Ходили мы походами

«Ходили мы походами». Музыка Константина Листова, текст Александра Жарова, поют Иван Шмелев (соло) и Владимир Нечаев.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий,
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
                                     Николай Гумилев

Четырехмачтовый барк, построенный в Бремерхафене (Германия) и спущенный на воду в 1926 году с именем «Падуя», но уже 70 лет известный всему миру как «Крузенштерн» – парусник уникальный. Главная магия этого необыкновенного судна, а оно действительно необыкновенное – это его люди. Именно люди подарили барку, при постройке ничем не отличающемуся от своих собратьев, сначала вторую жизнь, а потом продлили ее до почти не видимой нам перспективы.
Так случилось, что этому паруснику всегда очень везло на людей, которые с ним работали. Об этом не раз говорил и капитан Геннадий Васильевич Коломенский, проработавший на судне в разных должностях более 45 лет, отмечая, что «какими бы разными ни были те, от кого зависела судьба и работа парусника, всегда главное было – это работа на имидж и благо самого судна». А появился барк во времена очень жесткие: и к людям, и к судам. Но, справедливости ради, надо сказать, что сначала «Падуе», а потом «Крузенштерну» всегда везло.

Конечно, сегодня барк, после многочисленных перестроек, значительно отличается от того, что открывалось взору на него в 1926 году. Но современный экипаж всегда подчеркивает, что главное на судне – корпус, рангоут, комплектность парусного вооружения и принципы его работы уже более 70 лет – после восстановительных ремонтов 40–70-х годов XX века – остаются неприкасаемыми и аутентичными.
«Крузенштерн» – уникальное, выдающееся достижение судостроения, судоремонта и чрезвычайно интенсивной для возраста судна эксплуатации. «Крузенштерн» – это продолжающий работу в море настоящий музейный экспонат из храма инженерного искусства, и как у любого шедевра, познание его деталей не изменит общего впечатления. Возможно, только усилит его.
Часто на судне можно услышать, и уже несколько поколений моряков трепетно передают эту неофициальную информацию, как эстафету, что крупповская сталь, из которой набраны «родные» корпус и обшивка, шпангоуты, киль и ахтерштевень, была заготовлена для строительства немецкого эсминца еще после Первой мировой войны. Этим будто бы и объясняется отменное качество корпуса, обеспечившее судну долголетие. Так оно или нет, неизвестно, но история распорядилась по-своему: барк уже сменил несколько профессий – поработал и грузовиком, и исследователем, и военным, и уже полвека продолжает трудиться гражданским наставником.

После окончания войны по репарации тогда еще «Падуя» была передана советскому командованию в Польше 11 января 1946 года. В феврале 1946 года приказом по флоту барк со статусом «учебно-парусный корабль 2-го ранга» был включен в состав отряда учебных кораблей Дважды Краснознаменного Балтийского флота, база которого была в Лиепае. А 23 апреля барку было присвоено имя русского адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.
После небольшого ремонта и переоборудования в Германии парусник привели в Ленинград к набережной лейтенанта Шмидта и поставили как плавучее общежитие для курсантов военно-морского училища. Через пару лет, в 1951 году, судно было переведено в Кронштадт.
В июне 1955 года барк «Крузенштерн» вышел на ходовые испытания. Парусник и его экипаж успешно справился, и было принято решение переоборудовать его в учебное судно. В 1959–1961 гг. корабль был капитально отремонтирован, на него установили два двигателя. С 1961 по 1966 г. «Крузенштерн» – научно-исследовательское судно Академии наук СССР. Барк побывал в экспедициях на Бермудских островах, Ямайке, Гибралтаре, посетил Касабланку, Галифакс и другие порты. С 1966 г. портом приписки барка была Рига, с 1981 г. – Таллинн, а в 1991 году приказом Министерства рыбного хозяйства барк передали от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.
В начале 90-х в Европе стало очень популярным проведение различных морских фестивалей, праздников и регат с участием парусных судов. На этой волне в Бремерхафене в 1992 году провели модернизацию барка. Преображенный парусник смог принять участие в регате, посвященной 500-летию открытия Америки Колумбом – Grand Regatta Columbus`92 и выиграл ее.

Барк «Крузенштерн» – один из крупнейших парусных судов в мире (больше его только парусно-учебное судно «Седов» и пятимачтовый Royal Clipper). За свою долгую жизнь барк прошел более 1 миллиона 300 миль. Совершил два кругосветных путешествия. В 2019 году парусник вышел в кругосветную экспедицию парусников Росрыболовства вместе с барком «Седов» и фрегатом «Паллада». И весной 2020 года прибыл в родной порт Калининград.

В зале представлены потрясающие фотографии о жизни барка «Крузенштерн» во время путешествий в 1976–1977-е годы.

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: