Кинозал

Музыка друзей

Нина


Близкие творческие подруги (Нина Поставничева и Александра Яковенко). Фото из РГАЛИ.

Нина Константиновна Поставничева (22 июля 1919 г, Саратов -–27 июля 2003, Москва)… Самая культурная по качеству звука певица тех лет, обладательница очень красивого по тембру меццо-сопрано, необыкновенно выразительная, владеющая хорошей нюансировкой. Все это так. Но главное, пожалуй, в ее успехе определялось тем, что она, будучи цельным человеком, честно относилась к жизни, а за этим и к пониманию того, о чем поет, не позволяя в подаче звука елейности или чрезмерной пафосности.

Высокая исполнительская культура была воспитана у нее в семье профессиональных музыкантов: отец Константин Герасимович был организатором вокально-хоровых коллективов страны, мама Антонина Петровна – главным дирижером хора Московского метрополитена.

Детство свое Нина провела на волжских берегах в Саратове, где участвовала в хоровых родительских постановках как главная солистка.  А после переезда семьи в столицу поступила в музыкальное училище при Московской консерватории. В это же время начала свою артистическую деятельность, работая в вокальном ансамбле Малого театра.

По образовании в 1939 году ансамбля песни и пляски Центрального клуба НКВД становится его первой солисткой, и там в сложной психологической обстановке, где людей творчества – музыкантов, артистов, танцоров, режиссеров держали под неусыпным контролем органов кары и сыска, она как лучик солнца создает настроение всему коллективу. Всегда элегантная, стройная, с уложенными волосами, в пилоточке и сапожках приходила она на репетиции во время войны, когда у многих появилось разочарование в профессии и безразличие к бытовым событиям. Во время выездов фронтовых бригад со своими партнерами Щадиловым, Шмелевым, Покровским, Огородниковым не раз попадала под обстрелы на бригадных грузовиках с привязанными к борту полурасстроенными пианино, которые артистка прикрывала шинелькой в качестве маскировки и защиты. Но ни разу рядом с партнерами-мужчинами этой хрупкой и сильной женщине не изменило мужество, которое было для них примером настоящего русского духа.

В 1941 году вместе с ансамблем Нина Константиновна попадает в блокадный Ленинград, где дает концерты перед населением, в госпиталях, на кораблях Балтийского флота.

С ансамблем НКВД певица проехала множество фронтовых дорог в составе концертных бригад до Новороссийска, Осташково, Вязьмы, Гжатска, Брянска, Сталинграда…

Награждена орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

С 1943 по 1949 год Поставничева обучается вокалу в Московской консерватории по классу профессора Елизаветы Федоровны Петренко, одновременно продолжая профессиональную работу певицы. С 1945 года становится солисткой оперной труппы театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. В этом качестве она проводит большую шефскую работу в ограниченных частях советских войск за рубежом.

С 1948-го – приходит как ведущая певица во Всесоюзный радиокомитет.

В этом коллективе очень ярко, по-особенному раскрывается дарование замечательной вокалистки. За долгие годы работы на Всесоюзном радио она оставила большое количество разножанровых записей. Здесь и фрагменты оперных партий, и камерные произведения, песни советских композиторов, записи народной музыки, песен для детей.

Помимо выступлений перед радиоаудиторией много концертировала как в Советском Союзе, так и за рубежом в таких странах как Бельгия, Дания, Польша, ГДР, Румыния, Люксембург.

Правительственным приказом от 28. 12. 1960 года Нине Константиновне Поставничевой было присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Не оставляя эстраду, певица принимала участие в юбилейных и праздничных вечерах, «Голубых огоньках».

Так называемым «вызовом» ею был исполнен в 1948 году концерт редкой на то время духовной музыки (П. Чесноков «Да исправится молитва моя, ор.24, №6).

Будучи близкой подругой певицы Александры Яковенко, в творческом единстве, исполнила и записала ни один музыкальный опус, будь то песня или романс. Поддерживала концертную деятельность со своими прежними партнерами (Ильиным и Шмелевым).

Щедрая на отношения с единомышленниками многие годы певица посвятила себя преподаванию в родной Alma Mater, академическом музыкальном училище при Московской консерватории имени П. Чайковского.

Вспоминает Дмитрий Шмелев: «Как-то уже много лет спустя я рассказывал своей солистке об этой певице, на что она мне ответила, что знает ее: «Когда я приехала на прослушивание перед поступлением в училище, она выслушала меня и сказала, что все будет хорошо, но нужно подготовиться и предложила позаниматься у нее дома. Я с превеликой радостью согласилась, ездила к ней домой, занималась почти месяц, после чего, естественно, стала спрашивать, сколько денег ей должна за такую подготовку. На что она ответила, что лучшей платой будет мое поступление».  

