детская пресса. часть 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В РОССИИ ИМЕЕТ ДАВНЮЮ И БОГАТУЮ ИСТОРИЮ

Первые издания появились в державе во времена правления Петра Великого. После европейских «турне» государь повелел создать собственную русскую газету «Куранты». В основном она перепечатывала выдержки из чуждой славянскому сердцу западной прессы. А вот настоящая русская периодика реализовалась позднее: «2 января 1703 года вышел первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Российском государстве».
Тираж составил тысячу экземпляров стоимостью по 2 коп. за каждый. Иметь в доме такой считалось большой роскошью. Выпуск вставлялся в дорогую раму и демонстрировался всем гостям, подчеркивая богатство и образованность владельца. Петр I сам писал в «Ведомостях» статьи-поучения для подданных. Были среди них и советы по воспитанию граждан будущей империи.

Однако первые русские издания не были ориентированы на младших. Только к концу XVIII века появилась идея печатать выпуски специально для юного поколения. Ее реализатором явился русский просветитель и общественный деятель Николай Новиков. Именно он придумал и выносил журнал «Детское чтение для сердца и разума».
Альманах выходил по субботам как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» и «причитался» читателям от 6 до 16 лет. В каждом номере из 48 страниц размещалась разножанровая литература: повести, рассказы, сказки, забавные истории, остроумные шутки, пьесы, научно-популярные и художественные статьи. Журнал должен был «воспитывать добрых граждан, нести просветительские и педагогические идеи в жизнь, воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство».
Николай Новиков — общественный деятель, журналист и издатель. Ярый противник крепостнического режима и системы воспитания. В просвещении видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства -знание», -поговаривал маэстро. В своем издании размещал произведения Вольтера, Лессинга, Томсона, давая возможность не только детям, но и родителям быть в курсе мировых литературных новинок. Одним из его редакторов стал Николай Карамзин, опубликовавший здесь свою повесть «Евгений и Юлия».
Поклонники журнала с детства -Виссарион Белинский, Николай Пирогов, Сергей Аксаков и другие вассалы русской науки и культуры -на всю жизнь сохранили к нему нежное, трепетное отношение и с удовольствием вспоминали о нем в зрелости, спустя 60 лет после выхода журнала, сочувствуя современным отрокам: «Бедные дети! Мы были счастливее вас! Мы имели «Детское чтение» Новикова!»

Вслед за новиковским журналом один за другим в начале XIX века стали появляться другие периодические издания: «Друг юношества» (1807–1815), «Друг детей» (1809), «Новое детское чтение» (1821–1824).
Особенно следует отметить «Друга юношества» (1807–1815 годы; с 1813 года назывался «Друг юношества и всяких лет»). Этот журнал сыграл значимую миссию в развитии периодики для детей. Его издатель, Максим Невзоров, был последователем просветительских идей Новикова.

Журналы для девочек «Звездочка» (1842–1863) и «Лучи» (1850–1860) издавались Александрой Ишимовой, сделавшей прорыв в развитии детской литературы в стране. Главной целью ее журналов было воспитание будущих матерей, хозяек дома.
Новыми были и формы повествования — беседа с читателем, беседа детей с матерью, переписка детей. Ишимова для журнала «Звездочка» выработала четкую структуру содержания. Каждый номер имел следующие разделы: словесность (рассказы, стихи), наука (очерки по истории, географии), новые книги, материалы для самых маленьких читателей.
Александра Осиповна -первая русская профессиональная детская писательница, переводчица,журналист и педагог, автор «Истории России в рассказах для детей». Ее имя было однажды забыто в России, а ведь именно ей были адресованы строки из письма, оставленного Александром Пушкиным за час до дуэли и ставшего его последним автографом: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»

В первой половине XIX века становится престижным печататься в детских изданиях. Среди авторов можно встретить Владимира Одоевского, Николая Некрасова, Ивана Тургенева, Ивана Гончарова, Дмитрия Писарева. В 1860-е годы под влиянием демократизации общества и большей доступности образования стало меняться наполнение детских журналов. Появилось множество статей публицистического характера, отдающего приоритет педагогическим проблемам, а именно становлению личности и выработке подрастающим поколением современных взглядов и знаний.
Популярный «Подснежник» (1858–1862) под редакцией Василия Майкова широко печатал произведения писателей реалистического направления, при этом не забывая о лучших образцах мировой литературы — произведениях Шекспира, Андерсена, Гофмана, братьев Гримм.

В 1869 году в Петербурге вышел журнал «Детское чтение» (1869–1918), издаваемый Алексеем Острогорским.
Каждый номер содержал рассказ или повесть, очерк о жизни животных и природы, листок для воспитателей и родителей, рецензии книг. Именно в «Детском чтении» начал свой путь писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. Его рассказы «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Аленушкины сказки» вызывали огромные симпатии у маленьких читателей.

В 1882 году возник детский журнал «Родник», просуществовавший до 1917 года. В нем печатались почти все талантливые поэты и писатели тех лет: Антон Чехов, Максим Горький, Александр Куприн, Александр Блок, Сергей Есенин. В этом журнале впервые была напечатана сказка Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница», которая до сих пор остается одной из самых любимых для младших школьников.

Одним из журналов-долгожителей можно назвать «Задушевное слово», издаваемое Маврикием Вольфом (1877–1917), редактором в котором трудился Николай Вессель — родной брат Елизаветы Вессель, женщины, заботливо вырастившей рано потерявшего матушку Мишу Врубеля, будущего великого автора и героя нашего сайта (смотри рубрику АРТ-СТУДИЯ).
Журнал «Игрушечка» также выходил более трех десятилетий (1880–1912) и предназначался преимущественно для малышей. Для этого возраста он выходил еженедельно, для детей средних лет — ежемесячно. Основательницей была известная в литературных кругах Татьяна Пассек, одна из выдающихся женщин 1840-х гг. В течение долгого времени она мечтала издавать прессу для юношества. Вместе со своим двоюродным братом Александром Герценом Пассек разработала программу журнала под названием «Природа», которая, однако, не была утверждена. «Игрушечка» же стала воплощением ее мечты в то время, когда издательница была уже довольно преклонного возраста, и явилась результатом ее совместной работы с сыном Володей. За свою жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских авторов, известных и малоизвестных. С ним сотрудничал Николай Лесков; именно там впервые были напечатаны его рассказы «Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима», «Дурачок».
В каждом номере помещались сказки, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в еженедельнике были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом. Художественное оформление издания, так же как и литературная его часть, было наполнено познавательным содержанием и служило для расширения детского кругозора.
«Вместе с моим Володей мы зажгли нашу маленькую свечечку — «Игрушечку» … но он ушел и передал ее мне. Хотя она и маленькая, все же темные уголки освещать может», -писала Татьяна Петровна.

Популярными в начале XX века стали журналы «Светлячок», «Путеводный огонек», «Дело и потеха», в которых помещалось большое количество ребусов, шарад, фокусов, игр для младшего возраста. Для среднего издавалась «Тропинка» (1906–1912). Среди авторов были поэты Александр Блок и Константин Бальмонт, художники Михаил Нестеров и Иван Билибин.

Особенно выделялись журналы «Всходы» (1896-1917) и «Юный читатель» (1898–1906), где основной была тема тяжелого детства крестьянских и рабочих детей. Эту фабулу развивали в своих рассказах Леонид Андреев («Петька на даче»), Валентина Дмитриева («Димка»), Александр Серафимович («В лесу»), Александр Куприн («Белый пудель»).

Эволюция детской прессы прошла путь от абстрактных рассуждений о добре и зле, от нравоучений о добродетели и великодушии до реального отражения действительности, будь то политика, наука или искусство. Всего в России в период с конца XVIII века до 1917 года выпускалось для детей различного возраста более ста журналов, и, хотя они были недолговечны и элитарны, эти журналы несли в себе идею русского просветителя Николая Новикова — «воспитывать добрых граждан», давать чтение «для сердца и разума». Такими подошли и к своей драгоценной эре, эре детского периодического издания в СССР.

Есть всем понятные обороты речи: золотой век русской литературы, золой век хип-хопа, золотой век Голливуда. Золотой век прессы для юного поколения начался практически с самого появления новой страны. Издания были разнообразны и массовы, и их было настолько много, что мы сможем поговорить только о самых знаковых или основных.
Коротко об остальной периодике можно будет поинтересоваться в специально отведенном окне.

ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ В СССР

При всем обилии разнообразных, благодушных или познавательных журналов для детишек, у них был существенный недостаток -элитарность: будучи стопроцентно коммерческими, они преследовали те же интересы, что и их владельцы, а потому были доступны только для ограниченного круга маленьких читателей и содержали большое количество латентной или же открытой рекламы, не всегда соответствовавшей качеству продукта.
Всем без выборочности детям огромной страны нужна была пресса для того, чтобы всей этой страной становиться более образованными, начитанными, жить общими событиями, инициированными ею, получать обратную связь; для того, чтобы приобретать не только развлекательный материал, изложенный порой слащавым или рекламным языком; для того, чтобы заставить трудиться душу и тело, а не исключительно брать очередное удовольствие «за вас счет».

И тут нужно коснуться некоторых «предтеч» тех самый детских «библий», написанных в СССР.
В статье «Российской газеты» о наиболее популярных дореволюционных детских изданий упомянут «Маяк» — журнал для детей старшего и среднего возраста с отделом для маленьких. Он выходил в 1909–1918 гг. и довольно единодушно оценивался и оценивается сегодня как один из лучших отроческих иллюстрированных образцов начала XX века. Его библиографическая справка внушает трепет: «Выходил он ежемесячно, около 100 страниц, каждая с многочисленными иллюстрациями в тексте. Каждый номер составлен интересно и разнообразно. Особенной полнотой отличается географический отдел. В нем описываются наиболее интересные явления природы, путешествия, рассказы из жизни различных народов. Все новейшие открытия и изобретения, все яркие события -находят отражение на страницах этого журнала. «Маяк» содержит раздел «Для маленьких», который занимает 8–16 страниц, предполагалось, что старшие дети будут читать этот отдел своим младшим братьям и сестрам… Занятиям, играм и различным научным развлечениям посвящены приложения -по одному к каждому номеру -дающие богатый и интересный материал, чаще всего переводной: как переплетать книги, научные опыты и развлечения, как сделать фотографический аппарат, лепка».
Высокими художественно-познавательными достоинствами журнал, несомненно, обязан своему редактору — Ивану Ивановичу Горбунову-Посадову, писателю, педагогу, одному из ближайших сподвижников Льва Толстого и просто хорошему человеку.
Научно-популярный отдел представлен «Маяком» как ни одним из «юных» изданий: это рассказы Робертса («Маленький Ушан», «Торпеда в перьях», «Водяной и воздушный волк»), рассказы Николая Рагозы ««Птица быстринь», «Бешеный волк») тексты Сетона-Томсона, все было так ярко и выразительно, что вовлекало в прочтение не только детей.

Все новейшие открытия и изобретения также получили отсвет на страницах этого журнала, например, в статье Николая Ульянова «В царстве винтиков, пружинок и колесиков» о производстве часов.
Стоит отметить страницу шуток «Маяка», они действительно милые, остроумные, тонкие, будто выхваченные из подлинной жизни детей. Из печати ушел елейный, безвкусно-сладковатый язык, нередко присущий другим изданиям.
Но истинно новаторскими для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел «Письма наших читателей и ответы на них» — начала появляться такая необходимая для общения детям обратная связь.
В «Маяке» публиковались рассказы Льва Толстого, среди авторов также числились Анна Ульянова-Елизарова, Владимир Бонч-Бруевич, Демьян Бедный; Надежда Крупская напечатала в нем свои первые произведения («Мой первый школьный день», «Леля и я»). Редакция, ведя переписку с читателями, помещала не только письма и ответы на них, но и ребячьи загадки, рассказы, шарады и стихи.
Как наиболее прогрессивный для своего времени «Маяк» в числе некоторых других изданий из имперского прошлого был рекомендован газетой «Правдой» для чтения детям советской страны.

Но наряду с удачными дореволюционными изданиями, новой стране нужно было начинать выпускать свои.

Русская центральная пресса для юного читателя в будущем СССР в отличие от взрослой началась с журнала.
Этот период журналистики наступил в 1919 году, когда самый первый журнал для 9–12 лет, детище легендарного Максима Горького, «Северное сияние» увидел свет в Ленинграде и Москве. Автор особенно подчеркивал необходимость того, что ребенок должен быть всесторонне просвещен, обладать непоколебимой верой в людей, в свои умения и способности.Программное заявление гласило: «В предлагаемом журнале мы по мере сил наших будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства ― сделать человека сильным и красивым».

Выход выпусков пришелся на очень тяжелое время: лютовал голод, была чудовищная нехватка бумаги и проблемы с распространением (плохо работала почта, не имелось транспорта); наконец, мало осталось писателей и художников, большая их часть покинула страну.
Не было также места для проведения редколлегий ― приходилось собираться раз в три месяца дома у Алексея Максимовича и обсуждать материалы для очередного номера. Выпуск выходил сдвоенным (например, в 1920 году вышло всего два ― № 1–6 и № 7–12). Зато с точки зрения подхода издание стало новым словом в детской периодике и заложило основы, на которые в будущем станут опираться лучшие детские журналы.
В частности, «Северное сияние» первым решило привлекать к сотрудничеству детей в качестве так называемых деткоров. В журнале было четкое деление на тематические отделы. В отделе «Клуб любознательных» публиковались небольшие очерки по естествознанию и прикладному искусству, обзоры важнейших изобретений и открытий, также распространялись идеи общественного начинания. Например, в № 1–6 за 1920 год была размещена заметка: «Что могут сделать народные массы». «Волшебными силами обладают трудовые массы», ― начинает автор. А дальше приводит в пример отличную организацию труда в Америке, замечая, что и в СССР «есть хороший почин ― субботники и воскресники».
Был в журнале отдел «Венок книге». Содержание его составляли изречения известных философов и сочинителей всех времен о письменности.

Развлекательный материал помещался в разделе «Загадки и шарады».
В приложении «Библиотека журнала «Северное сияние» печатались учебные пособия, географические карты и игры.
Но из всех отделов самым слабым Горький признавал беллетристический. Из-за разнородного состава авторов произведения нередко были довольно низкого качества. Попытка говорить с детьми про современность, по сути, провалилась. Никто не понимал, каким, собственно, языком про нее говорить. Не найдя более оптимальных форм, писатели решили рассказывать о великих событиях возвышенным стилем. А в итоге получалось вроде:

К тебе горят любовию сердца
За крестный подвиг твоего отца,
Погибшего в тяжелую годину.
Стонала Русь под вражеским ударом,
Грозила смерть свободному труду.
Отец твой был солдатом-коммунаром,
В великом 19-м году!

Авторы стремились связать рассказ с реалиями, что часто выглядело несколько наивно. Например, в очерке «Слезы тумана», обращаясь к туману, лесной колокольчик спрашивает: «Кто ты, товарищ?».
Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавлялись двумя колонками текста. Что объясняется, во-первых, его направлением, а во-вторых (и главных), сложностями с полиграфией. И тем не менее к 1920 году «СС» выходило тиражом в 15 тыс. экземпляров, что было очень здорово для того напряженного времени. Однако просуществовало оно недолго и было закрыто в связи с материальными трудностями: в период ГВ на постоянный выпуск детского издания в городе катастрофически не имелось бумаги.
И все же журнал просуществовал около двух лет и был одним из тех изданий, которые заложили фундамент замечательной советской периодики для детей.

Но тут нужно оговориться: попытки создания средств массовой информации в стране были довольно активно предприняты на местах. В качестве примера стоит немного сказать о «Детской правде», в действительности самом первом советском СМИ для детей. Но газета эта появлялась нерегулярно, выпускалась в провинциальном Саратове под редакцией Леонтия Котомки (Владимира Зеленского), и имела ограниченный тираж.
Первый номер вышел накануне первой годовщины Октябрьской революции в 1918 году. Второй, и последний, 22 января 1919-го, в день годовщины Кровавого воскресенья, случившегося в 1905-м. Газета была своеобразным сборником творчества детей с пролетарских окраин. Ее успех был замечен в «большой» центральной печати, после чего «Известия» поставили вопрос о создании общереспубликанской газеты для детей. Но ее рождение будет отложено до скорых времен появления Всероссийской (Всесоюзной) пионерской организации в 1922 году.

Очень интересный эксперимент с «детским словом» проходил с 1920 по 1922 год на Урале.
В городе Перми, на пересечении улицы Пушкина и Комсомольского проспекта, стоит двухэтажное белое здание в стиле примечательного уникального модерна. Когда-то здесь было Кирилло-Мефодиевское училище, сегодня – Краевой центр развития творчества детей и юношества. Но большинству пермяков это здание известно под титулом «Муравейник».
…Шел 1919 год, Гражданская война, разруха, голод, нищета. И все же, несмотря на тяжелое время, в этом прекрасном городе было решено создать Центральную детскую библиотеку и на ее базе – детский коммунистический клуб. Вот так в бывшей школе для мальчиков появились новые хозяева.
4 декабря состоялось собрание детей-читателей, которое открыл выпускник и педагог этого училища Василий Михеевич Шулепов. Однажды он уже начинал работать в Кирилло-Мефодиевском заведении, но его гуманные методы – отмена физических наказаний и развитие эстетического и физического воспитания, не нашли отклика у власти, сейчас ему представился второй шанс.

Коммунарам он рассказал о целях и задачах будущего клуба. Тогда же был созван временный детский комитет, которому поручили разработать устав и придумать название. После некоторых споров имя было выбрано – «Муравейник». А девизом провозгласили слова: «Мы – муравьи – трудиться любим – иди работать к нам скорей!»
В клубе действовали кружки: политический, физический, изостудия, драматический, хоровой, даже литературноиздательский. «Муравьи» сами устраивали концерты, спектакли, лекции и беседы. Они же изготовляли костюмы, декорации и весь реквизит для спектаклей, оборудовали сцену.
«Муравейка» Додик Неусихин сам написал пьесу «Алый май», которая шла на сцене клуба с большим успехом. Именно тогда (мае 1920-го) литературно-издательский кружок начал выпускать газету «Муравей-Чудодей».
Главным иллюстратором всех изданий был все тот же Додик, а помогала ему Оля Музыкант, и в дальнейшем нашедшая себя в живописи.
Может показаться удивительным для того времени, но всю газету от начала до конца делали сами ребята. Они сочиняли статьи, писали заметки, рассказы и стихи, доставали бумагу, большей частью оберточную, собирали деньги на типографские расходы. Еще ребята выпускали рукописный литературно-художественный журнал «Мурашики». Но в отличие от журнала, газета печаталась в типографии и была зеркалом всех событий, которые происходили в стране, освещала жизнь своего клуба, других школ, детских домов. За три года было выпущено десять номеров.
Кстати, одним из ее организаторов стала будущая жена Аркадия Гайдара: «Темноволосая озорная, подвижная, как ртуть, девчонка Рахиль Соломянская… большевичка с дореволюционным стажем, уроженка Минской губернии. Зачинатель пионерского движения в Перми, активная комсомолка, слушательница совпартшколы…».
Возможно, у кого-то эта история вызовет усмешку, так сегодня модно иронизировать над наследием социализма, но давайте не будем забывать: «Муравейник» был возведен на фундаменте труда, детской инициативы, дисциплины, честности и дружбы, такими их воспитывала в том числе и газета.

В годы войны его повзрослевшие воспитанники воевали на фронтах Великой Отечественной; в боях погибли офицер Глухих, юный поэт Додик Неусихин, капитан парохода Перваго, мастер завода Фадеев. Многие «муравьишки» стали уважаемыми известными в крае «муравьями» – учителями, инженерами, артистами.
А их газета «Муравей-Чудодей», выпущенная детским клубом «Муравейник», во многих смыслах была и остается первой: первой печатной газетой клуба, первой детской газетой Перми, одной из первых детских газет страны.
Всего за два с половиной года, с 1920-го по 1922-й, было выпущено десять номеров, но тираж поразит воображение любого современного юнкора, временами он достигал 4 тыс. экземпляров!

Первая газета нашего детства появилась в декабре 1922 года в Харькове при Харьковском горкоме юных спартаковцев (одна из первых детских коммунистических групп на Украине). Выходила на русском языке, была органом Харьковского губкома КСМУ и носила имя Спартака. После кончины Владимира Ленина в 1924 году со 2 февраля «Юный Спартак» стал именоваться «Юным ленинцем» и переехал Киев, в июле 1938-го вновь поменял имя на «Юный пионер». С 1944-го возвратил себе прежнее «Юный ленинец», а с 1991-го стал «Переменой», с такими реквизитами выпускался до 2003 года. Таким образом «Перемена» – это самая старейшая газета в Европе, перешагнувшая тысячелетний рубеж.
С газетой в разное время сотрудничали Юнна Мориц, Анатолий Кузнецов (автор романа-документа «Бабий Яр»), Игорь Росоховатский, Евгений Шерстобитов, Александр Варшавер («Тачанка с юга»), Владимир Н. Орлов-поэт, Анатолий Рыбаков, Динара Асанова («Не болит голова у дятла»). Редактором служила Надежда Лобода.
Научный консультант, а впоследствии завлит Росоховатский старался заполнять издание объемом с «Пионерскую правду» интересными произведениями, разыскивал и договаривался с авторами, в крайнем случае предлагал свои под псевдонимами: И. Росов (фантастический комикс «Неожиданный гость» и краткие обзоры фантастической литературы).
Когда-то «Юный ленинец» имел тираж 1 млн 700 тыс. экземпляров – надо отдать должное: это было время особенного внимания к детству и его проблемам. Работали дворцы пионеров, дома детского народного творчества и детско-юношеские спортивные школы, где в самых различных кружках и секциях ребята находили для себя занятие по душе. Для детства издавалось множество книг, журналов и газет, существовали специальные передачи на телевидении. Работала Центральная студия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, которая выпускала до 40 художественных фильмов в год, а на 15 студиях в союзных республиках создавались любимые ребятами «мультики» (одна лишь Киевская студия научно-популярных фильмов выпускала в год более 20 мультфильмов для детей). На этом фоне тогдашние бывшие тиражи «Юного ленинца» были естественны и объяснимы. При газете долгие годы работали студии юнкоров, где ребята могли овладеть навыками непростого дела журналистики. А потом бывшие юнкоры по рекомендации «Юного ленинца» поступали на факультет журналистики и впоследствии становились известными журналистами, ведущими телепрограмм, редакторами СМИ, писателями. Всем им «путевку в жизнь» дала детская газета, там они напечатали свои первые заметки, репортажи, стихи. Издание получало от своих юных читателей более 200 тыс. писем в год. И на каждое из них редакция отвечала…

В 1922 году возникло пионерское движение, и это событие сильно повлияло на всю детскую периодику. Теперь издателям стало понятно, к кому они обращаются и что должны культивировать в юных душах. После 1922-го пионерские журналы стали появляться как грибы после дождя, а в детской журналистике наметились две тенденции. С одной стороны, стремление объединить ребят и организовать их быт, с другой ― развить у них художественный вкус. Кроме того, в журналах печатались многочисленные рассказы и повести о жизни до революции. Эти произведения давали возможность осмыслить и эмоционально пережить те перемены, которые произошли в стране после Октября.

В год создания пионерского движения в Москве начинает выходить журнал «Юные товарищи».Это двухнедельное детское издание, выпускавшееся ЦК РКСМ совместно с Коллегией детских учреждений ВЦИК с 1922 года. Тираж 4–5 тыс. экземпляров.
Редакция, возглавляемая Владимиром Бонч-Бруевичем, вовсю стремилась «способствовать возникновению самодеятельных детских организаций и занять должное место в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения». Журнал был рассчитан на школьников 9–13 лет и вел со своими читателями активную переписку, часто печатая на своих страницах рассказы и рисунки детей. С точки зрения структуры «Юные товарищи» во многом продолжали и развивали традицию «Северного сияния» с их четким делением на отделы. В журнале была постоянная литературная рубрика, рубрики «По школам и колониям», «Юный пионер», «Переписка читателей», «Почтовый ящик», «Важнейшие события», «Новости науки и техники» и другие.
В 1922 году журнал провел сбор почтовых марок в фонд помощи голодающим Поволжья, что явилось первым опытом активного привлечения детей к общественно-политическим кампаниям.
 «Юные товарищи», несмотря на то что вышло всего 8 номеров, занимает важное место в истории советской детской журналистики. Он, как бы приняв эстафету у «Северного сияния», вручил ее «Юным строителям», «Барабану» и «Пионеру». Это, по существу, самый первый пионерский журнал в стране, который несет на себе отпечаток скаутского движения, свойственный первым стихийно возникавшим пионерским отрядам».

