АРТ И ФАКТ. ПО ТУ СТОРОНУ ХОЛСТА
«Арт и факт. По ту сторону холста», 3 серия «Демон», 2023 г.
Киностудия «Ленфильм», ООО «Континентал Нью Медиа» (Россия).
Киноальманах рассказывает о легендарных картинах великих русских живописцев XIX века. Каждая из 4-х новелл посвящена одному из художников — символов русской культуры: Ивану Шишкину, Василию Перову, Михаилу Врубелю и Виктору Борисову-Мусатову. «Утро в сосновом лесу». «Тройка». «Демон поверженный». «Призраки». За каждым из этих полотен скрывается своя неповторимая история, в которой переплетаются судьбы героев и творца. Как сложилась судьба мальчика Васятки из «Тройки» Перова в реальной жизни? Действительно ли Шишкин никогда не писал медведей? Почему Борисов-Мусатов видел призраков? И правда ли, что именно «Демон поверженный» сыграл роковую роль в судьбе Михаила Врубеля? Ответы на все эти вопросы – в проекте «Арт и Факт».
В роли Михаила Врубеля Владимир Кошевой.
Вашему вниманию представлена 3 серия картины. Михаил Врубель после знакомства со своей будущей женой открывает новый — «сказочный» период творчества. Рождение сына с физическим недугом служит толчком к развитию душевной болезни. К художнику начинают приходить видения и странный посетитель, с которым они рассуждают о природе демонического. Мастер борется с наваждением и оказывается в клинике. Болезнь отступает. Однако стоит ему начать работу над изображением Великого Князя, как видения возвращаются…
Итак, арт. В грозовую темную ночь к Врубелю является Демон и заказывает свой портрет. И с тех пор герой не оставляет художника ни на минуту.
Факт. В 1901 году Врубель вновь обращается к теме и пишет картину «Демон поверженный». За его фигурой видны жемчужные вершины Эльбруса и Казбека. В начале 1902-го на выставке в Москве автор каждое утро приходит и переписывает образ, меняет его позу и фон, но больше всего трансформирует лицо. Тогда же у мастера диагностируют психическое расстройство.
Режиссер — Олег Гусев
Сценарист — Инга Ильм
Оператор — Андрей Воробьев
Композитор — Феликс Ильиных
Художник — Елена Жукова
Продюсеры — Владислав Рабинов, Николай Кудряшов, Ирина Гусева
Кастинг-директор — Анастасия Самсонова
В ролях:
Михаил Врубель — Владимир Кошевой
Надежда Забела-Врубель — Виктория Заболотная
Посетитель — Максим Ханжов
Доктор — Сергей Барковский
Коровин — Александр Белоусов
Савва Мамонтов — Борис Бирман
Екатерина — Евгения Испавская
Ростовщик — Станислав Концевич
Метрдотель — Марк Николаев
Купец — Роман Никитин
Инженер — Виталий Кузьмин
Помощник режиссера — Александр Корнеев
Студент — Илья Якубовский
Художник — Дмитрий Шилов
Художник — Алексей Вдовин
Гензель — Анна Саклакова
Жена доктора — Мария Радзивилл
Илья Репин — Юрий Чулков
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ
На «1-м канале» состоялась премьера телесериала «Арт и факт. По ту сторону холста». Его герои — русские художники второй половины XIX века. Пока снято четыре новеллы: об Иване Шишкине, Василии Перове, Михаиле Врубеле и Викторе Борисове-Мусатове.
Фильмы о художниках, а их немало, можно условно разделить на две категории. Одни — масштабные байопики, «биографические картины», в которых прослеживается обычно весь путь творца от колыбели до могилы. Выбираются для этого, как правило, художники с биографией бурной, ставшие легендами еще при жизни. Классический пример — блокбастер Джулии Теймор «Фрида» о знаменитой мексиканской художнице Фриде Кало, чья жизнь — готовая «мыльная опера», полная страстей. Тут тебе и яркая, экзотическая красота, и рвущая сердце в клочья любовь, и авария, искалечившая тело, но не сломившая дух.
Среди любимых героев кинематографистов — Сальвадор Дали, о котором только что вышел фильм Мэри Хэррис «Дали-Ленд» (в российском прокате «Быть Сальвадором Дали») с Беном Кингсли и Барбарой Зуковой, итальянский живописец эпохи Ренессанса Караваджо, чью полную скандалов и авантюр биографию «Тень Караваджо», снятую Микеле Плачидо, мы тоже могли недавно видеть на экране. А есть еще снятая в 1986‑м драма Дерека Джармена «Караваджо» с Шоном Бином в главной роли.
Вторая категория — фильмы документальные, образовательные — хорошо знакома всем, кто серьезно интересуется изобразительным искусством. Их много. Есть, например, большой цикл о русских и советских художниках, подготовленный каналом «Культура», есть «Век Русского музея», где рассказы иллюстрируются шедеврами из музейной коллекции… Из них как раз можно почерпнуть полную информацию о творчестве художника на фоне эпохи.
Сериал «Арт и факт», снятый режиссером-клипмейкером Олегом Гусевым на студии «Ленфильм», решен иначе. Это художественный продукт, но, как говорится, основанный на реальных событиях. При написании сценария Инга Ильм использовала архивные материалы — дневники, письма, воспоминания современников и самих художников. Зрителя не мучают ни подробно рассказанной биографией, ни лекциями об особенностях стиля эпохи и манеры художника. Информации о творчестве, его муках и радостях много, но подана она в игровой форме, динамично, без искусствоведческого занудства и потому легко усваивается. В основе каждой серии — история создания одной картины, знаковой для творчества художника и для русского искусства в целом. Это «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Тройка» Василия Перова, «Демон поверженный» Михаила Врубеля и «Призраки» Виктора Борисова-Мусатова. Сняты они в разных жанрах.
Так, история о том, как Шишкин работал над своей самой знаменитой, растиражированной даже на конфетных фантиках картиной «Утро в сосновом лесу», — комедия. Сюжет строится вокруг любимых всеми мишек — медведицы с медвежатами, которых написал вовсе не Шишкин, а его приятель Константин Савицкий.
А новеллы о Врубеле и Борисове-Мусатове по жанру, скорее, мистические драмы. В случае Врубеля мистика более зловеща, а история с «Призраком» Борисова-Мусатова решена в духе романтизма, разыгрывается в старинной усадьбе с парком, окутанном туманом.
Рассказ же о Перове и его «Тройке», одной из главных картин «святых шестидесятых», стилизован под критический реализм, в котором работали передвижники. Для них было важно привлечь внимание к бедам «униженных и оскорбленных» и обличить пороки общества. История мальчика, который в мороз и гололед возит на салазках воду, прямо душераздирающая.
Тщательно, бережно в сериале воссозданы интерьеры, костюмы. Для съемок по большей части использовались подлинные интерьеры. Так, новеллу о Шишкине снимали в Музее-квартире Архипа Куинджи на Васильевском. Реквизит приходилось таскать на пятый этаж без лифта. Но выбора не было: в Музее-квартире Исаака Бродского, который тоже подходил на роль мастерской Шишкина, шел ремонт. Дом коллекционера Павла Третьякова воссоздавали в Доме ученых.
Новеллу о Врубеле и его «Демоне поверженном» снимали в музее-усадьбе Репина «Пенаты», а также в роскошных интерьерах Дома архитектора.
Благодаря работе художника-постановщика Елены Жуковой зритель сериала словно погружается в эпоху, дышит ее воздухом. Все, что касается художественной стороны фильма, сделано точно и деликатно, нет ощущения «клюквы», которое, увы, часто возникает при просмотре исторических фильмов. Для сериала были даже сделаны копии всех четырех картин, о которых идет речь.
В проекте заняты петербургские театральные актеры — Владимир Кошевой (Врубель), Артур Ваха (Шишкин), Владислав Комаров (Борисов-Мусатов), Дмитрий Могучев (Перов)…
Как говорят авторы проекта, эти четыре новеллы — пробный шар. В планах творческой команды — создание историй о Репине, Айвазовском, Брюллове, Кипренском…
Зинаида Арсеньева
«Санкт-Петербургские ведомости» № 113, 2023 г.
В «Ленфильме» показали первый отечественный сериал о русских художниках XIX века. В преддверии премьеры киноальманах «Арт и факт» продемонстрировали журналистам. Показ, как и полагается, прошел в исключительно богемной атмосфере: в кинотеатр пускали только по спискам, для гостей организовали фуршет, были и телекамеры, и журналисты, а среди приглашенных звезд — актеры, сыгравшие в сериале, и создатели киноленты.
На старте проекта авторы «Арт и факт» хотели пригласить на съемки звезд: Владимира Машкова, Ирину Горбачеву, Владимира Мишукова, Антона Лапенко, Юлию Снигирь и Евгения Стычкина. Но, как рассказал «Комсомольской правде» генеральный продюсер картины Влад Рабинов, от этой идеи решили отказаться в пользу петербуржцев.
— Режиссер сделал потрясающий кастинг, в нем не было медийных звезд первой величины, это были очень хорошие артисты, которые были заняты в сериалах и кино. Вся команда — петербуржцы. Они хорошо знали своих артистов, знали, кого привлечь. Для меня эти люди открывались всей силой своего таланта и искренности, — рассказал «Комсомольской правде» генеральный продюсер картины Влад Рабинов. По его словам, ради съемок он специально приехал из Москвы в Петербург, ведь давно мечтал поработать здесь, на «Ленфильме», и снять картину о культуре.
«Арт и факт» представил публике режиссер проекта — известный клипмейкер Олег Гусев. Снявший клипы для таких мастодонтов российской сцены как, например, Филипп Киркоров и Валерий Меладзе, теперь он запечатлел истории из жизни великих живописцев.
— Речь идет о нашей русской культуре, которая, как известно, бессмертна и является самой лучшей в мире. Поскольку речь идет о художниках, живших на стыке XIX—XX веков, то это «золотой век» русской культуры и русской живописи. Мы рассказываем истории о создании шедевров, — рассказал режиссер Гусев журналистам.
Съемки проекта начались в августе 2022 года на базе «Ленфильма» и проходили в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Для создания фильма картины художников воссоздавали с нуля, но незаконченными, чтобы в кадре они смотрелись правдоподобно. Снимали проект на деньги президентского фонда культурных инициатив. И вот, наконец-то показали.
Сериал, состоящий из четырех новелл, повествует об истории создания таких шедевров как «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Тройка» Василия Перова, «Демон поверженный» Михаила Врубеля и «Призраки» Виктора Борисова-Мусатова. Некоторые истории пугающие и трагичные, некоторые — смешные. Так, по сюжету картины, художника Михаила Врубеля преследовал его личный Демон, который заказал ему свой портрет. А Иван Шишкин вместе с соавтором картины «Утро в сосновом лесу» Константином Савицким, выйдя на пленэр, оказались втянуты в цыганские гуляния. Всех деталей мы раскрывать не будем, чтобы оставить интригу, но приглашенная публика картину встретила овациями и аплодисментами.
Елизар Пирогов
«Комсомольская правда», 2023 г.