Принимала озвучивание в мультипликационном и художественных фильмах:

1957 г.
«Наш милый доктор», песня «Сердце, успокойся» на музыку Александра Зацепина, текст Якова Зискинда.

1958 г.
«Улица молодости», песня «Соловьиная ночь» на музыку Леонида Бакалова, текст Алексея Фатьянова.

1966 г.
Самый, самый, самый, самый… (анимационный).

1965 г.
«Дитя и волшебство» (телефильм по опере Мориса Равеля в исполнении солистов, хора и оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, артистов балета Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, озвучивание главной роли).

Была замужем за актером театра и кино Сергеем Сергеевичем Цейцем.

От этого брака имела сына Александра, продолжившего профессию отца.

Ушла из жизни Нина Константиновна в Москве в достойном возрасте 84 лет. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

 

«Осенняя песнь» (Op. 63, №4), дуэт для сопрано и контральто. Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди, текст Карла Клингеманна, поют Александра Яковенко (сопрано) и Нина Поставничева (меццо-сопрано).

«Во поле береза стояла». Музыка и текст народные, поет Нина Поставничева.

«Весна». Музыка Мурада Кажлаева, текст Наримана Алиева, поет Нина Поставничева. В клипе использованы фотографии окрестностей города Бахчисарая, Ханского дворца, кадры из балетных постановок спектакля «Бахчисарайский фонтан» театров Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Нур-Султана.

«Кошечка». Музыка народная, стихи в редакции Владимира Даля, поет Нина Поставничева.

«Хороши в лугах травы росные…» Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Алексея Фатьянова, поет Нина Поставничева.

«Ромашка». Музыка Бориса Мокроусова, текст Льва Кондырева, поет Нина Поставничева.

«Соловьиная ночь». Музыка Леонида Бакалова, текст Алексея Фатьянова, поет Нина Поставничева. Песня из кинофильма «Улица молодости», 1958 г. В клипе использованы кадры из художественного фильма «Барышня-крестьянка», 1995 г.

«Не грусти», песня из кинофильма «Улица молодости». Музыка Леонида Афанасьева, текст Владимира Гурьяна.

«Сердце, успокойся». Музыка Александра Зацепина, текст Якова Зискинда, поет Нина Поставничева. Песня из кинофильма «Наш милый доктор». В клипе использованы фотографии выдающихся голливудских танцоров Риты Хейворд и Фреда Астера.

«Жигули», 1951 г. Музыка Валентина Макарова, текст Якова Белинского, поет Нина Поставничева. Самое сердце России. Неповторимые красоты заповедных Жигулей в окрестностях Самары. Бескрайняя ширь рукотворного моря. Зеленые склоны Сокольих гор и легендарный Царев курган. Все это — драгоценный уголок нашей родной русской земли, овеянный легендами народных песен и древних преданий…

«Песня новоселов». Музыка Павла Аедоницкого, текст Юрия Полухина, поет Нина Поставничева. Запись на Центральном телевидении, 1964 год.

Широкая творческая натура Нина Поставничева занималась озвучкой фильмов. «Дитя и волшебство» — лирическая фантазия, как определял ее сам композитор. Морис Равель переложил на музыку историю французской писательницы Габриель Сидони Колетт об очень непослушном и неприятном мальчике. Однажды ночью все сломанные им игрушки и обитатели сада — бабочки, лягушки и прочая мелюзга, которых он мучил, — ожили и объединились, чтобы отомстить ему.

«Дитя и волшебство», фильм 1965 г. Телефильм по опере Мориса Равеля в исполнении солистов, хора и оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, артистов балета Ленинградского академического Малого Театра оперы и балета. В главной роли Ольга Волкова, в главной вокальной партии Нина Поставничева.

Нина Поставничева и Иван Шмелев в творчестве были друг у друга любимыми партнерами, а в жизни хорошими друзьями и близкими людьми. Ей певец посвятил исполнение одной из лучших своих песен.

Вот Вам стихи — возьмите их на память:
Здесь ничего особенного нет.
Они напомнят лишь о том, что с Вами
Дружили мы немало трудных лет.

На фронте, помню, вьюга бушевала,
Но наших душ не леденил мороз.
Нас в эту стужу дружба согревала.
Она была светлей, чем капли слез.

Я помню Вас решительной и строгой
С румянцем на обветренных щеках.
По фронтовым пороховым дорогам
Ходили Вы в солдатских сапогах.

Прошли мы с Вами сколько было надо.
Когда ж растаял грозной битвы дым,
Я встретил Вас и понял, как Вы рады,
Что я остался цел и невредим.

Пускай стихи о дружбе между нами
У Вас в душе оставят ясный след.
Возьмите их, хорошая, на память —
Здесь ничего особенного нет…

Музыка Константина Листова, текст Александра Никифорова, поет Иван Шмелев. исполнение посвящается Нине Поставничевой.

 

В рубрике «ЧИТАЛЬНЯ» представлены истории из жизни артистки в рассказах «Два капитана» и «Про Ивана-певца…».

Борис


Борис Тихонов в «кварте». Фото из архива семьи Тихоновых.

Композитор-гармошечник, баянист, создатель инструментального ансамбля Борис Ермилович Тихонов родился 17 ноября 1919 года в городе Калинине (ныне Тверь). В детском возрасте, самостоятельно занимаясь игре на гармони, занял первое место на конкурсе талантов Красной Пресни в Москве, куда его отец был переведен на работу в Наркомат путей сообщения. После переезда мальчик продолжил самообучение, а чуть позже поступил в музыкальную школу в класс баяна, куда его приняли вне конкурса за выдающийся слух. А уже в пятнадцать лет юный баянист выиграл премию за оригинальные обработки русских песен и исполнительское мастерство на конкурсе имени 15-летия ВЛКСМ в 1934 году в Ленинграде. Музыке продолжил (специальности по классу баяна у В. С. Рожкова) обучаться в Московском областном инструкторско-педагогическом техникуме имени Октябрьской революции, который окончил в 1939 году. И сразу после окончания его написал несколько пьес для совершенствования игры на инструменте, которые были включены в учебный план его учебной обители. С самого детства тяготел к импровизации и мечтал заниматься профессиональным сочинительством, для чего поступил в Гнесинский институт на отделение композиции в класс Юрия Шапорина, откуда был призван в ряды Вооруженных сил в Ансамбль песни и пляски Центрального клуба НКВД, где прослужил до 1947 года, в том числе и участником фронтовых военных бригад.За участие в ВОВ Борис Тихонов был награжден медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

После демобилизации из армии поступил в эстрадно-симфонический оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. Во время работы в оркестре у мастера возникла мысль о создании при нем квартета из баяна, контрабаса, кларнета и гитары. Получив согласие Радиокомитета, Тихонов создает такой ансамбль, который скоро войдет в историю как «Тихоновский квартет».  Позже по его примеру стали организовываться такие коллективы в различных армейских подразделениях и многих городах Советского Союза.

Популярность ансамбля была невероятно велика: сперва они стали желанными исполнителями на радио, после с активным развитием телевидения выступали в известных телепередачах. 

За это время квартет выпустил пластинки с пьесами Тихонова (их он написал более 300), гастролировал по всему Советскому Союзу как солирующая единица при оркестре, трудился с другими коллективами и их артистами: К. Шульженко, Н. Руслановой, В. Нечаевым, Л. Зыкиной, И. Шмелевым. Ездил на гастроли за рубеж в Финляндию, Германию, Чехословакию, Польшу, Сирию, Африку, Скандинавию. 

В 1949–1951 гг. служил рядом с супругой, артисткой балета, баянистом в хореографическом ансамбле «Березка» под управлением Н. Надеждиной. В 1959–1961 гг. – артистом Комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию. В 1964–1966-х являлся руководителем ансамбля Москонцерта.

Был членом Союза композиторов СССР. 

Любимое хобби – рыбалка.

В возрасте пятидесяти восьми лет 26 декабря 1977 года его жизнь скоропостижно оборвалась от острой коронарной недостаточности, вызванной тромбозом венечной артерии.

Сын Бориса Ермиловича, Борис Борисович, как и отец, окончил музыкальное училище имени Октябрьской революции, после институт культуры, работал педагогом в музыкальной школе по классу баяна. Записывался и снимался с отцом на телевидении. Дочь Елена Борисовна – учитель английского языка. Внуки (со стороны дочери), Дима и Антон Ивановы, занимались в школе искусств по классу баяна, сохраняя баянную традицию музыкального дома Тихоновых.

Произведения:

Для инструментального квартета:
«Быстрое движение» (1950), «Галоп» (1951), «Колхозная кадриль» (1954), «Выходной марш инструментального квартета» (1956), «У околицы» (1959), «Юмореска» (1960), «На яхте» (1963), «Песня полей» (1965), «Калязинская кадриль» (1967);

Танго
«Южный берег» (1947), «Вечером» (1956), «Танго» (1957), «Танго» (1959), «На аэродроме» (1964)

Польки
«Карело-финская полька» (обработка) (1951), «Полька» (1955), «Полька» (1956), «Ветерок», «На сенокосе» (1970)

Фокстроты
«Веселый день» (1946), «Интермеццо» (1946), «Веселый напев» (1947), «Ручеек» (1948), «На роликах» (1964), «Под парусом»

Вальсы
«Быстрый вальс» (1946), «Пушинка» (1947), «Тополь» (1947), «Бальный вальс» (1948), «Ветерок» (1948), «Карусель» (1950), «У моря» (1954), «Весенний вальс» (1964, исполнялся в 1-м выпуске мультсериала «Ну, погоди!»), «Вальс ре-минор» (1971)

Марши
«В поход» (1964, исполнялся в 1-м выпуске мультсериала «Ну, погоди!»)

Для одного баяна
«Русская картинка» (1960), «Концертный этюд» (1963), «На перемене» (1968), «Мелодия» (1968), «На афише» (1971), «В ночном» (1971), «Ряженые»(1974), «Концертная пьеса» (1974);

Бальные танцы
«Быстрый танец» (1953), «Русский бальный танец» (1958), «Елочка»(1962), «Азовчанка» (1970), «Ку-ка-ре-ку» (1970), «Луноход» (1971), «Влюбленные» (1973);

Для оркестра:
Поэма «Дорогой отцов» (1967) (сл. Б. Дворного)
Цикл «108 дней, не считая дороги» (сл. О. Волина) (1966)
Сюиты: «Поем Сибирь просторную» (1961), «Тебе, моя любимая» (1961) (обе на сл. В. Кузнецова и В. Семернина);
Концертная полька (1946)
Полька (1955)
Полька «Огонек» (1956)
Вальс «Фейерверк» (1959)
Полька (1961)
«Фантазия» (Пейзаж. Половцы. Всадник) (1966)
Концертный вальс «В полете» (1967)
«Нерльский вальс» (1967)

«Ветерок», полька. Музыка Бориса Тихонова, исполняет квартет Бориса Тихонова , соло на баяне автора.

«Пушинка», вальс. Музыка Бориса Тихонова, исполняет квартет Тихонова, соло на баяне автора. «Пушинка» — один из ранних вальсов автора, был написан на рождение дочери в 1947 году. По воспоминаниям композитора он показал это произведение в эстрадном оркестре. Оно понравилось своим лиризмом и воздушностью, но названия у него еще не было. «Имя» придумывали всем коллективом, но никак не находилось удачного, пока музыкальный редактор не сказала молодому автору: «Боренька, это же — пушинка!» И вещь пошла под этим названием. Она осталась одним из любимых его произведений. Когда Тихонов заказывал себе последний инструмент, то назвал его «Пушинка», но играть на нем ему не случилось.

«Карело-финская полька». Обработка Бориса Тихонова, исполняет автор обработки. Полька Сяккиярви (Säkkijärven polkka) — финская полька, исполняемая финскими аккордеонистами. Изначально пьеса собрана из трех народных мелодий из округи поселка Сяккиярви, ныне Кондратьево, Выборгского района Ленинградской области. Впервые растиражирована в 1928 году в пластинках норвежско-американским гармонистом Вилли Ларсеном, но по-настоящему стала известна благодаря пластинкам Вильо Вестеринена, Лассе Пихлаямаа и Бориса Тихонова. Во время Советско-финской войны полька Сяккиярви была использована в качестве радиопомех. Советские военные перед сдачей Выборга заминировали город радиоуправляемыми скрытыми минами, которые предполагалось подрывать постепенно, в течение нескольких месяцев, когда финны займут город и расположатся в нем. Мины должны были приводиться в действие дистанционно радиосигналом на той или иной частоте. Для глушения радиосигнала на подрыв финские саперы запустили передвижную радиостанцию, которая непрерывно в течение двух месяцев выдавала в эфир по широкому спектру частот быструю музыку так, чтобы подрывной радиосигнал не смог дойти до мин. В качестве фона глушения была использована именно полька Сяккиярви, которую финские инженеры выбрали из-за быстрого темпа музыки.

«Нерльский вальс». Музыка Бориса Тихонова, исполняет оркестр народных инструментов, соло на баяне автора, посвящен актрисе Марии Ермоловой. В этом своем важном произведении он пронзительно обращается к теме родных мест в Тверской области (на тот момент Калининской), которых никогда не оставлял. «Этот  вальс меня просто поразил. Это вальс — размышление, вальс — воспоминание. В нем я слышу удивительные по красоте мелодии и ясно вижу, как его можно танцевать на пуантах», — так отзывалась о нем жена баяниста, артистка балета, Людмила Тихонова.

В рубрике «ЧИТАЛЬНЯ» представлена история из жизни артиста в рассказе «Про Ивана-певца…».

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также:Кинозал