Но время было все еще неспокойное и весьма нестабильное с точки зрения финансов. На восьмом номере журнал прекратил свое существование, а причину этого объясняет чудом сохранившаяся в Центральном госархиве литературы и искусства записка Бонч-Бруевича, адресованная Ямшиковой: «Маргарита Владимировна! Вам прекрасно известно, что в кассе журнала «Юных товарищей» нет ни копейки денег, а Вы в категорической форме просите уплатить деньги то одному, то другому. Почему Вы боитесь сказать правду сотрудникам, что денег нет и надо ждать, кто хочет работать на пользу детей пролетариата».
Но журнал все же не пропал, устояв в своем содержимом, и в 1924 году слился с журналом «Пионер».

Без одного года столетие назад стало выходить замечательное издание, оставившее свою отметку в памяти большинства советских детей и подростков. Чем оно знаменито и каким писателям и иллюстраторам предоставило дорогу в жизнь?
История культового журнала началась 15 марта в 1924 году. Именно в этот день вышел первый выпуск, посвященный Владимиру Ленину. А инициатором проекта была его супруга Надежда Крупская, которая в СССР отвечала за взаимодействие государства с детьми.
Автором стартового очерка о вожде революции был соратник Ильича и, возможно, предполагаемый преемник Лев Троцкий. Именно по этой причине дебютный номер является сегодня библиографической редкостью. В годы борьбы с троцкизмом все его материальные следы были сокрыты, так что сохранился номер в очень малом количестве архивов.


Вот так выглядела эта обложка.

В пору его открытия уже существовало два детских журнала: «Барабан» (орган Московского Бюро пионеров) и «Юные строители» (детский журнал-приложение к «Рабочей Газете»). По задумке создателей нового издания «Пионер» (так он был назван) должен был стать центральным массовым печатным органом детского движения, органом Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ и Наркомпросе. Его выпуск был поручен издательству «Молодая гвардия». (Тираж за время существования составлял свыше 1,5 млн экземпляров. Максимальный — 1 860 000. Награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1974 году).
В дальнейшем «Пионер» стал ведущим изданием для детей среднего школьного возраста. В нем непрерывно функционировали постоянные разделы: о школьной и пионерской жизни, публицистика, новости науки и техники, искусства, спорта, детского художественного творчества. Большое внимание уделялось жизни сверстников за рубежом.
Постоянные рубрики:
 «Академия домашних волшебников» — рукоделие и подобное.
«В стране шаха — владыки черных и белых полей» — страница для любителей шахмат. (Вел Михаил Юдович). Впоследствии рубрика называлась «Шахматный клуб «Новые Васюки, 64».
«Говори!» — письма читателей.
«Игры с ЧИПом» (1985—1988) — веселые уроки компьютерной грамотности (Вел Александр Мигдал. В 1987 году за ведение этой рубрики редакция наградила его премией журнала и дипломом имени Льва Кассиля).
Клуб «Сорок-сорок» (1969—1972) — юмористическая страница. Постоянные персонажи: бабушка Белобока (президент клуба), сороки Художница, Путешественница, Балаболка, Несмеяна, Соберика-Разберика, близнецы Бел и Берда. (Одним из ведущих рубрики был писатель Вадим Левин.)
«Клип-клуб» — новости популярной музыки. Одна из рубрик — «Хит туда и обратно» (переводы иностранных песен на русский язык).
«Кораблик» — творчество читателей.
«Музей по имени Земля».
«На научной волне».
«Оказывается…» — интересные факты.
«Охотники за словами».
«Переменка» (1976—1988 и с 1992 до 2016) — юмористическая страница. Включала в себя рубрики «Невыдуманные диалоги» (забавные истории, присланные читателями) и «Из школьных сочинений» (впоследствии «ПЕРЛовая книга»).
«Русский музеум».
«Сатирикончик» (1988—1991) — юмористическая страница. Включала в себя рубрики «Буклавка» (произведения классиков юмора — Аркадия Аверченко, Александра Введенского и других), «Отвечайная» (ответы на письма читателей), «Абзац» (юмористические новости), «Перевод из-за границы» (произведения иностранных писателей).
«Созвучия» — литературная страница.
«Стиходром».
«Ума палата» (1968—1990) — головоломки, шарады, ребусы. Персонажи — лесной корреспондент Живживка, Лупа и Пинцет (игры, связанные с филателией), Дед Буквоед (игры, связанные с русским языком).
«Записки капитана Перо-86».
«Человек с картины».
«Что нам читать?»
«Шевели мозговой извилиной».
Журнал организовывал работу тимуровских команд и отрядов.
Также позиционировал себя не только как издание для детей, но и как издание самих детей. Для этого при активном руководстве редакции пионеры на местах организовывали кружки деткоров и пикоров, которые не только писали письма, заметки, стихи и рассказы, но и активно занимались распространением выпусков: «Каждый пионер и школьник, собравший 10 подписчиков — будет 11-м бесплатным!»

Деткор — разведчик, агитатор.
Вожак и рядовой в рядах.
Он детских масс организатор
И должен первым быть в боях!

В журнале, безусловно, было некоторое количество идеологических материалов (со временем становилось меньше), но юный читатель любил издание не за них. Дело в том, что масса замечательных советских детских писателей начинала свой путь именно в нем.
Сперва «Пионер» все же делал попытки увлекательно рассказывать о внешней политике. Например, Лев Кассиль писал «Очерки газетного путешественника». В них он освещал те факты, которые составляли содержание газет для взрослых. Для детей они излагались более живо, простым языком: «Добрый американский дядюшка, министр иностранных дел Соединенных Штатов мистер Келлог очень заботится о мире. Но СССР все-таки подписал пакт. Доказывая свою твердую, неизменно мирную политику по отношению ко всем народам, СССР первым предложил своим соседям подписать обязательства о том, чтобы досрочно ввести в силу пакт Келлога».
Но, задуманный как общественно-политический журнал для читателей пионерского возраста, он довольно быстро превратился в издание с очень сильной литературной составляющей.
Именно с этого издания начался всесоюзный путь таких культовых литературных произведений как «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова (издана в 1937 году) и сказки «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина (1938 г.).

Много сотрудничали с журналом и Эдуард Успенский, чья повесть «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» по мотивам пионерлагерных страшилок и городских легенд наверняка глубоко врезалась в память детей 1990-х, и поэтесса Юна Мориц, и Зоя Воскресенская, Мария Прилежаева, Юрий Яковлев, Анатолий Алексин, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Константин Паустовский, Л. Пантелеев, Корней Чуковский.

Отдельная огромная страница в истории «Пионера» на пике его влиятельности (1970–1980-е, когда тираж перевалил за полтора миллиона) — это издание повлиявших на целое поколение повестей Владислава Крапивина.

Журнал иллюстрировало немало известных советских художников. Это и Владимир Буркин, и Виктор Чижиков, и Андрей Балдин, и Евгений Шабельник, и Татьяна Ларионова, и Юрий Кискачи, и многие другие замечательные мастера журнальной и книжной графики.


Обложка Виктора Чижикова.

В последнее время «Пионер» издавался небольшим тиражом (1,5 тыс. экземпляров в марте 2015 года, 2,5 тыс. – в конце 2016-го). В 10-м номере за 2016 год, который был подписан в печать 30 декабря, было объявлено, что с января 2017-го выпуск журнала приостанавливается на год. Основной причиной были названы серьезные материальные трудности. «Другая причина — нужны новые идеи. Новые силы, новые люди», — отметили также в редакции. О возобновлении работы издания не сообщалось.

У каждого в семье была своя корреспонденция. Но если в доме жили дети, то почти всегда из почтового ящика по утрам выглядывал номер «Ленинских искр». Подписка на газету стоила всего один рубль. Это была особенная газета. Кто-то назвал ее «Малая литературка». И это справедливо. Как сказано: «для детей до писать так же, как для взрослых, но только лучше».


Коллектив «Ленинских искр», начало 1970-х.

«Ленинские искры» — первая и старейшая газета для детей и подростков, издававшаяся в Союзе и распространявшаяся по всей территории СССР. Газета была основана летом 1924 года как орган Северо-Западного бюро детских коммунистических групп (пионерских отрядов) и Ленинградского губкома РКСМ, позднее стала печатным органом Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ и Ленинградского совета пионерской организации.
Первый номер «Ленинских искр» вышел в свет 31 августа 1924 года. Почти весь он состоял из заметок, написанных самими школьниками. (В разное время газета выходила один или два раза в неделю).
Его распространяли бесплатно сами сотрудники, затем на «Искры» была объявлена подписка. В течение недели после выхода первого номера на издание было оформлено двенадцать тысяч заявок.

Принцип газеты был таков: писать познавательно, интересно и коротко. Последнее условие очень важно. Как говорят французы: «читателю не платят, за то, что он читает». А ребенок от длинной статьи скисает, как от кипяченого молока. И еще немаловажное качество: рассказывать надо весело даже о самых серьезных вещах.

Что касается учебы, тут особенно не повеселишься. В «Ленинских искрах» был придуман такой раздел – «Привет от Митрофана». Этот известный персонаж, лодырь и неуч, считал, что дверь – прилагательное, и мечтал: «Не хочу учиться – хочу жениться». В редакции решили, что смех – лучшее лекарство от лени и невежества, и предложили ребятам присылать самые нелепые и смешные ответы на уроках. И дело пошло – Митрофан сделался очень популярным в героем!
Конкурсы и соревнования любимы ребятами в спорте, вот в «Искрах» и решили перенести это в учебные дела. Так началось «Путешествие на пик Всезнай: кто выше, кто быстрее».
Чтоб лучше узнать историю страны, в газете стартовала эстафета «Р.В.С.» («Революционер. Воин. Строитель»). Был создан музей необычных вещей: буденовка революционера, шашка воина и мастерок строителя. Больше всего было военных экспонатов – тогда, в начале шестидесятых, вскоре после Победы почти в каждой семье были фронтовики. А для отдыха был придуман клуб для любознательных, который вел бессменный Капитан Мореходов, Николай Александрович Садовый. Печатались головоломки, ребусы, шарады для тренировки мозга…
Ответы приходили целыми мешками – появилась очень активная обратная связь.

В одно лето, когда дожди заливали всю Ленинградскую область, в пионерских лагерях царила тоска и уныние. Чем занять ребят? В редакции решили создать «Клуб непромокаемых». Их девизом стало: «Нам лучше мокнуть под дождем, чем в душной комнате томиться!». Придумывали, чем можно заняться в плохую погоду, вспоминали разные забавы. Поэт Вольт Суслов даже написал «Марш непромокаемых».
Самое серьезное и даже скучное дело можно было превратить в увлекательную и полезную игру. Например, сбор металлолома не самое веселое занятие. Но если собирать его для постройки нового парохода – это было совсем другое дело. Идею предложил последний капитан легендарного, воспетого Владимиром Маяковским «Теодора Нетте» Михаил Иванович Кислов. И собрали, и построили, и спустили на воду в городе на Неве!
А еще при «Ленинских искрах» был клуб «Острое перо» для юных журналистов-деткоров и поэтов: «А на углу арбузы в кузов летят, как ядра в Сиракузы!» (Миша Зива). При газете бытовал журнал «Искорка», где печатались и дети, и их родители.
Из журналистов-ленискровцев выросли известные писатели и поэты: Вольт Суслов, Виктор Бузинов, Яков Длуголенский, Геннадий Петров.
Обзор содержимого газеты на примере одного из номеров (от 5 марта 1988 года):
Из статьи, размещенной на главной странице газеты, читатель узнает о рождении пятимиллионного ленинградца, который появился на свет 23 февраля 1988 года! (В настоящее время численность населения города Санкт-Петербурга выросла на 600 тыс. человек).

На развороте детям объясняют правила дорожного движения, чему сегодня уделяется недостаточно времени.
Следующий разворот называется «Семейная страничка», которая содержит в себе присланные ребятами истории о различных хороших делах, совершенных их родителями или знакомыми.
В номере есть даже рецепт торта «Южная ночь», который прост в приготовлении и достаточно хорош на вкус.
Другой разворот называется «Девочка, которая мне нравится» и состоит из писем мальчиков, которые в них рассказывают о том, почему им нравится та или иная подружка: «Она веселая. Очень здорово разговаривает голосами героев из разных мультиков. С ней не соскучишься! И дерется она здорово. За себя постоит. И меня запросто побить может!»
                                                                                                                 Сережа, 5-й класс
                                                                                    «Ленинские искры» № 17–18, 1988 г.

Следующий разворот рассказывает о политической жизни других государств: президентские выборы в США, о притеснении народа Бопутатсваны, конечно, не без помощи американцев!
Есть статья о достижениях наших балетмейстеров, которая называется «Тридцать два фуэте».
Предпоследний разворот газеты носит имя «Ребят-Октябрят». В этой части газеты сверстники отвечают товарищам на вопрос о том, что такое Солнце.
Последний разворот содержит рубрику «Веселый фургон» и статьи про спорт. Из «Веселого фургона»: фраза из школьного сочинения: «Однокоренными словами к слову гость являются: гостить, гостиница, госстрах».
                                                                                               Юлия Лисененкова, 8-й класс
                                                                                     «Ленинские искры», № 17–18, 1988 г.

Самая последняя страничка газеты состоит из стихов, которые ребята сочинили сами!

Вот такая высокосодержательная и интеллектуальная начинка газеты.
Издается она в России и поныне под названием «Пять углов». Сегодня это информационно-познавательное издание для молодежи с правами правопреемника. Портал «Пять углов» — это помощник в выборе профессии и дальнейшего обучения, дополнительно выполняющий функции молодежной биржи труда и клуба знакомств. На нем появляются статьи о жизни молодежи, содержащие много полезной информации, научно-познавательных материалов, которые помогают юным читателям ориентироваться и адаптироваться в окружающем мире, а их родителям лучше понимать своих детей. Основной читатель on-line издания — ученики старших классов, средних специальных учебных заведений, студенты младших курсов, в общем, прежде всего те, кому от 14 до 20 лет.
Помимо новостных и публицистических разделов, сайт содержит регулярно обновляемую базу данных образовательных учреждений.

13 февраля 1922 года юный скаут Миша Стремяков организовал в фабзавуче при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне отряд, ставший последним скаутским и одновременно первым пионерским отрядом в новой стране.
Его звеньевой, знаменосец и помощник вожатого Борис Кудинов вспоминал своего комиссара таким: «…неугомонный, талантливый организатор, Миша водил отряд в походы, устраивал лесные лагеря, экскурсии на фабрики и заводы, привлекал нас к трудовым делам — разгрузке вагонов с дровами, барж на Москве-реке. Мы учили грамоте взрослых, боролись с детской беспризорностью… Миша знал много интересных игр и революционных песен. На всех сборах было весело. Ребята беззаветно любили вожатого и готовы были идти за ним в огонь и воду».

6 апреля 1923 года под управлением Стремякова при типографии вышел первый орган печати для пионеров Пресни «Барабан», с третьего номера ставший общемосковским.
Журнал выпускался два раза в месяц с апреля 1923 по 1926 год ( в 1926-м слился с журналом «Пионер»), и первым его редактором также стал двадцатилетний Миша.

Своей целью журнал «Барабан» ставил «будить и звать к творческой работе» ребят и юных пионеров. Его сленгом стало обращение: «Ребята! Будем все сразу бить в барабан, и этот грохот заставит нас всех ровно идти к конечной цели юных пионеров — освобождению угнетенных и созданию Нового Трудового Коммунистического общества.

«Барабан», по сути, стал первым общественно-политическим журналом пионеров. Издавали его 16- и 17-летние комсомольцы, которые, как считалось, хорошо знали жизнь и потребности своих младших товарищей. Бесспорно, юного задора номерам было не занимать, но вот статьи получались не слишком высокого качества. Молодым сотрудникам не хватало опыта, знаний, даже общей культуры. Но тем ни менее до закрытия журнал продержался целых три года. Во многом потому, что почти целиком посвящался вопросам пионерской работы и единственный давал читателю представление о том, что происходило в пионерской организации. Отделы «Пионерское движение», «Наша жизнь», «По отрядам», «Переписка пионеров», «Уголок старшего пионера», «Пионер-практик» и прочие наглядно это иллюстрируют.

На страницах освещалась история создания и повседневная жизнь пионерских организаций городов, деревень и рабочих предприятий СССР.
Успех его был настолько грандиозным, что ЦК ВЛКСМ поручил Михаилу Стремякову на его базе создание газеты всесоюзного масштаба, с которой началась всеобъемлющая всесоюзная поступь детской прессы в истории страны.
«…Средств никаких для издания первого детского журнала не было. Но нас поддержал директор 20-й типографии, старый большевик тов. Боков. Он на свой риск затратил средства, и они, конечно, с лихвой вернулись, т.к. журнал немедленно разошелся… Помню, как в середине 24-го года в редакцию поступил пакет из ЦК ВКП(б) от тов. Сталина. Он прислал в редакцию записку и пять рублей с просьбой в течение года высылать журнал пионерскому отряду в один из глухих районов Сибири. Ребята написали И.В. Сталину с просьбой помочь получать журнал, и он на свои средства выписал «Барабан».
В 1925 году на базе журнала «Барабан» мы приступили к изданию газеты «Пионерская правда». Я редактировал первые 15 номеров. …Редакция «Пионерской правды» помещалась в небольшой комнате в доме на Кузнецком Мосту… У нас не было пишущей машинки. В мае 1925 года мы собрали делегацию пионеров и отправились в редакцию газеты «Правда». Нас приняла Мария Ильинична Ульянова. Она распорядилась выделить для редакции «Пионерской правды» одну пишущую машинку. В конце 1925 года я перешел работать в газету «Комсомольская правда».
                                                                                                                                Михаил Стремяков

«Пионерская правда» – главное детское издание Страны Советов.

Ее предыстория началась в октябре 1921 года со стенгазеты «Радио» 16-го детского дома Сокольнического района Москвы. Со временем «ручное» творчество становится востребованным во всех детских домах Сокольнического района и печатается на машинке. Затем «еженедельник» позиционируют все детские и юношеские дома Москвы и губернии, который они издают литографическим способом. В январе 1923-го «Радио» получает дополнительный статус общегородского органа комсомольских ячеек и школ и работает под руководством Московского городского отдела народного образования и МК РКСМ. «Мосполиграф» выделяет ему небольшую типографию, «Правда» и «Известия» передают комплект типографского шрифта. С февраля 1925-го издание выходит под названием «Школьная правда». 17 февраля Московский горком РКП(б) принимает решение о создании на ее основе пионерской газеты, укрепляя ее частью редколлегии выходившего с апреля 1923-го журнала для юношества «Барабан».

Так появилась самая тиражированная газета для младшего населения страны – «Пионерская правда», вышедшая в «эфир» 6 марта 1925 года. Будучи еженедельным печатным органом МК РЛКСМ, идеологически «ПП» была призвана «помогать пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, одновременно прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости».

В создании и дальнейшем развитии газеты принимали самое деятельное участие советские общественные деятели, видные писатели, поэты: Надежда Крупская, Мария Ульянова, Емельян Ярославский, Максим Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Лев Кассиль. Первым редактором стал член Политбюро ЦК Николай Бухарин.

В марте 1926-го, к первой годовщине появления, газета нарастила тираж до 50 тыс. экземпляров.
С 6 марта 1927-го она стала совместным органом Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ, а с 1958-го — органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. С 4 февраля 1928 года ранее еженедельник стал выходить дважды, а с 3 октября — трижды в семидневку.
В разговорной речи получила олицетворенное прозвище «Пионерка».
Газета рассказывала о событиях в стране и за рубежом, освещала деятельность детских организаций в других странах, посвящала в жизнь советских школьников.

Практически с первых лет бытования «Пионерка» начала создавать различные детские общественные движения, инициировала 33 любимых читателями клуба, в том числе: «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», дискуссионный клуб по проблемам межличностного общения и вопросам нравственности «Зеркало», клуб сельских опытников «Малая Тимирязевка», «Клуб юных мотористов», «Клуб авиамоделистов».
Чтобы вести диалог с читателями о международной политике, был открыт политический клуб «Колокол», учивший ребят анализировать информацию, отстаивать свое мнение, а конце 1980-х появилась общепионерская дискуссионная трибуна «Поиск».

На страницах газеты в 1956 году было провозглашено начало всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР», в рамках которой миллионы школьников выполняли задания поискового, краеведческого, экологического, туристического характера; брали на себя шефство над ветеранами как тимуровцы. Военно-спортивные соревнования выросли во всесоюзную военно-спортивную игру «Зарница».
На страницах газеты выступали государственные и общественные деятели, ученые, космонавты, писатели, спортсмены, учителя, пионерские работники, юнкоры из самых дальних уголков Советского Союза.

Совместно с органами народного образования, общественными и спортивными организациями «Пионерская правда» проводила массовые всесоюзные и международные детские мероприятия, в том числе соревнования на призы созданных газетой в 1960-е годы детских спортивных клубов; международные выставки детских рисунков и фотографий; выставки творчества юных техников; многочисленные походы, смотры, конкурсы, выставки, спортивные игры и иные мероприятия, посвященные различным значимым событиям в жизни и истории страны.
В советское время ежегодно в «Пионерку» приходило свыше 200 тысяч посланий детей, часть из которых публиковалась на ее страницах.
Многие писатели, получившие позже известность, дебютировали на литературных «подмостках» «ПП» со своими рассказами и повестями.
Тираж газеты в 1965 году составлял 7,5 млн экземпляров, в 1975 году — 9,5 (самый большой среди детских газет СССР) и выходил с периодичностью два раза в неделю, с конца 1980-х — три.
За большое участие «в воспитании широкого количества детей» «Пионерская правда» была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1945 г.), орденом Ленина (1950 г.) и орденом Дружбы народов (1975 г).
В 1991 году, после распада СССР, роспуска комсомольской организации и реорганизации пионерии, редакция газеты была также реорганизована в Автономную некоммерческую «Редакцию газеты «Пионерская правда», учредителями которой стал журналистский коллектив газеты и «Международная Федерация детских организаций СПО-ФДО». Отказавшись от политики, издание стало всероссийской газетой для детей и подростков.
С 1991 года «Пионерская правда» — цветное иллюстрированное издание.

Выпуски изменили логотип, сохранив при этом традиции по проведению детских ежегодных спортивных соревнований на призы газеты. (Ежегодно в марте проходят Всероссийские соревнования по детским лыжным гонкам, например, в четвертых соревнованиях в 2011 году участие приняли 448 юных лыжников из 92 школ разных регионов России, также идут Всероссийские детские турниры по футболу «Кожаный мяч» и хоккею «Золотая шайба».)
Логотипы газеты на протяжении времени изданий:


За 1928, 1933, 1936, 1948 гг.


За 1956, 1963, 1984, 1987, 1991 гг.

Журнал «Смена» – популярное гуманитарное издание для семейного чтения. В нем можно найти и увлекательные детективы, и остросюжетные романы, и очерки, в том числе о людях, оставивших яркий след в отечественной истории – подвижниках и ученых, первооткрывателях и героях, царских персонах и их фаворитах; шедевры живописи, тайны мировой и отечественной истории.

Именно в «Смене» появились первые зрелые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина,стихи Владимира Маяковского.
В тридцатых годах на его страницах опубликовали свои первые произведения Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Катаев. Были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Петр I», сказка «Приключения Буратино», отрывки из романа Юрия Тынянова «Пушкин», очерк Михаила Зощенко, новые рассказы Максима Горького и Константина Паустовского, эссе Андрея Платонова.
В послевоенные годы в «Смене» публиковался отрывок из романа «Молодая гвардия»Александра Фадеева, прошла премьера Виктора Астафьева, а также напечатался рассказ еще неизвестного в СССР Станислава Лема «Проверка лояльности».
С началом «оттепели» дебютировали Юрий Бондарев, Владимир Солоухин, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. В 1959 году был опубликован первый роман братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Двое среди людей». В 1965 году вышли роман Вадима Кожевникова «Щит и меч» и первый рассказ Кира Булычева. В 1966—1967 годах в «Смене» был опубликован роман Юлиана Семенова «Майор Вихрь», в котором впервые появляется фамилия Штирлиц. В 1975 году на страницах разместился роман Вайнеров «Эра милосердия» («Место встречи изменить нельзя»). В 1980-х годах Валентин Пикуль выступил с рассказом «Железные четки». В 1989 году в одном из номеров на обложке журнала была опубликована подборка картин художницы Валентины Золотых. В 1990-х напечатаны новые рассказы Виктора Астафьева и Юрия Нагибина, Льва Аннинского, Юлиана Семенова, братьев Стругацких, «Сын человеческий» Александра Меня.

Издание было основано на заре советской власти, в далеком 1924-м году, как журнал рабочей молодежи (само понятие уже намек на «целевую аудиторию») и вмиг завоевало небывалую популярность, став самым массовым молодежным журналом Советского Союза.
Зеркало популярности любого издания его тираж. Как рос рейтинг «Смены» на протяжении десятилетий советской истории от 20-х до 60-х, наглядно в этой «агитке» 1968 года, призывающей к подписке:

К концу 1980-х годов тираж достигал более 3 млн экземпляров.
Уже в 50-е «Смена» наряду с «Огоньком», «Работницей» и «Крестьянкой» – образцовый советский «глянец» в лучшем смысле этого слова. Журнал большого формата, с прекрасными цветными фотографиями и иллюстрациями, с актуальными материалами. И главное в нем – люди крупным планом, в первую очередь юноши и девушки. Ведущий жанр публикаций – очерк о молодых, сильных духом созидателях нового мира: строителях и целинниках, геологах и нефтяниках, летчиках, пограничниках и моряках и, конечно же, об ударных стройках, тех, которые назовут «стройками века».

Важнейшим этапом в развитии отечественного автопрома стало строительство автозавода в Тольятти. Технологии закупили у крупнейшего итальянского автоконцерна «Фиат» – лидера в производстве малолитражек по последнему слову техники. Один из начальников стройки даст фантастический прогноз на несколько лет вперед: «… Умные машины-автоматы будут помогать рабочим делать в день по две тысячи машин». (1968, № 15).

Число кажется немыслимым, но очерк «Запас прочности», посвященный уже в полную мощь работающему «Автовазу», двенадцать лет спустя расставит все точки над «i»
Новенький «Жигуленок» «спрыгивает» с конвейера каждые 22 секунды! («Смена», 1980, № 6). За восьмичасовую рабочую вахту – 1300 машин. Тут, конечно, без ложки дегтя никак не обойтись: несмотря на такие фантастические цифры, на протяжении всей советской истории личный автомобиль скорее роскошь, чем средство передвижения. «Жигули» в свободную продажу не поступают (получаются по очереди); огромное количество их идет на экспорт в соцстраны, которым не посчастливилось обзавестись собственными гигантами автопрома.
Ставка на «свое», «отечественное», сделанное в СССР – часть советской экономической политики. Например, в Грузии (где раньше никогда подобную экзотику и не думали выращивать) решено с нуля создать чайные плантации на месте лесов и болот.

Обеспечение огромнейших полей чая рабочими руками в сезон сбора шло по уже отработанному сценарию: «Школьники, студенты, служащие – все едут спасать «зеленое золото». («История пачки чая», 1961, № 22).
Масштабность эпохи завораживает: в 70-е молодежные ударные стройки растут. В 1974 году на всю страну, как призыв к трудовой мобилизации молодежи, прогремел короткий слоган – БАМ! Всего через несколько дней, после того как сакральное слово облетело страну, на призыв откликнулось 4000 юношей и девушек. Причем в вагоны спецпоездов пробирались даже зайцы – без комсомольских путевок и медицинских справок, но с искренними патриотическими намерениями! (1974, № 14).
В 1984 году в журнале выходит финальный фоторепортаж о прокладке последнего «золотого» звена магистрали и встрече двух бригад после десятилетней разлуки: «Шестьсот – столько было ребят в первом отряде молодых добровольцев… Сто тысяч их сейчас». (1984, № 20).

История страны, ее развития, становится судьбой журнала.
Большое достижение советской медицины 50-х годов – изобретение живой вакцины от полиомиелита, страшного заболевания, свирепствовавшего по всему миру. Профессор Смородинцев был настолько уверен в новой вакцине, что не побоялся привить первыми своих внучек и детей сотрудников! (1961 № 10).
Настоящим чудом стала созданная талантливым кораблестроителем Ростиславом Алексеевым в середине 50-х гг. серия скоростных речных судов на подводных крыльях. Маневренные «Ракеты» и «Метеоры», развивавшие скорость до 70 км/час, моментально завоевали успех на речных просторах страны: например, на маршруте Красноярск – Дивногорск речной «Ракете» по популярности среди других видов транспорта не было равных! (1961, № 22).

В советской идеологии культивировалась идея о всемогуществе человека как покорителя природы, ведь он способен поворачивать реки вспять и сворачивать горы! Это не могло не отразиться на искусстве фотографии.

Противостояние со странами мирового капитала было делом важным. На протяжении всей истории СССР бог холодной войны не уходит на отдых: мир «тлетворного и загнивающего Запада» изобличается в «Смене» на всех уровнях. А уж над буржуазной культурой не смеется только ленивый: вот как в карикатуре пародируется «образовательная миссия» голливудской кинопродукции:

Америка неизменно платит взаимностью. Летом 1980 года Москва и вся страна встречает первую в истории СССР Олимпиаду – к ней проведена грандиозная подготовка: построено огромное количество спортивных объектов и знаменитая деревня, гостиничный комплекс из высотных зданий, признанный зарубежными экспертами лучшим за всю историю современного олимпийского движения.

Москва радушно распахивает двери спортсменам всего мира, однако США Олимпиаду-80 открыто бойкотируют. Администрация Картера запрещает собственным спортсменам выезд в СССР под угрозой применения к последним «экономических санкций» и даже лишения загранпаспортов! Что ж, в преемственности и верности традициям американским президентам не сыскать равных!
На последних страницах каждого номера непременно публиковались кроссворды, анекдоты и фельетоны.
Фельетон как жанр периодической печати, имевший широкое распространение еще в дореволюционных газетах и журналах, был весьма популярен и в советские годы. Иронические и сатирические опусы – единственный способ хоть как-то выпустить пар и впустить на страницы подцензурных изданий критику общественных пороков.
Значимое событие в жизни издания – открытие детской библиотеки в Новом Уренгое. Книги для библиотеки по почину «Смены» и при участии ее подписчиков собирали всем миром.
В 1980-е годы главным в редакции работает известнейший журналист и писатель Альберт Лиханов. С этого момента у «Смены» начинается совсем иная жизнь – на первое место выходят дискуссионные материалы на морально-нравственные темы. В 1984 году журнале публикуются очерки талантливого журналиста Леонида Жуховицкого, впервые так откровенно и подробно заговорившего на страницах отечественной периодики о наболевшем: проблемах взаимоотношения полов и одиночестве с самых разных точек зрения – демографической, социологической, психологической и нравственной. В остроумной, порой едкой манере высмеивает он традиционные общественные стереотипы, мешающие человеку быть счастливым, невзирая на его «семейный статус»:

К середине 80-х коммунистическая идеология в стране дает огромную трещину. Это проявляется и в том, что личное на страницах «Смены» по значимости становится на один уровень с общественным, и в том, что сомнения в незыблемости строя звучат все чаще в письмах молодых. И недалек тот день, когда огромная держава падет, на смену ей придет совсем другая эпоха, а вся отечественная периодика, в том числе и «Смена», круто изменит свой формат. Так тому было суждено случиться – слишком несовершенно было общество этого времени.
И все же… было что-то в той эпохе невыразимо притягательное, невзирая на «казарменный социализм» и тоталитарность. Из глубины десятилетий, из социалистического прошлого взирают на нас молодые лица, не пластилиновые, не медийные и не модельные – живые лица нефтяников, путейцев, моряков, учителей, летчиков, ткачих и сварщиков. И столько в них света и искренней радости, столько позитивной энергии, так заражают они желанием жить! Эти лица из нашей истории, как слова из песни, не выкинешь.

Смертны техники и державы,
проходящие мимо нас.
Лишь одно на земле постоянно,
словно свет звезды, что ушла, –
продолжающееся сияние,
называли его душа.
         Андрей Вознесенский

Журнал существует по сей день, как и прежде, предлагает своим читателям освободиться от известного, в привычном искать новое, в устоявшемся – энергию движения. Именно в этом и есть изначальный смысл его названия.

Следующий журнал, как и предыдущий, также не являлся абсолютно детским, но также, как и «Смена», нередко находился при этом в подписке у средних и старших школьников.
«Студенческий меридиан» – научно-популярный и литературно-художественный молодежный ежемесячник, издаваемый в СССР с 1974 года. После распада СССР журнал стал считать датой своего основания май 1924-го, когда начал выходить журнал «Красная молодежь» (1924—1925), затем сменивший еще два названия: «Красное студенчество» (1925—1935), «Советское студенчество» (1936—1941, 1946—1947).

Это издание было остановлено в апреле 1947 года. Спустя 20 лет, с 1967-го, стартовал альманах «Студенческий меридиан», всего увидело свет девять его выпусков. С 1974 года альманах был преобразован в ежемесячный журнал. Тираж «СМ» (на конец 2009 года) составлял 12 тыс. экземпляров.
Он пережил Советский Союз и продолжает свою поступь сейчас.
Издание «Красная молодежь», первый всесоюзный орган ЦК ВЛКСМ, предназначенный для студенчества, начал выходить в Москве в мае 1924 года под руководством Вячеслава Молотова. Журналу было рекомендовано искать «свое неповторимое лицо» и не перепечатывать материалы из других журналов и газет. Статьи о вузах занимали пятую часть номера, остальная площадь отводилась под комсомольские сообщения, комсомольские стихи, повести и советы пропагандисту-агитатору. В числе постоянных рубрик обозначены «Передовая» и «Оборонный отдел».
Уже спустя год, однако, и название и руководство журнала изменились: «Ни первого, ни второго, ни последующих номеров того года никто из ныне живущих современников не держал в руках. Ни один архив или книгохранилище этими номерами 1924-го, по нашим данным, не располагает. Известно только, что они были изъяты то ли за правый уклон, то ли за левый. Что уж там конкретно наш первый ответственный редактор, большевик с дореволюционным стажем Вячеслав Михайлович Молотов и его команда напечатали, нам неведомо. Однако пришлось ЦК ВКП(б) обратить внимание на журнал. А товарищ Сталин лично почтил редакцию своим вниманием, провел заседание редакционного совета «Красного студенчества» и заодно просветил коллектив в политграмоте и остроте момента, о чем имеется соответствующая стенограмма в его ПСС», — Юрий Ростовцев, главный редактор журнала, 2002 год.
На самом деле Вождь нации потребовал от редакции не перегружать журнал перепечатыванием директив съездов и партийных решений, сконцентрировавшись на студенческой тематике: «В политических отделах журнала необходимо освещать лишь основные вопросы работы партии и Советской власти. Незачем здесь дублировать другие журналы. Каждый печатный орган в нашем Союзе должен иметь свое определенное место в общей работе. Большое развитие должны получить отделы «Студенческая жизнь», «Литературный», «Наука и техника», — именно те отделы, где студенчество само может активно участвовать и проявлять себя».
Можно добавить, что господин Ростовцев несколько лукавил, номера этого издания, как 1-й, так и 2-й, находятся в свободном доступе, можем их представить на обозрение и вам.

В 1925 году журнал возглавила Надежда Крупская. Будучи педагогом, она вплотную занялась вопросами студенчества и опубликовала здесь значительное число педагогических статей. Примерно в эти годы в журнале работал Александр Родченко, который привлекал к сотрудничеству самого Владимира Маяковского.
Впрочем, все знаменитости тех лет от Нобелевского лауреата, физиолога Ивана Павлова до будущего академика-физика Льва Ландау, а также все известные и не очень известные поэты и прозаики 30-х годов считали за честь вести диалог с учащейся молодежью на страницах популярного издания.
Структура, тематика и сам тип контента непрерывно менялись. В предвоенные годы — уже под названием «Советская молодежь» (с 1936 года) — журнал выходил средним тиражом 15 тыс. экз. В 1941 году вышло только шесть номеров журнала, в связи с войной издание было прекращено почти на пять лет. Журнал возобновил деятельность с апреля 1946 года, но почти сразу же на волне борьбы с вредительством и упадничеством — параллельно с «ленинградским» делом — вся его редакция во главе с Борисом Четвериковым оказалась репрессированной, и, просуществовав в возобновленном виде всего год, после выхода четвертого номера за апрель 1947 года журнал «Советское студенчество» был закрыт.
В декабре 1967 года вышел пилотный выпуск нового издания «Студенческий меридиан», редколлегия которого (под руководством Валерия Евсеева, впоследствии главного редактора газеты «Вечерняя Москва») обратилась к читателям с предложением самостоятельно сформировать облик будущего «космополита». Было решено выпускать «СМ» в виде альманаха. Первый его номер появился через год, в 1968 году, стотысячным тиражом. В содержательном отношении альманах был также студенческим: он рассказывал о жизни вузов (в основном столичных), сообщал о международной студенческой жизни (раздел «Студент в мире»), вступал с читателем в творческий контакт. Так, в рубрике «Проблема ищет Архимеда» читателям предлагалось решать задачи, связанные с изобретательством и совершенствованием технологических методов той или иной промышленной отрасли. Внешний вид и верстка издания постоянно менялись.
В 1974 году снова было принято решение о кардинальной смене типа издания. «Студенческий меридиан», сохранив название, перестал быть альманахом и стал развиваться как литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный журнал, формирующий свою политику в тесном контакте с читателем. Тираж «СМ» начал расти: в 1974 году он составил 220 тыс., в 1984 — 550 тыс. экземпляров. Приоритетными задачами стали расширение кругозора читателя, развитие человеческой личности, вопросы самопознания (рубрики «Переписка с психологом», «Азбука для двоих»). В конце существования СССР в журнале появился новый сотрудник Михаил Жванецкий. Тогда же «Меридиан» взял под свое крыло студенческую самодеятельность и СТЭМы — студенческие театры эстрадных миниатюр.
В 1979—1982 гг. отдел литературы и искусства проводил мини-фестивали советских рок-исполнителей. Выступали такие группы как «Аквариум», «Земляне», «Последний шанс», и такие исполнители как Александр Градский, Тамара Гвердцители. Особой популярностью в это время пользовалась рубрика «Дискотека», в которой рассказывалось о новостях поп-музыки.
1988 году «СМ» возглавил Юрий Ростовцев. С его приходом журнал вновь изменил вид и верстку, перешел на формат А5 и стал полноцветным. В очередной раз изменилась содержательная часть: с одной стороны, он стал в большей степени молодежным изданием, в меньшей специализированным, с другой — сделал акцент на творческое сотрудничество с читателем и элементы самообразования (рубрики «Без переводчика», «Учимся говорить публично», «Практикум делового человека»). В нем появился раздел «Орбита» и расширился блок, посвященный звездам поп- и рок-музыки. Феноменальную популярность приобрели публикации с продолжением: «Мальчик, который умел летать…»
К этому времени в журнале регулярно печатались статьи-размышления Алексея Лосева, произведения Виктора Астафьева, исторические миниатюры Валентина Пикуля.
С середины 1980-х годов в журнале активно печатался будущий основатель первого русского журнала для мужчин «Андрей» Алексей Вейцлер – он снимал фотографии и писал тесты, был автором ряда оригинальных обложек. Огромный успех у читателей имели сделанное им под псевдонимом Степан Воркот большое интервью группы «Браво» с авторскими репортажными и постановочными фотопортретами модных героев рока и репортажи из Лондона, изданные в двух номерах. А эксклюзивное интервью и фотосессия с Арнольдом Шварценеггером в 1988 году рекордно увеличили количество подписчиков «СМ» и принесли Алексею Вейцлеру звание «Лучшего журналиста года». В 1989 году тираж поднялся до рекордного уровня 1 100 000 экз.
В настоящее время журнал распространяется по подписке, часть его выпусков идет в столичные вузы бесплатно. Журнал поддерживает тесный контакт с московским Департаментом по делам молодежной и семейной политики, принимая участие в освещении и работе социальных программ.
«…Да, сегодня он в первую очередь обращен к тем, кто стремится к серьезному жизненному делу и успеху в нем; для тех, кто хочет добиться большего. В то же время мы стремимся помочь нашему читателю не забывать в себе того парня или ту девушку, которые только-только переступили порог выбранного ими храма науки, только начавших свои жизненные университеты. Были чистыми и наивными, целеустремленными и дерзновенными…».

Продолжение следует…

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: