Царев курган. Все это — драгоценный уголок нашей родной русской земли, овеянный легендами народных песен и древних преданий…
«Песня новоселов». Музыка Павла Аедоницкого, текст Юрия Полухина, поет Нина Поставничева. Запись на Центральном телевидении, 1964 год.
Широкая творческая натура Нина Поставничева занималась озвучкой фильмов. «Дитя и волшебство» — лирическая фантазия, как определял ее сам композитор. Морис Равель переложил на музыку историю французской писательницы Габриель Сидони Колетт об очень непослушном и неприятном мальчике. Однажды ночью все сломанные им игрушки и обитатели сада — бабочки, лягушки и прочая мелюзга, которых он мучил, — ожили и объединились, чтобы отомстить ему.
«Дитя и волшебство», фильм 1965 г. Телефильм по опере Мориса Равеля в исполнении солистов, хора и оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, артистов балета Ленинградского академического Малого Театра оперы и балета, в главной роли Ольга Волкова, в главной вокальной партии Нина Поставничева.
Нина Поставничева и Иван Шмелев в творчестве были друг у друга любимыми партнерами, а в жизни хорошими друзьями и близкими людьми. Ей певец посвятил исполнение одной из лучших своих песен.
Вот Вам стихи — возьмите их на память:
Здесь ничего особенного нет.
Они напомнят лишь о том, что с Вами
Дружили мы немало трудных лет.
На фронте, помню, вьюга бушевала,
Но наших душ не леденил мороз.
Нас в эту стужу дружба согревала.
Она была светлей, чем капли слез.
Я помню Вас решительной и строгой
С румянцем на обветренных щеках.
По фронтовым пороховым дорогам
Ходили Вы в солдатских сапогах.
Прошли мы с Вами сколько было надо.
Когда ж растаял грозной битвы дым,
Я встретил Вас и понял, как Вы рады,
Что я остался цел и невредим.
Пускай стихи о дружбе между нами
У Вас в душе оставят ясный след.
Возьмите их, хорошая, на память —
Здесь ничего особенного нет…
Музыка Константина Листова, текст Александра Никифорова, поет Иван Шмелев. Исполнение посвящается Нине Поставничевой.
В рубрике «ЧИТАЛЬНЯ» представлены истории из жизни артистки в рассказах «ДВА КАПИТАНА» и «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА, ВЕСЕЛОГО МОЛОДЦА…».