Залы 8-10
КОМАНДЫ И БОЛЕЛЬЩИКИ
Да, сегодня я в ударе, не иначе –
Надрываются в восторге москвичи, –
Я спокойно прерываю передачи
И вытаскиваю мертвые мячи.
Владимир Высоцкий
Александр Дейнека. «Вратарь», 1934 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Настоящая футбольная магия – прыжок вратаря, когда он отбивает мяч, летящий в «девятку». В полете вратарь полностью отрывается от земли на полметра, а расстояние от точки прыжка до касания кисти с мячом может достигать 3,5 метра.
«Безусловно, с момента написания картины прошло почти 100 лет и многое поменялось. Вратарское искусство постоянно развивается, даже в начале моей карьеры техника была иной. А уж тогда, в 30-е годы, она только начинала формироваться. Мы видим, как вратарь в попытке спасти ворота, поймать мяч летит животом вниз.
В современном футболе, если голкипер и прыгает таким образом, ныряя «рыбкой», то только, чтобы отбить мяч кулаком. Но такое происходит крайне редко, потому что такая техника чревата отбитыми ребрами».
Руслан Нигматуллин, вратарь
Александр Родченко. «Футболисты», 1938 г. Бумага коричневая, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея.
Владимир Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С.Я. Маршака «Мяч», 1932 г. Бумага, акварель. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Александр Дейнека. «Футболисты», 1928 г. Бумага, акварель, тушь, кисть. Государственная Третьяковская галерея.
Илья Кулешов. «Футбол», 1929 г. Из альбома «Даешь здоровую смену!». Бумага, литография. Государственная Третьяковская галерея.
Федор Антонов. «Футбол», 1933 г. Бумага, гуашь, графитный карандаш, синтетическая темпера. Государственная Третьяковская галерея.
Татьяна Шишмарева. «Футбол», 1938 г. Бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея.
Юрий Пименов. «Футбол», 1926 г. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
Александр Дейнека. «Футболисты», 1948—1955 гг. Медь, чеканка. Государственная Третьяковская галерея.
Леонид Берлин. «Футбол», 1979 г. Бронза. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Александр Дейнека. «Футболисты», 1950 г. Дерево. Государственная Третьяковская галерея.
Рамаз Манджгаладзе. «Футболист», 1983 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Акоп Акопян. «Футбол», 1966 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Дейнека. «Баскетболистки», 1950-е. Эскиз витража. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Геннадий Брусенцов. «Футболист», 1955 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Молев. «Хоккеист», 2001 г. Дерево, металл. Государственная Третьяковская галерея.
Илья Кулешов. «Хоккей», 1929 г. Из альбома «Даешь здоровую смену!». Бумага, литография. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Дейнека. «Хоккей», 1961 г. Холст, масло. Мурманский областной художественный музей.
Пятрас Илгунас. «Защита. Атака. Победа», 1979 г. Из серии «Хоккеисты». Бумага, цветная линогравюра. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Гунта Лиепиня. «Регби», 1968 г. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Иосиф Чайков. «Волейбол», 1931 г. Фаянс, позолота, роспись. Государственная Третьяковская галерея.
Викентий Стасевич. «Разминка», 1983 г. Из серии «Пластика спорта». Бумага, офорт, травление, высокая печать. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Александр Дейнека. «Баскетбол», 1964 г. Витраж. Бетон, краска, цветное стекло, моллированное стекло, металл, смешанная техника: гравировка, роспись, сварка. Собрание Владимира Некрасова, Москва.
Николай Григорьев. «Футбол», 1920 г. Холст на картоне, масло. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Иосиф Гурвич. «На стадионе», 1947 г. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
ГЕРОИ СПОРТА
Мы верим твердо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!
Николай Добронравов
Валентин Людвик. «Вратари советского хоккея (Н. Пучков, В. Третьяк, В. Коноваленко)», 1979 г. Холст, масло. Ярославский художественный музей.
Николай Георгиевич Пучков – советский хоккеист, вратарь, олимпийский чемпион 1956 года, заслуженный тренер СССР. Первый вратарь сборной СССР (1953–1963). С 1979 по 1971 год – старший тренер второй сборной СССР. В 1972-м вместе с Всеволодом Бобровым возглавлял сборную СССР на чемпионате мира в Праге.
Владислав Александрович Третьяк – советский хоккеист, вратарь, трехкратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира, 9-кратный чемпион Европы, 13-кратный чемпион СССР, обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка Канады, обладатель Кубка Вызова, лучший хоккеист XX века по версии Международной федерации хоккея на льду. Входит в символическую сборную Centennial All-Star Team, названную в честь столетия Международной федерации хоккея. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, член Совета Международной федерации хоккея на льду, член Совета по развитию физической культуры и спорта при президенте Российской Федерации, президент федерации хоккея России.
Виктор Сергеевич Коноваленко — советский хоккеист, вратарь, двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы, заслуженный мастер спорта СССР. Хоккейное прозвище – Русский Медведь. В 1970 году был признан лучшим хоккеистом СССР. Прощальный матч сыграл в 1973 году.
Федор Модоров. «Портрет чемпиона мира штангиста Юрия Власова», 1961 г. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Юрий Петрович Власов – советский тяжелоатлет, политический деятель, писатель. Олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, 6-кратный чемпион Европы, 5-кратный чемпион СССР.
Знаменосец команды СССР на летних Олимпийских играх 1960 и 1964 года. Установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР в 1957–1967 годах.
Президент федерации тяжелой атлетики СССР в 1985–1987 годах, президент федерации атлетической гимнастики СССР в 1987–1988 годах.
Александр Рукавишников. «Инструктор карате (В. Пак)», 1977 г. Кованая медь. Государственная Третьяковская галерея.
