Западная духовная музыка. Поет камерный хор «ВИВАТ»
Этот диск заинтересует любителей западной духовной музыки, в нем представлены очень редкие и необыкновенно красивые песнопения забытых мастеров эпохи итальянского и испанского Возрождения и более поздних авторов. Исполнит эту реликтовую музыку камерный хор «Виват», художественным руководителем которого был засл. арт. России Игорь Журавленко, с которым в одной певческой команде трудился хормейстером коллектива Дмитрий Иванович Шмелев.
Kyrie. Месса Aeterna munera Christi. Музыка Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, исполняет камерный хор «Виват».
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина – итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в искусстве второй половины XVI в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Согласно музыкальному словарю Гроува, родился между 3 февраля 1525 и 2 февраля 1526 года в городке Палестрина (близ Рима). Считается, что от названия поселения происходит его имя, хотя в сохранившихся письмах он обычно подписывался как Джованни Петралойзио. С детских лет ребенком пел в церковном хоре мальчиков. Сначала в хоре родного дома, а в 1537—1540 гг. — в римской церкви Санта-Мария-Маджоре. В 1544–1549 гг. служил органистом и капельмейстером в церкви св. Агапита города Палестрина.
Своего первого могущественного покровителя Палестрина нашел в лице папы Юлия III, и с 1551 года его карьера прочно связана с Римом. Юлию III композитор посвятил в 1554-м сборник четырехголосных месс, первое свое напечатанное произведение. В сентябре 1551 года он был приглашен на должность magister puerorum (учителя пения и руководителя хора мальчиков) в капелле Юлия Собора св. Петра. В январе 1555 года стал певчим самой престижной Сикстинской капеллы. Сменивший Юлия III в апреле 1555 года папа Марцелл II покровительствовал Палестрина еще будучи кардиналом, и, хотя он возглавлял Ватикан меньше месяца, с его именем связано одно из самых знаменитых сочинений автора – так называемая «Месса папы Марчелло». Преемник Марцелла II, папа Павел IV, известный своим консерватизмом, потребовал от певчих Папской капеллы соблюдения целибата, и в сентябре 1555 года композитор лишился своего места, так как был женат и имел детей. В октябре 1555 года был назначен капельмейстером епископской церкви Сан-Джованни-ин-Латерано и оставался в этой должности до 1560 года. В 1561–1565 гг. был руководителем певческой школы при церкви Санта-Мария-Маджоре, в 1567–1571-м возглавлял домашнюю капеллу кардинала Ипполита II д’Эсте в Тиволи. В 1571 году, при папе Пии V, после смерти своего коллеги и одноклассника Джованни Анимуччи, Палестрина стал капельмейстером Сикстинской капеллы и занимал этот пост до 1586 года; после этого до своей кончины он продолжал исполнять обязанности композитора в Сикстинской капелле и одновременно занимал пост капельмейстера Капеллы Юлия.
Своей славой автор обязан главным образом церковным сочинениям для хора a cappella в развитом полифоническом стиле, который он довел до высокой степени совершенства и в котором добивался замечательных звуковых эффектов (это явление можно охарактеризовать как «хоровую инструментовку»). Про церковную музыку Палестрины говорят, что она «источает благоухание григорианских песнопений», и действительно, многие его сочинения опираются на древние григорианские мотивы (cantus planus, «плавное пение»). Их мелодии пронизывают хоровую фактуру, переходя из голоса в голос, часто с изящным ритмическим варьированием.
Более девяти десятков месс демонстрируют самые разные формы – от простых четырехголосных композиций до развернутых шести- или восьмиголосных циклов, созданных по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие прекрасные произведения, как Aeterna munera Christi (Вечные Христовы Дары). Месса имеет традиционное строение и написана на обычный латинский текст, отличает ее характер и принадлежность определенным дням церковного года западной церкви. При ее создании композитор обратился к старинным одноголосным напевам, что придало музыке сдержанный характер. Движения одноголосия сменяются выразительными полифоническими ансамблями, это делает музыкальную ткань яркой и запоминающейся. Слову, как всегда у Палестрины, отдана главенствующая роль, и вся музыка подчинена задаче его «высветления». Здесь вашему прослушиванию будет представлена часть из мессы Kyrie, в католической церкви присутствует в виде литургического песнопения, входит в ее начальные обряды, перешедшие в римский и амвросианский из византийского.
.
O vos omnes. Музыка Томаса Луиса де Виктории, исполняет камерный хор «Виват».
О жизни испанского автора Томаса Луиса де Виктория известно очень мало, вплоть до того, что не установлены точные даты его рождения и смерти. Предполагают, что он появился на свет где-то между 1540 и 1548 годом в Кастилии в знатной семье в небольшом городке Авилья. В детстве был певчим-хористом в местном соборе, а музыкальное образование получил в Иезуитской школе Святой Терезы. Известно, что в 1565 году, подобно многим своим соотечественникам, автор переезжает в Рим, где становится певцом в Германской коллегии. Попутно берет уроки музыки у известнейших композиторов того времени Бартоломе Эскобедо и Кристобаля Моралеса. С 1569 года де Виктория служит органистом испанской церкви в Риме, а затем капельмейстером ряда духовных учебных заведений. В 1576 году он становится руководителем Германской коллегии.
Томас де Виктория жил в Риме в период расцвета творчества знаменитого итальянского мастера Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, считавшегося его большим другом. Хоровые композиции великого итальянца оказали на Викторию громадное влияние, неслучайно позже за ним укрепилось прозвище «Испанского Палестрины». Но при всей схожести стиля и композиторских приемов, сущность музыки Виктории совсем иная, гораздо более возвышенная, неземная и очень испанская по своему духу. Его сочинения суровее, строже по колориту, в них преобладает звучность низких мужских голосов и минорная окраска. Национальный характер произведений отчетливо ощущался современниками. Говорили, что Виктория всегда носит испанский плащ, и что в его жилах течет мавританская кровь – утверждение отнюдь не безопасное в эпоху инквизиции.
Творческий темперамент композитора характеризовали как созерцательный, страдающий и плачущий с теми, кого он любит. Известный французский музыковед Прюньер, сопоставляя музыку Палестрины и Виктории, писал, что «Римлянин живет в блаженных мечтаниях, испанец Виктория терзается страданиями Христа… вкушает несказанную небывалую радость в экстазе, что не мешает, впрочем, ему выказывать настоящий реалистический и драматический талант».
Палестрина не чуждался светской тематики и кроме месс сочинял еще и любовно-лирические мадригалы, и инструментальные пьесы. В отличие от него Виктория всецело замкнулся в сфере религиозно-экстатических переживаний и остался в истории как композитор, сочинявший только культовую религиозную музыку и наиболее полно выразивший, по мнению его современников и исследователей, католический дух своего времени. В произведениях Виктория соседствуют богатая творческая фантазия и высочайшее совершенство полифонического письма, тонкость и смелость гармонии, и нежный колорит, экзальтация и удивительный реализм.
В качестве яркого примера его стиля музыковеды часто рассматривают мотет O vos omnes. Мягкость и тягучесть мелодических линий в нем напоминают скорее народные, нежели церковные песнопения. Кантиленность приобретает здесь почти элегическую задумчивость. Тенденция к гармонической аккордовости сочетается с великолепным мастерством полифонического письма. С помощью хроматизмов достигается строгость звучания старинных ладов. Как писал один музыковед, «испанцы в своей музыке имеют обыкновение рыдать, так как весьма любят применение бемолей». В этом смысле Томас Луис де Виктория был истинным автором своей страны.
В 1581 композитор возвращается в Мадрид и с 1594 года становится придворным вице-капельмейстером и органистом, а также духовником королевской семьи. Последние десятилетия жизни он провел в стенах францисканского монастыря Святой Клары близ столицы. Продолжал сочинять и иногда музицировал на органе. Викторию называли типичным выразителем католического духа, и, действительно, он не был новатором и ниспровергателем канонов, его творчество было тесно связано с церковью и не нарушало ее эстетических предписаний и норм, но все исследователи его творчества сходятся в одном: его музыка есть нечто большее, чем ортодоксальный католицизм, в ней воплотилась внутренняя жизнь человеческого духа.
Kyrie великого Джованни Пьерлуиджи да Палестрины и мотет O vos omnes Томаса Луиса де Виктория объединяют ясность вокально-полифонического письма и пластика четырехголосного пения a capella.
Bon giorno, madonna! Музыка Антонио Сканделли, исполняет камерный хор «Виват».
Антонио Сканделли (1517–1580) – хормейстер, инструменталист и онемеченный итальянский композитор протестантского Ренессанса. Происходил из старинной итальянской семьи музыкантов, поступил на службу в базилику к кардиналу и курфюрсту, которому он посвятил свою первую заупокойную мессу на основе песнопения. Приблизительно с 1550 года музыкант и затем капельмейстер при дворе курфюрста саксонского в Дрездене, превосходный виртуоз-исполнитель игры на корнете, Сканделли принимает должность помощника ассистента, а затем хорового дирижера. Вдохновленный идеями протестантизма после смерти своего предшественника становится автором песен на религиозные темы и пользуется исключительной известностью благодаря простоте своего музыкального письма.
Bon giorno, madonna! — его грациозная миниатюра, где капризная ритмика начала имитирует возгласы перебивающих друг друга поклонников: «С добрым утром, Мадонна!» После перечисления многих добродетелей героини мадригал завершается фразой в насмешливом тоне: «Ах, если бы к тому же была еще и молода!»
Madonna mia gentil. Музыка Луки Маренцио, исполняет камерный хор «Виват».
Лука Маренцио (1553–1599) – итальянский композитор, известный преимущественно как автор множества мадригалов. В детстве обучался церковному пению, так же, как и соотечественник Сканделли, в Брешии, затем переехал в Рим и до 1578 года находился на службе у кардинала Кристофоро Мадруццо в качестве певчего. После смерти кардинала Мадруццо поступил на службу ко двору кардинала Луиджи д’Эсте, где получил известность как автор мадригалов. Переехал во Флоренцию на службу к тосканскому герцогу Фердинанду I, сотрудничал с музыкантами графа и мецената Джованни Барди, в доме которого в конце XVI века собирались представители искусства. В 1589 году вернулся в Рим, работал у кардинала Чинцио Альдобрандини. В 1595–1597 гг. по приглашению короля Сигизмунда III трудился при польском дворе в Варшаве. В 1598 году был назначен музыкантом при папском дворе, но в следующем году скончался в Риме. Прославился как автор мадригалов по прозвищу «Сладчайший лебедь», издал их в 19 сборниках («книгах»; сохранились 18). Мадригалы Маренцио многообразны по характеру и содержанию, преимущественно любовно-лирические и пасторальные. Здесь представлен один из них: Madonna mia gentil. Соединяет в себе мягкую элегичность и закругленность мелодики с колористической прихотливостью хроматических ходов.
Escultate Deo! Музыка Алессандро Скарлатти, исполняет камерный хор «Виват».
Алессандро Скарлатти родился в 1660 году в Палермо, известен как выдающийся мастер эпохи Барокко. Написал более 60 опер, считается основателем Неаполитанской оперной школы. Брат композитора Франческо Скарлатти; отец композиторов Доменико и Пьетро Скарлатти; наставник Эмануила Асторга. Считается, что был учеником Джакомо Кариссими, и это является причиной предположений, что на его творчество повлияли композиторы северной Италии.
Постановка 1679 года в Риме его оперы Gli Equivoci dell’amore дает ему протекцию королевы Швеции Кристины (проживавшей в то время в Италии), и он становится ее капельмейстером. В феврале1684 года работает в Неаполе капельмейстером вице-короля, где сочиняет большое количество опер, замечательных своей живостью и экспрессивностью, а также музыку для торжественных случаев, мессы и оратории. В 1702 году переезжает во Флоренцию под патронаж Козимо III Медичи, пишет для его придворного театра и для кардинала Оттобони несколько опер. В 1703 году кардинал назначает его на должность капельмейстера в церковь Санта-Мария-Маджори в Риме. Также маэстро работает в Венеции, в Урбино, в 1707 году возвращается в Неаполь и пребываеттам до 1717 года, но его музыку принимают в городе плохо, и автор вынужден вернуться в Рим, где сочиняетлучшие свои оперы и образцы церковной музыки, включая мессы для хора с оркестром.
Его музыкальные формы становятся важным связующим звеном между манерой пения раннего итальянского барокко XVII в. с центром во Флоренции, Венеции и Риме и классической школой XVIII столетия, кульминацией которой стал Вольфганг Амадей Моцарт.
Escultate Deo! – хвалебное песнопение, отражающее гуманистически радостное мироощущение творцов позднего Возрождения и времени активных преобразований в музыке начала XVIII века (появление разножанровости оперы, оратории, увертюры, концерта). Произведение строится на чередовании ярких контрастных частей, где ведущее место принадлежит многоцветью полифонического узора.
Padre Nostro. Музыка Джузеппе Верди, исполняет камерный хор «Виват».
Джузеппе Фортунино Франческо Верди – выдающий гениальный итальянский композитор эпохи романтизма. Родился 10 октября 1813 года в Пармском герцогстве Французской империи, скончался 27 января 1901 года в Милане. Его творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Им созданы 26 опер, реквием, струнный квартет и ряд духовных пьес. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», вершина творчества – оперы «Аида», «Отелло», «Фальстаф». Перу автора принадлежат, как уже упоминалось, духовные произведения, среди которых наиболее яркое Padre Nostro, имеющее истоками творчество композиторов итальянского Возрождения. «Мой Pater Noster (автор дает вариант на латыни) написан на пять голосов без аккомпанемента в стиле Палестрины, но, разумеется, с модуляциями и гармонией современными…», – сообщал композитор своему другу Фердинанду Гиллеру в 1880 году. В этом крупномасштабном хоровом полотне (на текст Данте из «Божественной комедии») строгая полифония соединяется с романтическими гармониями и типично вердиевскими оперными интонациями.
Вокализ. Музыка Юозаса Науялиса, исполняет камерный хор «Виват», солистка Светлана Карпова.
Юозас Науялис появился на свет 9 апреля 1869 года в деревне Раудондварис Каунасского района, литовский композитор и органист, хоровой дирижер, музыкальный педагог; один из основоположников литовской профессиональной музыки, именуемый ее патриархом.
Окончил Варшавский музыкальный институт по классу органа Яна Сливинского, затем в течение года обучался в классе композиции у Зыгмунта Носковского. С 1890 года работал органистом в разных районах Литвы, в 1892–1934 гг. – в архикафедральном соборе города Ковно. Там в 1892 году открыл частные курсы для органистов и хоровых дирижеров и преподавал на них. В 1894 году стажировался в училище церковной музыки в Регенсбурге. В 1899 году организовал тайный литовский хор «Дайна».
В 1905 году стал основателем первого легального литовского книжного магазина и музыкального издательства, действовавших в Ковно до 1912 года. Выпускал первый литовский музыкальный журнал «Варгонининкас» («Органист»). Был учредителем школы и общества органистов.
В 1919 году открыл в Каунасе частную музыкальную школу, в 1920 году ставшую государственной, а в 1933 году преобразованную в консерваторию. Преподавал в ней (директор в 1920–1927 гг.; с 1933 года – профессор) хоровые дисциплины, позже в Каунасской духовной семинарии.
Выступал с концертами как органист, пианист и хоровой дирижер в Литве и США (1922 г.). Один из организаторов и дирижеров первых праздников песни в Литве в 1924, 1928 и 1930 гг.
Автор инструментальных пьес, прелюдов, кантат, мотетов, 13 месс и других произведений церковной музыки, сольных и хоровых песен, 12 трио для органа и других вещей. Обрабатывал для хорового исполнения литовские народные песни. Сочинения церковной музыки, написанные Науялисом, издавались в Польше, Германии, Франции.
Выполненный в мягкой романтической манере «Вокализ», хоровое переложение струнного квартета, заканчивает представленный диск западноевропейской музыки в интерпретации камерного хора «Виват».