Чары закулисья
Для более глубокого погружения в атмосферу экспозиции этот зал оснащен музыкальным аудиофайлом.
Интермеццо из оперы «Царская невеста». Музыка Николая Римского-Корсакова. Исполняет оркестр ГАБТ РФ, дирижер Дмитрий Крюков.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир
Талант Михаила Врубеля отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, как график, скульптор и даже архитектор, а еще как создатель великолепных театральных декораций (смотри зал 4) и сценических костюмов. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения, в искусстве для него не было ничего мелкого: искусство всегда искусство, будь это монументальная роспись, маленькая акварель или изразцовый камин.
В 1889 году маэстро приехал в Москву, где для него начался самый плодотворный и разнообразный по содержанию период творчества. Ближайшим поводом было знакомство с московским Лоренцо Медичи — Саввой Ивановичем Мамонтовым (смотри зал 13, часть 5).
Даровитый самородок, человек кипучей энергии и размаха, Мамонтов обладал чутьем на таланты и умел их привлекать. А Абрамцево, перейдя в его руки, стало центром притяжения лучших художественных сил Москвы.
Еще в студенческие годы Савва Мамонтов посещал театральную студию и, к большому сожалению своего отца, любил «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». В 1863 году он поехал поправить здоровье в Милан, увлекся итальянской оперой и занялся пением. А когда женился и купил имение, не только собрал вокруг себя многих начинающих художников, но и принялся ставить вместе с ними любительские спектакли. Например, Василий Поленов был не только главным декоратором всех постановок, но и композитором и артистом.
В 1882 году к Рождеству поставили «Снегурочку» Александра Островского. Императорские театры в то время экономили на декорациях и костюмах, Мамонтов же денег не жалел, поговаривая: «Если декорации подавляют исполнителей, разумеется, это плохо, но еще хуже, когда уши радуются, а глаза скорбят на убогих костюмах и полинявших полотнищах».
В XIX веке у русских композиторов появился интерес к опере, а к 1870–1880-м годам из исторических и волшебно-эпических произведений Чайковского, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского уже сложился национальный репертуар. Однако они отличались от популярных тогда в России итальянских, немецких и французских опусов: помимо пения, предполагали реалистичные и художественно цельные постановки. А для этого было нужно создавать тождественные декорации и костюмы, учить артистов актерскому мастерству и взаимодействию. Но императорские театры пока не справлялись с этой задачей и поэтому часто отвергали отечественные шедевры. Мамонтов же решил «приучить москвичей к русской опере». Осенью 1884 года он объявил за семейным обедом, что все-таки решил создать в Москве собственный театр, и на следующий день вместе с композитором Кротковым уехал набирать труппу. 9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего «Театра Корша», Савва Мамонтов открыл частную оперу под названием «Театр Кроткова» премьерой постановки на музыку Александра Даргомыжского «Русалка».
Осенью 1885 года труппа вновь взялась за русскую сказку «Снегурочка», которую Римский-Корсаков написал пять лет назад. Ее уже давали в Мариинке, но с заметными сокращениями. На сцене же частной оперы публика впервые увидела произведение полностью. Но ее труппе пока не хватало профессионализма, чтобы ставить такие сложные произведения. Поэтому, когда весной 1887 года его контракт с труппой закончился, меценат ее распустил.
В 1894 году Савва Мамонтов открывает частную оперу вновь. Он собирает свою прежнюю труппу и приглашает несколько новых звезд. Среди них сестра художника Михаила Врубеля Елизавета, а также его будущая жена Надежда Забела. Директором нового театра Мамонтов назначает сестру Татьяны Любатович Клавдию Винтер. Сперва труппа ездила в турне по городам Сибири, Урала и Кавказа, а затем давала спектакли в помещении Панаевского театра в столице. Там меценат заметил молодого певца Федора Шаляпина. А 8 сентября частная опера заново открылась в Москве, в театре Гаврилы Солодовникова (сегодня театр оперетты).
«Пленные печенеги. Эскиз костюмов к опере А.Н. Серова «Рогнеда», 1896 г.
Пропылилась одежда племен
Продымилась и оскорузла.
Не досчитываться имен
Снова. Битва шеренгу сузила.
Говорит тут Печенег Старшина:
«Вера нам необходима.
Не в дубину, что Альмошу страшна,
А такая чтоб землю любила».
Александр Воскобойник
В 1896 году Николай Римский-Корсаков закончил «Садко» — оперу-былину, совершенно новый жанр для мировой музыки. Мариинский театр ее отверг — произведение показалось руководству слишком сложным. И Мамонтов предложил композитору поставить оперу у себя. Николай Андреевич оговорил условие: «Полный оркестр и достаточное число оркестровых репетиций при хорошей разучке». Премьера состоялась 28 декабря 1897 года, публика была в восторге. А критик Николай Кашкин писал в газете «Русские ведомости»: «После «Садко» мы считаем Н.А. Римского-Корсакова решительно не имеющим соперников между современными композиторами в отношении художественного мастерства… Русской частной опере выпала на долю честь и даже историческая заслуга впервые поставить такое замечательное произведение». И, конечно, автором костюмов к этой постановке стал руководитель художественно-постановочной части товарищества художник Михаил Врубель.
Эскиз костюма Садко к одноименной опере, 1897 г. Бумага, акварель.
Эскизы костюма Волховы из оперы «Садко», 1897 г. Бумага, акварель, карандаш.
А в 1897 году Мамонтов пригласил в частную оперу Сергея Рахманинова, который только окончил Московскую консерваторию. Он проработал в театре дирижером-постановщиком совсем недолго, но за это время сильно подтянул оркестр и ансамбль. Благодаря этому Римский-Корсаков начал сотрудничать с Русской оперой, там поставили «Майскую ночь» и «Веру Шелогу», а главную роль Марфы в «Царской невесте» композитор написал специально для Забелы-Врубель. Мамонтов же понял, как важно, чтобы Русскую оперу возглавлял профессиональный музыкант.
«Грязной. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», 1899 г. Бумага, акварель, карандаш. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.
Когда Рахманинов оставил театр, его должность занял профессор Московской консерватории Михаил Ипполитов-Иванов. Композитор писал оперы, хорошо знал не только русскую, но и восточную музыку, а еще был учеником Николая Андреевича.
С 1898-го на сцене оперы С. Мамонтова шла «Снегурочка» с участием любимой супруги Врубеля Забелы-Врубель в главной роли. Образы постановки захватили художника. Так он создает ряд скульптурных произведений к спектаклю (смотри зал 4) и эскизы к костюмам.
«Снегурочка. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1890-е. Бумага, акварель, гуашь. Рязанский государственный областной музей имени И.П. Пожалостина.
Осенью 1899 года Ипполитов-Иванов согласился поставить «Царскую невесту» у Мамонтова, задержавшись в театре до января 1904 года. За это время он срежиссировал 25 опер, среди них — «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Мазепа» Чайковского. Во всех постановках дирижировал он сам.
Эскиз костюма князя Гвидона из оперы «Сказка о царе Салтане», 1899 г. Бумага, акварель.
Эскизы костюмов князя Гвидона и царя Салтана к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, московская частная Русская опера С.И. Мамонтова, 1900 г. Бумага, акварель, карандаш. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.
Эскиз костюма царя Салтана к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, московская частная Русская опера С.И. Мамонтова, 1900 г. Бумага, акварель, карандаш. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.
В 1899 –1900 годах в частной опере прошли премьеры «Хованщины» Модеста Мусоргского и «Чародейки» Петра Чайковского.
«Княжич Юрий. Эскиз к опере П.И. Чайковского «Чародейка», 1900 г. Бумага на картоне, акварель. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.
Мамонтов писал: «Наблюдается знаменательное явление. Публика резко выражает симпатии к русским операм, а из иностранного репертуара ничего знать не хочет. Хорошо исполненные «Ромео и Джульетта» или «Самсон и Далила» не собирают и трети театра. Словом, князья, бояре, витязи, боярыни, простонародье, скоморохи со сцены не сходят».
Так задача по приобщению русских людей к российскому репертуару была осуществлена.
«Колдун. Эскиз костюма к опере «Чародейка», 1900 г. Бумага, акварель.
«Мамыров, старый дьякон. Эскиз костюма к опере «Чародейка», 1900 г. Бумага на картоне, акварель.
«Княжеский ловчий. Эскиз костюма к опере «Чародейка», 1900 г. Бумага на картоне, акварель, серебро.
«Кулачный боец. Эскиз костюма к опере «Чародейка», 1900 г. Бумага на картоне, акварель.
Эскиз костюма Казембека к опере «Кавказский пленник» Ц.А. Кюи, 1899 г. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.
Эскиз костюма Фехердина к опере «Кавказский пленник» Ц.А. Кюи, 1899 г. Картон, карандаш, акварель, белила. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.
«Варяг» и «Дружинник», 1896—1897 гг. Бумага, акварель.
«Герман и Елецкий. Эскиз костюмов к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама», 1901 г. Бумага на картоне, карандаш, акварель. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина в Москве.