В 1972–1977 годах Александр Рукавишников занимался карате и стал обладателем черного пояса. Дружил с Виталием Паком.
Виталий Пак – архитектор, первый мастер спорта СССР по карате, чемпион города Москвы по карате (1979–1981), чемпион СССР по карате (Минск, 1982 г.), мастер боевых искусств России, гранд-мастер. 7-й дан тхэквондо WTF, 3-й дан Сериндзи–рю Кенкокан карате-до, основатель проекта UMA-DO (Universal Martial Arts).
Тамара Гаврилова. «Портрет чемпиона РСФСР по гребле Сергея Андрейченко», 1974 г. Шамот. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Тамара Гаврилова. «Портрет чемпиона РСФСР по гребле Александра Морозова», 1974 г. Шамот. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Борис Свинин. «Портрет Анатолия Мухортова», 1978 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Анатолий Алексеевич Мухортов – тренер по волейболу, оказал влияние на развитие этого вида спорта в Ивановской области.
Борис Петров. «Портрет гроссмейстера Анатолия Карпова», 1982 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Карпов Анатолий Евгеньевич — советский и российский шахматист и политик, двенадцатый чемпион мира по шахматам (1975—1985), международный гроссмейстер (1970 г.), заслуженный мастер спорта СССР (1974 г.). Арбитр ФИДЕ, старший тренер ФИДЕ (2009 г.).
Трехкратный чемпион мира по шахматам среди мужчин (1975, 1978, 1981 гг.), четырехкратный чемпион мира ФИДЕ (1992, 1993, 1996, 1998 гг.), двукратный чемпион мира в составе сборной СССР (1985 и 1989 гг.), шестикратный победитель шахматных олимпиад в составе сборной СССР (1972, 1974, 1980, 1982, 1986, 1988 гг.), трехкратный чемпион СССР (1976, 1983, 1988 гг.), чемпион РСФСР (1970 г.). Обладатель девяти шахматных «Оскаров» (1973, 1974, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1984 гг.).
Валентин Козенюк. «Олимпийская чемпионка Е. Петушкова», 1978 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Елена Владимировна Петушкова – советская спортсменка-конник, чемпионка и двукратный серебряный призер Олимпийских игр, двукратная чемпионка мира по выездке, заслуженный мастер спорта СССР.
На своем вороном жеребце Пепле в 1973 году добилась уникального достижения на чемпионате СССР, победив во всех четырех видах программы, а также стала чемпионкой Европы в Среднем призе.
Лео Кокле. «Мастер спорта Эдгар Эрманис», 1963 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Эдгар Эрманис – легендарный советский мотогонщик, обладатель нескольких рекордов скорости. Посвятил жизнь не только мотоспорту, но и автомеханике.
Конструируя мотоциклы, он добивался улучшения их аэродинамических характеристик. В 1954 году Эрманис на своем мотоцикле сумел достичь скорости в 207 км/ч, а уже в следующем году побил собственный рекорд, набрав 222 км/ч. Его итоговый результат составил 250 км/ч.
Николай Пак. «Портрет преподавателя физкультуры И.Е. Мешалкиной», 1970-е. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ
Спорт всегда был излюбленной темой всех видов пластического искусства, особенно скульптуры. В своих произведениях художник не только воплощает красоту тренированного человеческого тела, динамизм спортивной схватки. Но и творчески раскрывает внутренний облик человека в момент высочайшей его собранности, волевого напряжения, спортивного подвига.
Иосиф Чайков
Александр Дейнека. «Эстафета», 1947 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Легкоатлетические забеги в Москве появились в начале 1920-х. Первая эстафета прошла 2 мая 1922 года, и с того момента Москва заболела бегом. Забеги не прерывались даже во время войны, а после «олимпийской лихорадки» 1980 года бегать стали буквально все. Появилась беговая культура.
Во времена СССР в Москве с 1952 года проходил забег на приз газеты «Труд», а с 1981-го – Московский международный марафон мира. Впервые он стартовал на центральной арене «Лужники», тогда на дистанцию в 42 километра вышли 128 бегунов. Но в 2010-х забег принимает совсем другие масштабы. В 2013 году на смену Международному марафону мира пришел Московский марафон. Начинался он по традиции в «Лужниках», далее трасса проходила мимо небоскребов Москва-Сити, по Садовому кольцу, по Замоскворечью, затем по части Бульварного кольца, мимо Кремля и по набережным. Финишировали участники, опять же, в «Лужниках». На первый Московский марафон вышли почти 2 500 человек, а к 2017 году число бегунов преодолело отметку в 20 000.
В 2023 году в Москве зарегистрировано 210 официальных забегов на 699 дистанций. Эстафеты, «красочные» и ночные забеги, марафоны и полумарафоны на призы газет и банков, детские и даже вместе с питомцами – Москва бежит.
Алексей Почтенный. «Легкоатлетические соревнования», начало 1930-х. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Александр Дейнека. «Стометровка», 1947 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Михаил Переяславец. «Эстафета», 1978 г. Алюминий, литье. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Александр Дейнека. «Эстафета», 1945 г. Бронза, металл. Государственная Третьяковская галерея.
Михаил Переяславец. «Марафон», 1980. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Дейнека. «Бег (Кросс)», 1932 г. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
Игорь Симонов. «Бег», 1960-е. Бумага, пастель. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Индулис Зариньш. «Советский спорт. Марафон», 1979 г. Холст. Масло. Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Викентий Стасевич. «Финиш», 1983 г. Из серии «Пластика спорта». Бумага, офорт, травление, высокая печать. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Александр Дейнека. «Кросс красноармейцев», 1937 г. Фрагмент эскиза росписи плафона для здания Центрального театра Красной армии. Холст, темпера. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.