Западная духовная музыка. Поет камерный хор Vivat

Этот диск заинтересует любителей западной духовной музыки, в нем представлены очень редкие и необыкновенно красивые песнопения забытых мастеров эпохи итальянского и испанского Возрождения и более поздних авторов. Исполнит эту реликтовую музыку камерный хор Vivat, художественным руководителем которого был засл. арт. России Игорь Журавленко, с которым в одной певческой команде трудился хормейстером коллектива Дмитрий Иванович Шмелев.

Kyrie. Месса Aeterna munera Christi. Музыка Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, исполняет камерный хор Vivat.


Джованни Пьерлуиджи да Палестрина – итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Согласно музыкальному словарю Гроува, родился между 3 февраля 1525 и 2 февраля 1526 в городке Палестрина (близ Рима). Считается, что от названия города происходит его имя, хотя в сохранившихся письмах он обычно подписывался как Джованни Петралойзио. С детских лет ребенком пел в церковном хоре мальчиков. Сначала в хоре родного города, а в 1537—1540 годах — в римской церкви Санта-Мария-Маджоре. В 1544–1549 годах служил органистом и капельмейстером в церкви св. Агапита города Палестрина.
Своего первого могущественного покровителя Палестрина нашел в лице папы Юлия III, и с 1551 года его карьера прочно связана с Римом. Папе Юлию III композитор посвятил в 1554 сборник четырехголосных месс, первое свое напечатанное произведение. В сентябре 1551 года он был приглашен на должность magister puerorum (учителя пения и руководителя хора мальчиков) в капелле Юлия Собора св. Петра. В январе 1555 году стал певчим самой престижной Сикстинской капеллы. Сменивший Юлия III в апреле 1555 года папа Марцелл II покровительствовал Палестрине еще будучи кардиналом, и хотя он возглавлял Ватикан меньше месяца, с его именем связано одно из самых знаменитых сочинений Палестрины – так называемая «Месса папы Марчелло». Преемник Марцелла II, папа Павел IV, известный своим консерватизмом, потребовал от певчих Папской капеллы соблюдения целибата, и в сентябре 1555 года композитор лишился своего места, так как был женат и имел детей. В октябре 1555 года был назначен капельмейстером епископской церкви Сан-Джованни-ин-Латерано и оставался в этой должности до 1560 года. В 1561–1565 годах Палестрина был руководителем певческой школы при церкви Санта-Мария-Маджоре, в 1567–1571 годах возглавлял домашнюю капеллу кардинала Ипполита II д’Эсте в Тиволи. В 1571 году, при папе Пии V, после смерти своего коллеги и одноклассника Джованни Анимуччи, Палестрина стал капельмейстером Сикстинской капеллы и занимал этот пост до 1586 года; после этого до своей кончины он продолжал исполнять обязанности композитора в Сикстинской капелле и одновременно занимал пост капельмейстера Капеллы Юлия.
Своей славой автор обязан главным образом церковным сочинениям для хора a cappella в развитом полифоническом стиле, который он довел до высокой степени совершенства и в котором добивался замечательных звуковых эффектов (это явление можно охарактеризовать как «хоровую инструментовку»). Про церковную музыку Палестрины говорят, что она «источает благоухание григорианских песнопений», и действительно, многие сочинения композитора опираются на древние григорианские мелодии (cantus planus, «плавное пение»). Их мотивы пронизывают хоровую фактуру, переходя из голоса в голос, часто с изящным ритмическим варьированием.
Более девяти десятков месс Палестрины демонстрируют самые разные формы – от простых четырехголосных композиций до развернутых шести- или восьмиголосных циклов, созданных по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие прекрасные мессы, как Aeterna munera Christi (Вечные Христовы Дары). Месса имеет традиционное строение и написана на обычный латинский текст, отличает ее характер и принадлежность определенным дням церковного года западной церкви. Композитор обратился к старинным одноголосным напевам при создании этого произведения, что придало музыке сдержанный характер. Движения одноголосья сменяются выразительными полифоническими ансамблями, это делает музыкальную ткань яркой и запоминающейся. Слову, как всегда у Палестрины, отдана главенствующая роль, и вся музыка подчинена задаче «высветления» слов. Здесь вашему прослушиванию будет представлена часть из мессы Kyrie, в католической церкви присутствует в виде литургического песнопения, входит в начальные обряды мессы, один из некоторых атрибутов, перешедших в римский и амвросианский обряды из византийского.

 

O vos omnes. Музыка Томаса Луиса де Виктории, исполняет камерный хор Vivat.


О жизни испанского автора Томаса Луиса де Виктория известно очень мало, вплоть до того, что не установлены точные даты его рождения и смерти. Предполагают, что он родился где-то между 1540 и 1548 годом в Кастилии в знатной семье в небольшом городке Авилья. В детстве он был певчим-хористом в местном соборе, а музыкальное образование получил в Иезуитской школе Святой Терезы. Известно, что в 1565 году, подобно многим своим соотечественникам, автор переезжает в Италию, в Рим, где становится певцом в Германской коллегии. Попутно он берет уроки музыки у известнейших композиторов того времени Бартоломе Эскобедо и Кристобаля Моралеса. С 1569 года де Виктория служит органистом испанской церкви в Риме, а затем капельмейстером ряда духовных учебных заведений. В 1576 году он становится руководителем Германской коллегии.
Томас де Виктория жил в Риме в период расцвета творчества знаменитого итальянского мастера Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, считавшегося его большим другом. Хоровые композиции великого итальянца оказали на Викторию громадное влияние, не случайно позже за ним укрепилось прозвище «испанского Палестрины» . Но при всей схожести стиля и композиторских приемов, сущность музыки Виктории совсем иная, гораздо более возвышенная, неземная и очень испанская по своему духу. Его сочинения суровее, строже по колориту, в них преобладает звучность низких мужских голосов и минорная окраска. Национальный характер его музыки отчетливо ощущался современниками. Говорили, что Виктория всегда носит испанский плащ, и что в его жилах течет мавританская кровь – утверждение отнюдь не безопасное в эпоху инквизиции.
Творческий темперамент композитора характеризовали как созерцательный, страдающий и плачущий с теми, кого он любит. Известный французский музыковед Прюньер, сопоставляя музыку Палестрины и Виктории, писал, что «Римлянин живет в блаженных мечтаниях, испанец Виктория терзается страданиями Христа… вкушает несказанную небывалую радость в экстазе, что не мешает, впрочем, ему выказывать настоящий реалистический и драматический талант».
Палестрина не чуждался светской тематики и кроме месс сочинял еще и любовно-лирические мадригалы, и инструментальную музыку. В отличие от него Виктория всецело замкнулся в сфере религиозно-экстатических переживаний и остался в истории как композитор, сочинявший только культовую религиозную музыку и наиболее полно выразивший, по мнению современников и исследователей его музыки, католический дух своего времени. В произведениях Виктория соседствуют богатая творческая фантазия и высочайшее совершенство полифонического письма, тонкость и смелость гармонии и нежный колорит, экзальтация и удивительный реализм.
В качестве яркого примера стиля Виктории музыковеды часто рассматривают его мотет O vos omnes. Мягкость и напевность мелодических линий в нем напоминает скорее народные, чем церковные песнопения. Напевность эта приобретает здесь почти элегическую задумчивость. Тенденция к гармонической аккордовости сочетается с великолепным мастерством полифонического письма. С помощью хроматизмов достигается строгость звучания старинных ладов. Как писал один музыковед, «испанцы в своей музыке имеют обыкновение рыдать, так как весьма любят применение бемолей». В этом смысле Томас Луис де Виктория был истинным автором своей страны.
В 1581 композитор возвращается в Мадрид и с 1594 года становится придворным вице-капельмейстером и органистом, а также духовником королевской семьи. Последние десятилетия жизни он провел в стенах францисканского монастыря Святой Клары близ Мадрида. Он продолжал сочинять музыку и иногда музицировал на органе. Викторию называли типичным выразителем католического духа, и, действительно, он не был новатором и ниспровергателем канонов, его творчество было тесно связано с церковью и не нарушало ее эстетических предписаний и норм, но все исследователи творчества Виктории сходятся в одном: его музыка есть нечто большее, чем ортодоксальный католицизм, в ней воплотилась внутренняя жизнь человеческого духа.
Kyrie великого Джованни Пьерлуиджи да Палестрины и мотет O vos omnes Томаса Луиса де Виктория объединяют ясность вокально-полифонического письма и пластика четырехголосного пения a capella.

 

Bon giorno, madonna! Музыка Антонио Сканделли, исполняет камерный хор Vivat.


Антонио Сканделли  (1517–1580) – хормейстер, инструменталист и онемеченный итальянский композитор протестантского Ренессанса. Происходил из старинной итальянской семьи музыкантов, поступил на службу в базилику, к кардиналу и курфюрсту, которому он посвятил свою первую заупокойную мессу на основе песнопения. Приблизительно с 1550 года музыкант и затем капельмейстер при дворе курфюрста саксонского в Дрездене, превосходный виртуоз-исполнитель игры на корнете, Сканделли принимает должность помощника ассистента, а затем хорового дирижера. Вдохновленный идеями протестантизма после смерти своего предшественника становится автором песен на религиозные темы и пользуется исключительной известностью благодаря простоте своего музыкального письма.
Bon giorno, madonna! — его грациозная миниатюра, где капризная ритмика начала имитирует возгласы перебивающих друг друга поклонников: «С добрым утром, Мадонна!» После перечисления многих добродетелей героини мадригал завершается фразой в насмешливом тоне: «Ах, если бы к тому же была еще и молода!»

 

Madonna mia gentil. Музыка Луки Маренцио, исполняет камерный хор Vivat.


Лука Маренцио (1553–1599) – итальянский композитор, известный преимущественно как автор множества мадригалов. В детстве обучался церковному пению, так же как и соотечественник Сканделли, в Брешии, затем переехал в Рим и до 1578 года находился на службе у кардинала Кристофоро Мадруццо в качестве певчего. После смерти кардинала Мадруццо поступил на службу ко двору кардинала Луиджи д*Эсте, где получил известность как автор мадригалов. Переехал во Флоренцию на службу к тосканскому герцогу Фердинанду I, сотрудничал с музыкантами графа и мецената Джованни Барди, в доме которого в конце XVI века собирались представители искусства. В 1589 году вернулся в Рим, работал у кардинала Чинцио Альдобрандини. В 1595–597 гг. по приглашению короля Сигизмунда III трудился при польском дворе в Варшаве. В 1598 году был назначен музыкантом при папском дворе, но в следующем году скончался в Риме.  Прославился как автор мадригалов  по прозвищу «сладчайший лебедь», которые издал в 19 сборниках («книгах»; сохранились 18). Мадригалы Маренцио многообразны по характеру и содержанию, преимущественно любовно-лирические и пасторальные. Здесь представлен один из них: Madonna mia gentil. Соединяет в себе мягкую элегичность и закругленность мелодики с колористической прихотливостью хроматических ходов.

 

Escultate Deo! Музыка Алессандро Скарлатти, исполняет камерный хор Vivat.


Алессандро Скарлатти родился в 1660 году в Палермо, известен как выдающийся мастер эпохи Барокко. Написал более 60 опер, считается основателем Неаполитанской оперной школы. Брат композитора Франческо Скарлатти; отец композиторов Доменико и Пьетро Скарлатти; наставник Эмануила Асторга. Считается, что был учеником Джакомо Кариссими, и это является причиной предположений, что на его творчество повлияли композиторы северной Италии.
Постановка 1679 года в Риме его оперы Gli Equivoci dell’amore  дает ему протекцию королевы Швеции Кристины (проживавшей в то время в Италии), и он становится ее капельмейстером. В феврале1684 года работает в Неаполе капельмейстером вице-короля, где сочиняет большое количество опер, замечательных своей живостью и экспрессивностью, а также музыку для торжественных случаев, мессы и оратории. В 1702 году переезжает во Флоренцию под патронаж Козимо III Медичи, пишет для его придворного театра и для кардинала Оттобони несколько опер. В 1703 году кардинал назначает его на должность капельмейстера в церковь Санта-Мария-Маджори в Риме. Также работает в Венеции, в Урбино, в 1707 году возвращается в Неаполь и работает там до 1717 года, но его музыку принимают в городе плохо, и автор вынужден вернуться в Рим, где он сочиняет лучшие свои оперы и образцы церковной музыки, включая мессы для хора с оркестром.
Его музыкальные формы становятся важным связующим звеном между манерой пения раннего итальянского барокко XVII века с центром во Флоренции, Венеции и Риме и классической школой XVIII века, кульминацией которой стал Вольфганг Амадей Моцарт.

Escultate Deo! – хвалебное песнопение, отражающее гуманистически радостное мироощущение творцов позднего Возрождения и времени активных преобразований в музыке начала XVIII века (зарождение жанров оперы, оратории, увертюры, концерта). Произведение строится на чередовании ярких контрастных частей, где ведущее место принадлежит многоцветью полифонического узора.

 

Padre Nostro. Музыка Джузеппе Верди, исполняет камерный хор Vivat.


Джузеппе Фортунино Франческо Верди – выдающий гениальный итальянский композитор эпохи романтизма. Родился 10 октября 1813 года в Пармском герцогстве Французской империи, скончался 27 января 1901 года в Милане. Его творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Им созданы 26 опер, реквием, струнный квартет и ряд духовных пьес. Лучшие оперы композитора:  «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», вершина творчества – оперы «Аида», «Отелло», «Фальстаф». Перу автора принадлежат, как уже упоминалось, духовные произведения, среди которых наиболее яркое Padre Nostro, имеющее истоками творчество композиторов итальянского Возрождения. «Мой Pater  Noster (автор дает вариант написания на латыни)написан на пять голосов без аккомпанемента в стиле Палестрины, но, разумеется, с модуляциями и гармонией современными, » – писал композитор своему другу Фердинанду Гиллеру в 1880 году. В этом крупномасштабном хоровом полотне (на текст Данте из «Божественной комедии») строгая полифония соединяется с романтическими гармониями и типично вердиевскими оперными интонациями.

 

Вокализ. Музыка Юозаса Науялиса, исполняет камерный хор Vivat, солистка Светлана Карпова.

Юозас Науялис появился на свет 9 апреля 1869 года в деревне Раудондварис Каунасского района, литовский композитор и органист, хоровой дирижер, музыкальный педагог; один из основоположников литовской профессиональной музыки, именуемый ее патриархом.
Окончил Варшавский музыкальный институт по классу органа Яна Сливинского, затем в течение года обучался в классе композиции у Зыгмунта Носковского. С 1890 года работал органистом в разных районах Литвы, в 1892–1934 годах – в архикафедральном соборе города Ковно. Там в 1892 году открыл частные курсы для органистов и хоровых дирижеров и преподавал на них. В 1894 году стажировался в училище церковной музыки в Регенсбурге. В 1899 году организовал тайный литовский хор «Дайна».

В 1905 году стал основателем первого легального литовского книжного магазина и музыкального издательства, действовавших в Ковно до 1912 года. Издавал первый литовский музыкальный журнал «Варгонининкас» («Органист»). Был учредителем школы органистов и общества органистов.
В 1919 году открыл в Каунасе частную музыкальную школу, в 1920 году ставшую государственной, а в 1933 году преобразованную в консерваторию. Преподавалв ней (директор в 1920–1927 годах; с 1933 года – профессор) хоровые дисциплины, позже в Каунасской духовной семинарии.
Выступал с концертами как органист, пианист и хоровой дирижер в Литве и США (1922). Один из организаторов и дирижеров первых  праздников песни в Литве в 1924, 1928 и 1930 годах.
Автор инструментальных пьес, прелюдов, кантат, мотетов, 13 месс и других произведений церковной музыки, сольных и хоровых песен, 12 трио для органа других произведений. Обрабатывал для хорового исполнения литовские народные песни. Произведения церковной музыки, сочиненные Науялисом, издавались в Польше, Германии, Франции.
Написанный в мягкой романтической манере «Вокализ», хоровое переложение струнного квартета Нуялиса, заканчивает представленный диск западноевропейской музыки в интерпретации камерного хора Vivat.

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: