Путь у нас один: ВПЕРЕД!

В этом разделе мы вместе вспомним о самых конструктивных страницах в истории расцвета Страны Советов, озаглавив его «СССР – детям» и рассказав о работе различных средств массовой информации и коммуникаций для младшего поколения с самого начала и до конца существования страны…

Голубой как море, как небо, как далекая юношеская мечта занавес раскрыл рукописно раскрашенный книжный стеллаж, в центре которого притягательно контурировалась «старинная» потайная дверь. Дотошный зритель пытливо потянулся к помосту, как словно прямо из-под него загорнили красно-желтые трубы, секретные врата слегка вздрогнули и отворились, и из-за них, из самого горнила скрытного сценического румба раздались горделивые звуки счастливой отважной песни…
В актовом зале замоскворецкой школы столицы (№ 547) сегодня творилось священнодействие – шел, разыгрываемый силами ее учеников, спектакль на чрезвычайно популярный в те времена сюжет.

Месяцем ранее, до самого поздна, скучившись в доме у Шмелевых всей юной командой на затканном драконами ковре, притараненном певцом-гастролером из Поднебесной, детишки с вдохновением исследователей Лаптевых, с азартом живописца Айвазовского создавали «такелажи» и декорации для школьной пьесы. Подхваченная ребячьей увлеченностью, зардевшаяся от удовольствия, вспенив во рту кисточку, мама Настя ползала рядом с юными артистами и старательно выводила на недоклеенных кусках обоев книжные ряды. Натянув на подручные палки и швабры белую Митькину простынку, мальчишки сымпровизировали бугшприт, а из колеса старенькой тачки сторожа дяди Павла – штурвал. И тут над ними, поглощенными творческими поисками, обнимая сие высокое собрание большими руками, навис причаливший с эфира отец: «Ну что, мои дорогие, поступил по особому директорскому распоряжению с радио вместе со сценарием в ваше полное распоряжение».
И началась совместная хлопотно-веселая подготовка – изучение и репетиции сценария, придумки особенных реплик, реквизита, жестов, фраз. Маленькие актеры были счастливы попасть под настоящее профессиональное влияние, но еще счастливее был сам певец, с любовью созерцавший горячие лица юных цветов жизни, среди которых самое родное – его сын.

Он появился в тот день, когда военные части и артисты встречали триумф исхода битвы под Днепром – каждая небольшая победа была для них как часть большой, самой важной. Ей необычайно радовались, особенно Иван, к нему в тот день чудесной весточкой пришел его ребенок. С того самого дня он, возвращаясь с фронтовых выступлений, дорывался до кроватки своего наследника и, отодвинув полог, осторожно протягивал ему свою ладонь. И крохотный хрупкий пальчик сжимал его, отцовский, а лукавые глазки, увидев знакомый улыбчивый взгляд, вдруг улыбались ему в ответ. Вот тогда Иван понял, что сынишке нужна не только мама, но и он, папа. И начал действовать: перепел все написанные и ненаписанные колыбельные. Малой смотрел недоуменно: «Зачем мне эти сантименты?» Нужная песня так и не находилась, и он искал. Первая послевоенная запись будет обязательно для него и его будущих друзей – вот возможность отцу поговорить с совсем еще неопытными гражданятами. Каким он будет расти, этот новый житель страны? Как можно зародить в нем самое прекрасное, волшебное, святое, принадлежащее на свете только человеку? Ему очень хотелось, чтобы он, и все такие же милые ребячьи лица росли счастливыми вместе со своей освободившейся от фашизма страной. И того же хотели его друзья-коллеги рядом, благо, родина дала им на это добро. Только за 1945 год было запущено несколько детских проектов.

Известные авторы Никита Богословский и Василий Лебедев-Кумач получили новую работу – снимался фильм «Пятнадцатилетний капитан», песню из которого доверили Ивану. Его талант должен был послужить негласному проекту «Все лучшее – детям», чему он был очень рад. Во время звукозаписи на радио неожиданно столкнулся с Климом Минцем, которого по случаю прихватил с собой Кумач. Тот с интересом выслушал певца, после чего все долго разговаривали о том, что у режиссера есть большие планы на создание радиопрограммы именно на такой вот точно сюжет. Про Дика Сэнда, Гулливера, капитана Немо и лучше всего с песнями. Детишкам нужны увлекательные приключенческие истории, знания о планете, на которой растут, хороший русский язык, достойная игра актеров, чтобы становились взыскательными, а также сплоченность, единство, чтобы все вместе слушали, обсуждали, играли в сценарии и, благодаря им, однажды становились героями своей страны. Именно такой, инновационной этот автор видел свою новую современную передачу, которая уже готовилась для всей ребятни и даже многих взрослых, «Клуб знаменитых капитанов»

В наши дни детское радиовещание и в особенности детский радиотеатр – тема напрасно подзабытая, хотя в советский период и являлась важным сектором жизни радио в стране. Несмотря на идеологическую направленность во времена существования СССР, большинство программ для отрочества стали средством воспитания его детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого.
С приходом коммерческих станций трансляции для маленьких слушателей постепенно начали исчезать из эфира в связи с их некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь один «носитель» для детей – «Детское радио», принадлежащее холдингу Газпром-Медиа.

В СССР же юную поросль знакомили с окружающим миром с помощью радиоспектаклей и радиопередач.

Этап рождения радиовещания и журналистики совпадает с основанием страны. С первых же лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917-го по телеграфу передавались декреты Советского правительства, важнейшие сообщения, выступления вождей. Первые вещательные передачи велись в 1919 году из Нижегородской лаборатории, с 1920-го — из опытных станций Казани и Москвы.
Становлению и популяризации этого сегмента масс-медиа в 1920-е способствовали массовое радиолюбительское движение (после открытия станции имени Коминтерна в 1922 году), деятельность организованных в 1924-м общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех»).
Регулярные трансляции начались с 23 ноября 1924 года, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 1920-е стали складываться основные вещательные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925-м в эфире прошли трансляции первого репортажа с Красной площади, посвященного Октябрьским торжествам, и детских передач «Радиооктябренок»«Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»), «Культурное наследие — детям», «Молодой ленинец».

В 1927 году Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных радиопрограмм. В подготовке литературных передач участвовали Владимир Маяковский, Александр Афиногенов, Демьян Бедный, Эдуард Багрицкий, Федор Гладков, Вячеслав Иванов, Леонид Леонов. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Радио популяризировало фольклор народов СССР, лекции-концерты раскрывали знаковые этапы истории мировой музыкальной культуры. В 1920-е прозвучали первые трансляции оперных спектаклей из Большого театра. С 1925-го в программе появились беседы и лекции на научно-технические темы. В начале 1930-х для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).

С 1928 по 1933-й мощность советских радиовещательных станций увеличилась в восемь раз, что позволило рекомендовать радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы программ по многочисленным письмам своих слушателей.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) расширились тематика, формы, жанры передач. В работе на радио теперь активно участвовали писатели Александр Серафимович, Михаил Светлов, Николай Островский, Иосиф Уткин, Константин Паустовский, актеры Дмитрий Орлов, Василий Качалов, Иван Москвин, Мария Бабанова. Новые произведения Дмитрия Шостаковича, Юрия Шапорина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Кабалевского теперь впервые звучали тоже здесь. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 году начались регулярные выпуски «Последних известий».

А советский девиз «Все лучшее – детям» благоприятно реализовывался, конечно, в программах для детей — в них были задействованы самые лучшие актерские и режиссерские кадры.

1 октября 1934 года началось эфиром передачи «Утренняя зорька» (в будущем «Пионерская»). Выходила она на Первой программе Всесоюзного радио ежедневно в 7.40 утра, кроме четверга, а по воскресеньям – в 10.05, ее общий хронометраж длился 20 минут. В выпусках радиогазеты юным слушателям рассказывали о главных стройках, лучших достижениях в науке и технике, о делах сверстников в социалистических странах, положении детей в мире капитала и, конечно же, о жизни советских школьников и их ленинских дружин.
На первых порах «номера» «Пионерской зорьки» включали в себя два раздела, в одном из которых («Если ты вожатый октябрят») журналист Владимир Матвеев давал старшим школьникам практические советы о том, как организовать работу среди малышей; в другом рассказывалось о жизни, учебе и отдыхе ребят. Спустя некоторое время в выпусках программы появились новые разделы: «На книжной полке», «Отгадай загадку».

С самого начала к формированию и редактированию «Зорьки» были привлечены опытные корректоры и журналисты. Главным постулатом в работе этого творческого коллектива изначально стал непреложный критерий – всесоюзная детская радиогазета, как и любая школьная стенгазета, должна создаваться самими детьми. Для решения этой непростой на тот момент задачи юным слушателям со стороны редакции был предложен конкурс под девизом «Юнкоры – рыцари пера». Результат превзошел ожидания. Письма с очерками, зарисовками и даже со стихами маленьких романтиков буквально полились рекой из разных городов, далеких деревень и даже с затерянных в тайге железнодорожных полустанков. К анализу столь полноводного письменного потока штатным сотрудникам пришлось привлечь не только коллег со стороны, но и студентов факультета журналистики МГУ. При этом ни одно послание не осталось без внимания и ответа. А авторы наиболее интересных работ получили почетные грамоты с уведомлением о зачислении их в юнкоровский клуб «Рыцарей пера». Таковыми внештатными созидателями своей радиогазеты стали даже не десятки, а сотни маленьких корреспондентов. Под патронатом профессиональных журналистов ребята вели репортажи из клубов «Юных моряков» и «Аквариумистов», «Живописцев» и «Натуралистов»… Здесь были трогательные зарисовки о любимых уголках из родных мест, сводки о различных соревнованиях, в которых сами юнкоры принимали отнюдь не стороннее участие. Были и воистину мудрые размышления о причинах конфликтов, которые неизбежно возникают в любом большом сообществе, в том числе и в ребячьем. Словом, это был неиссякаемый поток информации о делах житейских, о детских увлечениях и мечтах. Само собой разумеется, радиогазета, в отличие от любой другой, должна быть слышимой. Поэтому присылаемые в редакцию «реляции» и откровения озвучивали тоже мальчики и девочки – впоследствии члены «Школы юных дикторов», организованной при «Пионерской зорьке» одним из ее режиссеров Феликсом Тобиасом. В «Школе» их обучали по сути дела не декламации, а настоящему актерскому мастерству. Не случайно многие стали со временем принимать участие и в спектаклях «Детского радиотеатра» вместе с известными актерами московских студий, чем очень гордились.
1930-е – время, связанное с именем режиссера Розы Марковны Иоффе. Первые выпуски были сделаны ею для дошкольников – это «Маша-растеряша», «Горошина» и «Петрушкина почта».
Весной 1944-го с помощью «ПЗ» выходит ежемесячная игра-загадка «Угадай-ка», автор которой стал Сергей Богомазов: «Казалось бы, герои передачи обращались к своим слушателям с одним и тем же: «отгадайте загадку». Однако ни одна программа не была похожа на другую, отличаясь содержанием тех разговоров, которые любимые персонажи вели с детьми. На каждую трансляцию поклонники присылали письма. Не десятки, не тысячи, а десятки тысяч. Самые интересные письма Богомазов включал в последующие выпуски.
Итак, «Пионерская зорька» выполняла основную функцию радио: сообщала новости, которые лишь через несколько часов появлялись в газетах, комментировала события дня, информировала о событиях в культурной и спортивной жизни. Находясь в постоянном движении, год за годом создавала новые рубрики, расширяла круг тем.
В 1976—1977 учебном году радиогазета провела эстафету «Путешествие за солнцем», где ребята рассказывали о своем родном крае, героях труда, о том, как они помогают старшим, о своих увлечениях. Начали эстафету пионеры Чукотки, а завершили московские школьники 7 ноября в день рождения Страны Советов.

Нередко передача начиналась песней-призывом «На зарядку!» и следующим за ней комплексом утренней гимнастики под голос диктора и музыкальное сопровождение.
«На зарядку становись!» Музыка Зиновия Компанейца, текст Якова Белинского, исполняет Ансамбль Московского дома пионеров под управлением Владимира Локтева.

Музыку для «ПЗ» писали такие композиторы, как Михаил Иорданский, Аркадий Островский, Евгений Крылатов, Олег Хромушин, Степан Соснин, Юрий Чичков, Александра Пахмутова. В сотрудничестве с ними сочиняли поэты Константин Ибряев, Сергей Гребенников, Николай Добронравов, Михаил Пляцковский, Михаил Садовский.

Радиогазета прекратила свое существование в начале 1990-х практически одновременно с распадом СССР. Ее последний выпуск вышел 30 декабря в 1991 году.

В 1936-м Радиокомитет ввел в действие пять вещательных программ, составленных с учетом временного пояса, национальных и языковых особенностей населения различных регионов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль дал начало межреспубликанскому обмену информационными материалами. В 1930 годы в этой системе выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейские, молодежные, спортивные каналы. Одним из наиболее характерных процессов развития советского вещания стал явный рост объема эфирного времени для детей и юношества. Активно создавались новые программы различных форм и жанров, адресованные самой молодой аудитории.
В дошкольные годы жизни радио в понятной доступной форме рассказывало малышу об окружающем мире, давало первые простые сведения о различных предметах, явлениях, событиях, знакомило с лучшими, созвучными его восприятию книжками и произведениями искусств.
Радиоэфир для детей среднего и старшего возраста был плотно связан с программами школьного обучения и воспитания. Он помогал расширить и углубить знания, полученные подростками в учебном заведении, развить их пытливость и любознательность.

Но через все эти программы обязательно проходила тема этического аспекта. Представляя литературные работы, исторические события, рубрику ЖЗЛ, редакция непременно стремилась подчеркнуть высокие идеалы гуманизма, участливое небезразличное отношение к нравственным проблемам и морали. Что оказалось крайне важным на начало войны, во время которой можно было выделить два этапа детского радиовещания. Передачи каждого из них заметно отличаются по своей наполненности и формам. На первом (1941–1943) особое значение приобрели агитационно-пропагандистская и организационная функции радио. На втором (1943–1945), наряду с ними, ведущее место заняли образовательная, воспитательная и просветительская задачи.
В конце июля 1941 года в связи с сокращением объема передач отдел трансляций для юношества был реорганизован в группу при литературно-музыкальном отделе. (Как самостоятельная единица в системе ВКРР был восстановлен в январе 1943-го). В него вошли редакции художественных, научно-популярных и школьно-пионерских программ. В зависимости от характера аудитории отдел организовывал выпуски по возрастному принципу: специальные готовились для дошкольников и для младших школьников. Основными в 1941–1942 гг. транслировались передачи для подростков – именно тогда появляется интерес к различным аспектам взрослой жизни, касающимся новостей с фронтов, морально-нравственных моментов становления личности. Из эфира исчезли игровые программы, столь близкие и понятные ребятам в довоенное время.
Особенностью вещания для подростков были высокая степень его эмоциональности, широкое использование литературы и музыки, образных и художественно-выразительных средств. Из 2 часов 10 минут, отведенных в дневной сетке, более девяноста минут приходилось на художественные передачи. В 1941–1943 гг. важной задачей было создание радиопостановок, в которых освещалась жизнь страны в военную пору с особенным акцентом на подвиги людей в боях и в тылу врага.
К сентябрю 1944-го отдел детского вещания подготовил 23 радиопостановки, множество чтецких и научно-популярных программ. Среди них — драматургическая поэма Михаила Светлова «Лиза Чайкина», спектакль по сценарию Льва Кассиля «Твои защитники». В эфире прозвучали также выпуски по истории Советского государства. Этому были посвящены радиопостановки по романам Александра Фадеева «Разгром», Николая Островского «Как закалялась сталь». Регулярно проводились беседы с ребятами, показывали свои новые произведения Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Елена Благинина. Особенно популярными из чтецких выпусков были «Военная почта» Самуила Маршака, «Огнеопасный груз» Льва Кассиля, «Никита» Агнии Барто, «Капитан Гастелло» Льва Квитко. Еще 23 августа 1941 года в эфире прозвучал рассказ Аркадия Гайдара «Мост», присланный писателем из действующей армии.

Заметное место в детской радиожурналистике этой поры отводилось передачам, где рассказывалось о патриотизме советских детей, о совершенных ими подвигах. Великая Отечественная, как ни одна война в истории, выявила множество юных героев. Ребята становились сыновьями полков, дивизионов, эскадрилий, партизанских отрядов, юнгами военных кораблей. Воспитываясь в частях, они нередко участвовали в боях, проявляли чудеса храбрости. О подвигах юных ленинцев рассказывалось в выпусках «Пионерской зорьки», во многих художественных трансляциях. Большое место в детском вещании во время ВОВ отводилось программам, в которых принимали участие сами ребята. Они рассказывали о том, чему были свидетелями: о концентрационных лагерях, в которых они оказались, о том, как в городах и селах, еще не освобожденных Красной армией, немцы мучили и убивали взрослых и детей. 17 мая 1943 года в эфире прозвучал знаменитый выпуск «Ненавидеть и мстить», составленный из документальных рассказов младшего поколения о войне. Радиожурналистика сохранила и донесла до наших дней подлинные страницы истории — материалы с участием детей, очевидцев событий.

В годы ВОВ ежедневно звучала в эфире радиогазета «Пионерская зорька». В ее начале выпуски целиком состояли из рассказов, стихов, очерков известных писателей и поэтов, сопровождавшихся небольшим конферансом (стихотворение Сергея Михалкова «Рассказы майора», очерк Бориса Горбатова «Современники»). С 1943 года программа «ПЗ» стала более разнообразной по темам и жанрам. В то время ее готовили всего восемь журналистов — шестеро в Москве, по одному в Ленинграде и Ташкенте. С их помощью в радиогазете появились разделы: «Хроника школьной и пионерской жизни», «Календарь знаменательных дат», «Знаешь ли ты?», «Спрашивай — отвечаем», «Вести с фронтов Великой Отечественной», «Письма юных корреспондентов». Здесь же заработал раздел «Обзор газеты «Пионерская правда», обращавший внимание слушателей на важные общественно-политические материалы печати. Этот раздел был организован в связи с ограничением тиража «ПП», а ее доставка на места часто опаздывала или была недоступной. Взаимодействие печати и радио помогало ребятам быстрее узнавать о событиях, лучше в них разбираться.
По призыву радио тимуровцы выращивали овощи для детских домов, собирали металлолом, необходимый для производства оружия, организовывали бригады в госпиталях, работали в доменных цехах и на полях. Радио побуждало ребят к действиям, становилось своего рода штабом их разнообразных дел.

С января 1943 года в детском радиовещании произошли большие перемены. Был восстановлен собственный отдел, в который вошли редакции художественных, научно-популярных и школьно-пионерских передач. В эфире вновь зазвучали трансляции для дошкольников и младших школьников. Популярной у дошкольников была «Угадай-ка», открывшаяся в апреле 1944 года. Она широко использовала игровые формы, активизирующие восприятие слушателей и привлекающие к соучастию. В программе создавались игровые ситуации, максимально приближенные к жизни малышей. В ней участвовали постоянные персонажи, популярные у слушательской аудитории — весельчак Боря, его мама и Ведущий, которые рассказывали ребятам увлекательные истории, задавали новые задачки, читали письма с ответами. Особенно много было загадок на военную тему — о машинах, которые могут пройти через лес, или о том, каким оружием разведчик может уничтожить сотни врагов. Тесты придумывали известные писатели и поэты Корней Чуковский, Наталья Найденова, Наталья Кончаловская, Евгений Чарушин. На рисунках ребят, присланных в ответ, были изображены танки и гранаты, самолеты и корабли, города и села, разрушенные немцами. К сентябрю 1944 года «Угадай-ка» получила 2086 посланий.
В том же 1944-м появилась и другая игровая передача, адресованная младшим школьникам, «Колобок» (автор — Елена Благинина). Ее постоянным персонажем был любимец детворы — круглый сказочный герой, который регулярно информировал друзей о событиях, происходящих в стране: подготовке к севу, строительстве новых клубов, восстановлении и ремонте разрушенных школ и библиотек. В каждом выпуске был новый сюжет, и Колобок оказывался в новом месте, знакомился с ребятами, рассказывал об их жизни. В программе звучали антифашистские частушки, детские стихи и песни.
В передачах для дошкольников наиболее часто использовался жанр сказки. «Сказка, являясь наиболее доступной для восприятия, глубоко западает в душу ребенка, вызывает наиболее устойчивый интерес». В эфире звучали «Репка», «Лисичка с лапотком», «Зимовье зверей», «Приключения Белки-путешественницы», «Про морского царя и Василису Премудрую». Слушая их, дети получали первые представления о категориях морали — честности, отваге, справедливости, добре.
Также малышам предлагался цикл «Мифы древней Греции». Во все времена большое внимание в дошкольном вещании уделялось рассказам о природе. 7 сентября 1944 года в эфир вышла новая программа «Первое знакомство с миром животных». Ее автором и ведущим был кандидат биологических наук Георгий Скребицкий. Специальные выпуски посвящены историям о собаке, кошке, еже, лисице. В конце каждого ведущий просил ребят нарисовать животных, о которых заходила речь.
Почти во всех радиопостановках военной поры участвовали выдающиеся актеры Василий Качалов, Алексей Грибов, Пров Садовский, Владимир Яхонтов: «Мы вышли из узкого круга «своих» актеров. Новым, возникшим в военное время, было то, что мы приглашали на роль Дон Кихота В.И. Качалова и знали, что ему будет интересно работать с нами».
Увеличилось количество передач для подростков, они стали разнообразнее по содержанию и формам подачи материала. С помощью радио ребята узнавали о лучших произведениях русской и мировой литературы, музыки, театра, об истории страны, о жизни и деятельности представителей искусства, культуры, науки. И это вполне объяснимо. Ведь именно в этом возрасте особенно заметно разделение аудитории по ее интересам.
Несмотря на трудности военного времени, 29 ноября 1943 года в эфире прозвучал первый выпуск «У нас в гостях», построенный в форме беседы за круглым столом. Ведущий Лев Кассиль представлял слушателям участников, поддерживал живую беседу с аудиторией. В разговорах принимали участие герои ВОВ, ученые, музыканты, писатели, артисты (Сергей Лемешев, Иван Козловский, знаменитый клоун Карандаш (Михаил Румянцев)). Звучали антифашистские частушки, песни, стихи, романсы, отрывки из опер. К сентябрю 1944-го в адрес «Гостей» поступило 1454 слушательских письма.
Созданная в военные годы серия «Замечательные русские люди» (1943 г.) была посвящена выдающимся ученым, изобретателям, зодчим. Ребята узнавали об их вкладе в сокровищницу русской и мировой науки и искусства. Цикл «Великие битвы русского народа» (1944 г.) включал в себя лекции на темы: «Куликовская битва», «Бородинское сражение». В передаче рассказывалось о верности и мужестве русских людей, благодаря которым были одержаны великие победы над врагом. «Лесная газета» Виталия Бианки (1944 г.) погружала в мир природы. В отличие от печатного варианта в радиоверсии рассказы писателя перемежались с живописными стихами Евгения Баратынского, Федора Тютчева, Афанасия Фета. В выпусках «Портреты композиторов» (1944 г.) пропагандировалась музыкальная классика, звучали работы выдающихся авторов, написанные специально для детей, а также патриотические песни. В мировой истории не было государства, которое могло бы сочетать ведение войны с осуществлением плана строительства, восстановления разоренных врагом городов и сел. В СССР ликвидация разрушительных последствий происходила именно так. Именно поэтому большое внимание в передачах уделялось заметкам об открытии в городах и «весях» мемориальных досок, выставок и музеев боевой славы. Усилиями школьников удалось восстановить историю фронтовой жизни, подвигов миллионов советских воинов. В «Пионерской зорьке», не прерываясь, звучали репортажи и очерки, посвященные этой теме. В конце войны в детской радиопрограмме появлялось все больше репортажей о мирной жизни школьников: их участии в ремонте школ, движении юных следопытов. 30 ноября 1944-го в эфире прозвучал пилотный выпуск «Дружного звена». В нем принимали участие учителя и фронтовики. Они отвечали на вопросы школьников, рассказывали о своем детстве, давали практические советы о том, как провести олимпиаду, поход, игру.
Во время ВОВ с новой силой проявились все функции радиовещания: агитационно-пропагандистская, воспитательная, образовательная. По целевому назначению можно выделить передачи, несшие их: информационно-публицистические, цель которых была в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на выбор средств решения проблем, на сознательный выбор будущего («Пионерская зорька», «Дружное звено»); научно-популярные, освещающие науку, технику, искусство, литературу, расширяющие кругозор («Лесная газета», «Рассказы об элементах», «Вселенная вокруг нас»); художественные, участвующие в эстетическом воспитании (в эфире звучали «Бородино» Михаила Лермонтова, «Каштанка» Антона Чехова, фрагменты из «Войны и мира» Льва Толстого); развлекательные («Угадай-ка», «Колобок»). По характеру информации передачи анализируемого периода можно разделить на универсально-тематические («Пионерская зорька») и монотематические, диапазон которых был достаточно широк («Замечательные русские люди», «Лесная газета»). И все они представляли собой продукт деятельности профессиональных журналистов. В то время участие детей в них было незначительным. Хотя первый опыт общения с юной аудиторией был приобретен именно во время Великой Отечественной войны: загадки, которые должны были разгадать ребята, их письма с рассказами о себе, ответами и рисунками. Опыт интерактивного общения с юной аудиторией получил дальнейшее развитие в практике 10 мая 1945 года выпуском «Пионерской зорьки». В первом послевоенном выпуске принял участие академик Сергей Соболев, который призвал школьников направить все силы на учебу, овладение богатством знаний, «чтобы на месте руин, разграбленных и сожженных немецкими захватчиками сел и городов воздвигнуть чудесные дворцы, музеи, школы».
Во время войны детское радиовещание, ни на минуту не прекращая работу, оперативно оповещало свою многомиллионную аудиторию о событиях на фронте и в тылу, в стране и мире. Благодаря нему юная аудитория имела возможность изо дня в день слышать голос Москвы. В программах звучали корреспонденции из действующей армии, рассказы участников и очевидцев событий, в числе которых были и дети. Радио являлось инициатором многих патриотических начинаний. Здесь гармонично сочетались военная и общеобразовательная тематика, что позволяло ребятам, несмотря на трудности, получать новые знания, расширять кругозор. На боевую вахту у микрофонов встали самые известные в стране писатели и публицисты, артисты и музыканты, общественные деятели и ученые. Их яркие выступления укрепляли в ребятах уверенность в победе, помогали преодолеть тяготы и трудности. Практика функционирования радио для детей в этот период имеет непреходящее историческое значение. Она обогатила журналистику высоким мастерством публицистики, умением успешно решать многие сохраняющие и сегодня актуальность задачи патриотического, трудового и нравственного воспитания…

Послевоенная история советского радиовещания для самого молодого поколения страны, словно глотком новой эпохи и света, была обогащена и украшена запуском в эфир новых, радостных, оживленных временем передач.
В августе 1945 года выходит в свет еженедельная программа «Внимание, на старт!», просуществовавшая почти 40 лет. Здесь ведущие рассказывали слушателям об известных спортсменах, приглашали их в студию, где чемпионы вспоминали, как они били рекорды и начинали спортивную карьеру.
В декабре 1945-го Центральное радио приступило к трансляции географического радиожурнала «Клуб знаменитых капитанов», предлагаемого в форме пьес, разыгрываемых героями любимых детских книг: капитаном Немо, Гулливером, Робинзоном Крузо, Диком Сэндом, Бароном Мюнхгаузеном.
Почти 40 лет знаменитые капитаны собирались на заседания клуба и рассказывали школьникам о великих путешественниках, истории географических открытий, последних достижениях науки и чудесах природы. На многочисленные письма юных слушателей они отвечали в специальных выпусках «Почтовый дилижанс» (авторы обеих программ Владимир Крепс и Климентий Минц).

С началом холодной войны, событием довольно трагическим, детская радиожурналистика только расцвела. Эфир посетили десятки новых, великолепно подготовленных, безупречных с педагогической точки зрения передач и рубрик, пользующихся популярностью и по сей день.
В октябре 1946 года на радио стал выпускаться ежемесячный литературный журнал «Невидимка», адресованный школьникам среднего и старшего возраста. Назначение этой периодической программы состояло в том, чтобы знакомить слушателей с новинками отечественной и зарубежной литературы, расширять и углублять знания, которые давала школьная программа. Радиожурнал включал критические статьи, обзоры, рецензии, очерки, написанные видными литературоведами и критиками. В состав редколлегии входили Лев Кассиль (ответственный редактор), Вера Инбер, Вениамин Каверин, Сергей Михалков, Константин Паустовский.
В декабре 1947-го в эфир вышла передача «Радиоклуб юных географов». На собраниях клуба ученые – географы, геологи, зоологи и ботаники – рассказывали юным поклонникам о пионерских экспедициях, о своих научных работах и открытиях, отвечали на вопросы и давали важные советы. В актив были вхожи также моряки, летчики, студенты.
6 апреля 1948 года – день рождения «Музыкальной шкатулки», одной из самых популярных музыкальных передач для детей. Каждый вторник в 16 часов 30 минут Первая программа озвучивалась мелодичным голосом челесты, открывалась шкатулка и отвечала на письма слушателей, интересующихся музыкой, жизнью и творчеством знаменитых композиторов. В эфир включались наиболее интересные из них, а также передавались произведения, о которых шла речь.
Весной 1976 года «МШ» провела викторину «Знаете ли вы русскую и советскую музыку?». Из откликов родилась тема нового конкурса, который вскоре состоялся под сленгом «Героические страницы истории Советского государства в музыке». А еще во время эфира каждый желающий мог передать другому привет.

В ноябре 1949-го свет увидела постановка по мотивам любимой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик». Роли всех действующих лиц в ней сыграл Николай Литвинов (режиссер Роза Марковна Иоффе). В этой трансляции были интересно использованы технические возможности звука. Например, записывая человеческий голос на медленно движущейся магнитной пленке, а затем пуская ее с обычной скоростью, режиссер создала кукольный, своеобразно звучащий «деревянный» тембр главного героя. А примененный Иоффе прием «наложения» помог одному актеру не только изобразить шум целой толпы, но и спеть дуэт двумя различными голосами.
Сама же Роза Марковна говорила так: «Слушатель должен увидеть то, что мы ему играем».
С помощью шумов она переносила поклонников из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или узнать, как бьется о скалы море.
Иоффе было поставлено множество других пьес для детей и взрослых. Радиоспектакль «Хозяйка медной горы» был скомпилирован ею из четырех обработанных сказов Павла Бажова: «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок» и «Горный мастер».
 «Тем, кто следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера».

В марте 1954 года Центральное радио запустило новый цикл научно-популярных передач для юношества под названием «Мир, в котором мы живем». В виде популярных очерков и бесед ребятам старшего возраста преподносилась вселенная природы, взаимосвязи явлений микро- и макромира, познаваемости Галактики. Цикл состоял из четырех разделов: «В мире невидимого», «Вселенная и атом», «Руками человечества», «В мире миров».
В 1956-м из Главной редакции радиовещания для детей и юношества выделилось в качестве самостоятельной единицы вещание для молодежи. Это позволило более четко определить возрастной состав аудитории и разграничить тематику передач, рассчитанных на различные группы. Внутри нового сектора появилась дифференциация: специальные рубрики адресовались учащимся школ рабочей и сельской молодежи, студентам, воинам СА. В октябре 1962 года на базе редакции была сформирована радиостанция «Юность».

 

С 1963 года дважды в неделю по вторникам и четвергам звучали в эфире Первой программы позывные «передачи для старшеклассников». «Ровесники» поднимали вопросы профессиональной ориентации, этики и морали, рассказывали о людях, могущих стать примером для молодежи. Многие трансляции посвящались таким темам, как «Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза», «Мое место в новой пятилетке».
«Ровесниками» была проведена радиоперекличка школьных трудовых отрядов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Таллина под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Комсомольцы старших классов делились рассказами о работе в колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях, на стройках и в сфере обслуживания.
Одна из главных парадигм выпусков — нравственное воспитание молодежи. В них не однажды зачинался разговор о единстве слова и дела, о том, что недостаточно простого усвоения определенной суммы фактов, необходима глубокая самостоятельная работа по их осмыслению. Эти идеи нашли отражение в диспутах «Приходилось ли тебе воевать самому с собой?», «Что главное в характере молодого человека наших дней?», а также в беседах рубрики «Заочная школа комсомольского актива» — «Решать сообща, отвечать персонально», «Как учиться самостоятельности».
В очерках о старшеклассниках, особенно комсомольских активистах, «Ровесники» стремились отразить черты молодого человека времени — глубокую убежденность, оптимизм, инициативность, самостоятельность мысли, увлеченность любимым делом.
В выпуски включались также музыкальные и поэтические страницы, рассказывалось о новых фильмах и книгах на молодежную тему.

Одним из важнейших направлений детского вещания является эстетическое воспитание слушателей.
Программа «В стране литературных героев» (ежемесячный эфир по Первой программе в течение 30 минут) была рассчитана на представителей среднего и старшего школьного возраста. Вместе с ее постоянными персонажами профессором Архипом Архиповичем и школьником Геной посетители книжной страны встречались с героями художественных произведений, анализировали авторский замысел и его воплощение, знакомились с основами литературоведения. В форме радиопьесы и зачастую вместе со специальными гостями – Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном пользователи распутывали необычные истории, связанные с известными и неизвестными изданиями.

Участники передач для юношества обращаются к ребенку, предполагая в нем собеседника, активного участника двухсторонних отношений; предугадывая его реакции, ход мыслей, возможные вопросы; выстраивая систему информации таким образом, как они делали бы это в условиях разговора.
Это прямой и косвенный контакт с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов, интонация, приближенная к беседе, «неправильный» (свойственный живой речи) порядок фраз, естественное использование пауз, возникающих при подборе слов.
Такие приемы использовались в детском радиовещании, а непосредственное обращение к аудитории явилось залогом популярности такого жанра, как серийные радиопьесы, поставленные по лучшим произведениям русской, советской и мировой классики, а также по оригинальным сценариям на современные темы. Обычно передавались по субботам и воскресеньям по Первой программе, а также по другим каналам в разные дни недели в 15.00 и 18.00.

В 1976 году записаны и приняты в фонд 14 радиопостановок. Среди них:
«Из дневника девчонки» — инсценированная повесть Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете»;
«Перевал» – инсценированная повесть Виктора Астафьева о судьбе мальчика, ушедшего из родного дома в артель сплавщиков леса;
«Венский вальс» – инсценированная повесть Михаила Анчарова на тему интернационального самосознания молодежи;
«Задание» – радиоспектакль Эдгара Дубровского о подвиге юного разведчика в годы Великой Отечественной войны;
«Пушкин мой всегда жив» — композиция, выстроенная на стихах и письмах поэта, воспоминаниях современников.

С 1972 года в эфир выходит передача по письмам школьников «Почтальон принес письмо». Это своеобразный литературный концерт по заявкам. В него включаются отрывки из популярных у ребят радиоспектаклей и литературных произведений.
Большое место в формировании эстетических взглядов и вкусов занимают музыкально-образовательные программы, например, «Мелодии из почтовой сумки». Это тоже концерт по заявкам, но имеющий другую форму. Проводит передачу постоянный персонаж — Песенник. Он зачитывает письма, рассказывает в непринужденной беседе ребятам о песне, о ее значении в жизни человека, представляет композиторов и поэтов.

Развитию интереса к чтению служат выпуски «Моя любимая книжка». Они создаются по письмам малышей, точнее, по письмам, которые пишут за них мамы, бабушки, старшие братья и сестры.
Игровая передача «Веселый радиопоезд» приглашает в путешествие всех юных слушателей, так как «мест в вагонах этого поезда столько, сколько желающих принять участие в передаче».«ВП» делает «причалы» на станциях «Трудовая», «Сказочная», «Песенная», «Стихотворная». При этом слушателям предлагаются сценки, стихи, песни в исполнении маленьких артистов — воспитанников детских садов.
Под брендом «Радиотеатр «Малыш» звучат спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассказы, стихи, короткие драматические произведения подбираются с таким расчетом, чтобы ребенок получил как можно больше сведений об окружающем мире, о труде взрослых, выработал верное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

 

Одна из самых популярных образовательных детских передач, адресованных младшим и средним школьникам, — «Радионяня». Выходила в эфир в первое воскресенье месяца на Всесоюзном радио в 10.30 утра. Впервые появилась в эфире 1 января 1972 года. Веселые уроки радионяни в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения, вежливости, учили мыть полы и сочинять стихи, рассказывали о людях, которые посвятили свою жизнь детям (рубрика «Медаль за улыбку»).
Первый «Веселый урок радионяни» был про правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется». В это же время существовала программа «Радионяня» отвечает на письма радиослушателей». Выходила в эфир по воскресеньям с 10.30 до 11.00 раз в месяц. Репертуар строился на чтении писем радиослушателей и повторе по их просьбе сценок из «Радионяни».
Идею радиопередачи предложила и разработала редактор Всесоюзного радио Елена Лебедева. Ее авторы: Эдуард Успенский, Аркадий Хайт (интермедии «Веселые уроки»), Лион Измайлов, Ефим Смолин и многие другие поэты и писатели-юмористы.
Практически бессменными ведущими были «радиоволшебник» Николай Литвинов (в то время главный режиссер редакции радиовещания для детей) и его помощники, популярный эстрадный дуэт Александр Лившиц («Саша») и Александр Левенбук («Алик»).
С 1979 года вместо уехавшего в США Лившица в «Няне» стал работать Лев Шимелов, а еще позже — Владимир Винокур. Программа начиналась с песенки-заставки, текст к которой написал Эдуард Успенский, а музыку — Владимир Шаинский:

Мы рады вас приветствовать, товарищи ребята!
Конечно, если дома вы, а не ушли куда-то.
И просим вас немедленно оставить все дела:
«Радионяня» сегодня к вам пришла.
«Радионяня», «Радионяня» — есть такая передача!
«Радионяня», «Радионяня» — у нее одна задача:
Чтоб все девчонки и все мальчишки подружились с ней,
Чтоб всем ребятам,
Всем трулялятам
Было веселей!

Чудесное слово «трулялята» было заимствовано Успенским из стихотворения польского поэта середины ХХ века Юлиана Тувима «Про пана Трулялинского» в переводе Бориса Заходера:

«Тру-ля-ля!» – звучит уже
На дворе и в гараже,
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет,
Все шоферы – Трулялеры,
Почтальоны – Труляльоны,
Футболисты – Трулялисты,
Продавщицы – Трулялицы,
Музыканты – Трулялянты,
И студенты – Труляленты,
Сам учитель – Трулялитель,
А ребята – Трулялята!

Кроме Владимира Шаинского много лет музыку для «Радионяни» писал известный композитор-песенник Борис Савельев.
Программы неоднократно переиздавались массовыми тиражами на грампластинках, аудиокассетах и компакт-дисках.
«РН» просуществовала почти четверть века и была закрыта через некоторое время после ухода из жизни ее «креативного мотора» Николая Литвинова.

По мере развития радио происходит качественный рост подаваемой информации. В сфере детской радиожурналистики иллюстрацией этого является феномен научной передачи. Особый пик развития таких выпусков накладывается на эпоху освоения космоса. Советское радиовещание, подчиняясь заказу страны, формирует своим контентом стратегический запас потенциальных астронавтов, мореплавателей, геологов, инженеров и ученых, учителей и музыкантов, – представителей самых востребованных и престижных профессий. Это ратует за то, что советская детская радиожурналистика была сложным, тонким, идеально работающим инструментом на службе государства.
Значительное место в вещании уделяется научно-популярным и образовательным передачам для школьников. Они призваны расширять кругозор ребят, помогать им лучше учиться, развивать интерес к самостоятельному познанию тех или иных разделов науки и техники.

Проблемам астрономии и космонавтики посвящена программа «Радиопланетарий» (шла по Первому каналу два раза в месяц по четвергам в течение 15 минут). В ней участвовали известные ученые, космонавты. Ребята узнавали о том, как и какие именно небесные объекты они могут наблюдать в определенное время года, знакомились с достижениями современной науки. Вел передачу легендарный лектор Московского планетария Станислав Широков.

В ноябре 1976 года в эфире прозвучал первый выпуск «Полчаса в мире науки» (выходила в эфир по Первой программе ежемесячно в 16.00). Его цель — ввести юных слушателей в суть проблем, которыми заняты ведущие ученые страны, помочь школьникам разобраться в сложных научных понятиях. К примеру, со вступительным словом к ребятам обратился академик Николай Дубинин. О своей работе над исследованием берестяных грамот древних новгородцев рассказал историк Валентин Янин. В передачу была включена также информация о новом способе выращивания картофеля, прозвучал очерк о юных техниках Магнитогорска, сообщения о новинках научно-популярной литературы. Страничка «Календарь истории науки» была отдана великому русскому ученому Павлу Яблочкову.

«Наука и техника» – еще одна программа главной редакции пропаганды, соединившая в себе функции общественно-политического плаката, призванного прославлять достижения и преимущества советской науки и техники и опцию просветительства в области знаний современных технологий. В этом еженедельном получасовом журнале зачитывались страницы, посвященные знаменательным и памятным датам истории науки, ее открытиям и их авторам, новинкам НТП и изобретательству. Выходил он по субботам в 12.30, а с 1974-го по вторникам в 14.00 под редакцией специальных журналистов из научных отделов.

В конце 1960-х – начале 1970-х, как отмечается в архивных материалах, пользовались популярностью передачи «15 минут с Доктором вежливых наук» (1969 г.), «Отчего и почему?» (1969 г.), «Радионяня» (1971 г.), в которых гармонично сочетались игровые и насущные составляющие. В «Радионяне», например, самое сложное правило грамматики или арифметики объяснялось с помощью веселой песенки, забавной шутки. Даже подметать пол, мыть посуду, убирать квартиру она настраивала с весельем. Учась и играя, дети легче преодолевали трудности, облегчая себе те волевые усилия, которые необходимы для выполнения заданий. Большой успех у ребят в течение нескольких лет имел радиожурнал «Звездочка», на смену которому в 1974 году пришли специальные понедельничные выпуски «Пионерской зорьки».

В 1990-е гг. из эфира исчезли практически все литературно-драматические программы. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от более чем часового хронометража, необходимого для передачи радиоспектаклей. Александр Шерель, известный телекритик и журналист, отмечает, что «кое-кто из практиков радио пришел к выводу о неперспективности литературно-драматических программ и о «естественной» смерти этого направления вещания».
В конец злополучных 1990-х работники радио поняли свои ошибки и коммерческие станции принялись возобновлять работу над аудиотеатром. Но в соответствии с графиком современных вещательных компаний многосерийные спектакли разделялись на несколько десятков передач длительностью по 8–12 минут каждая. Затем станции постепенно вернулись к цельным радиопроизведениям, которые были взяты, по большей мере, из фондов детского радиотеатра советского времени. Например, «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занималось «Радио России». В его эфире можно услышать семь передач, ориентированных на младшую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой». Но этих программ, безусловно, недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности ребят в различных спектаклях и информации в целом.

25 декабря 2007 года отмечено появлением «Детского радио» – единственной в России станции, вещание которой целиком посвящено юным слушателям. В его эфир выходит множество передач, которые транслируют сказки («В гостях у сказки», «Маленькие истории», «Короткие сказки»), однако аудиоспектаклей, рассчитанных на подростков, не хватает. Как, увы, не хватает игровых и научно-популярных программ…

Перечень неосвещенных выше наиболее популярных звучавших по Всесоюзному радио детских передач и рубрик во времена СССР (по алфавиту):
 «Архимед».
 «Веселое путешествие от А до Я» – сценарии по книжкам Самуила Маршака.
«Вести из леса» – в 1950-е годы возникает и воплощается идея о ежемесячной радиопередаче для детей о природе.
Для послевоенного поколения слушателей она была любимой и познавательной. «Чтобы было занятно, – говорил Виталий Бианки при подготовке очередной передачи своим коллегам, – чтобы не скучали ребята, а радовались».
«В больнице за день до смерти, – пишет Елена Бианки, дочь писателя, – отец слушал «Вести из леса», радовался, что удалось записать на магнитофон и сличить с передачей настоящие голоса птиц, его любимых птиц…».
«В лабораториях ученых» – в 1960–1970-е годы была одна из постоянных рубрик на научно-технические темы. В двадцатиминутной передаче выступали крупные ученые, работающие в разных отраслях знаний, которые знакомили с новостями науки и техники, с новыми разработками, изобретениями и технологиями. Выходила два раза в месяц в 11.10 по Первой программе.
«Встреча с ПАПом» – передача Ленинградского радио в виде пресс-конференций пионерского агентства печати (ПАП) школы № 308 с интересными людьми.
«Детский остров» – в этой передаче, а точнее в одной из ее разделов – «Жду с нетерпением» – «живет» кот Мурыч по фамилии Ученый.
Рубрика с загадочным названием «Снип-Снап-Снурре» посвящена зарубежным сказкам. Абсолютно разным: немецким, итальянским, французским, мексиканским. Именно здесь можно было впервые услышать главы из «Пиноккио». Отечественный фольклор тоже не был обделен вниманием, ему отводился раздел «Лукошко сказок».
Послушать остроумные истории, а иногда и взглянуть на себя со стороны позволяла рубрика «А и Б сидели на трубе». Здесь читали Носова, Драгунского, Махотина и других детских авторов, пишущих с юмором на «детском» языке.
Ну и, конечно, «Детский остров» – это замечательная песенка:

По радиоволнам, под солнцем серебристым,
Вперед к волшебным снам на паруснике быстром.
Воздушен его остов, незрим его бушприт,
Он нас на «Детский остров» быстрее всех домчит…

Передача до сих пор выходит по Радио России по выходным в 10.10 утра.
«Документальный радиотеатр». Это совершенно особый жанр научно-просветительных передач, созданный на Всесоюзном радио в начале 1950-х годов. На основе биографий знаменитых ученых и просветителей создавались документально-художественные постановки. История научных открытий, жизнь великих гуру, инженеров, изобретателей – все это было для них главной темой. Сочетание достоверных фактов из деятельности обсуждаемых корифеев с игрой актеров, создающих яркие образы этих людей, их окружение, историческую эпоху – все это определило успех такого рода познавательных передач, вот почему жанр документально-художественного радиотеатра до конца 1970-х годов успешно закрепился на ВР. Первая такая радиопостановка прозвучала в эфире 4 мая 1952 года и называлась «Александр Степанович Попов». В фондах и архивах хранится более 100 документально– художественных радиоспектаклей на темы истории научных открытий.
«Запомните песню» – передача занимается разучиванием любимых детских песен, в качестве педагогов выступают известные композиторы или поэты.
«Зеленая волна».
«КОАПП», или «Комитет по охране авторских прав природы» – одна из самых популярных на радио передач 1980-х. Ее создатель – писатель Майлен Константиновский. 
Серия радиопьес в занимательной форме рассказывала детям о животных, растениях с точки зрения современной биологии, кибернетики, бионики. Интересно, что ее ведущими также выступали животные: председатель Кашалот, Стрекоза, Гепард, Удильщик, Сова, Мартышка и Птица-Секретарь, которая открывала и закрывала заседания «КОАППа» своим пронзительным криком. (Транслировалась один раз в месяц, по воскресеньям в 16.00, звучала в эфире 40 минут.)

Голосами зверей и птиц выражались популярные артисты: Михаил Погоржельский, Сергей Цейц, Зинаида Нарышкина, Юлия Юльская, Вячеслав Невинный, Людмила Шапошникова. Вместе они садились на Большой Поляне на берегу Лесного Озера и обсуждали все, что происходит в их лесу: для детей это были забавные факты из мира фауны и флоры. Передача была детской, но иногда в ней читался политический контекст. А за кулисами «Комитетом по охране авторских прав природы» руководил автор, писатель, эрудит, популяризатор науки Майлен Константиновский. По мотивам его рассказов в 1984 году цикл радиопередач получил продолжение и превратился в серию мультфильмов, где детям показывались удивительные явления в природе и животном мире.
«Колобок и два жирафа».
«Колючка» – ежемесячный сатирический радиожурнал для детей, выходивший на Ленинградском радио. Колючка – это веселый человечек, личный друг московского Крокодила, киевского Перца и всех Ежиков из школьных стенгазет. В его роли выступал известный актер театра и кино Николай Трофимов.
«Лесная радиогазета» — получасовая передача для школьников, в которой в игровой форме рассказывалось о жизни леса, разыгрывались сценки, репортажи с участием зверей и птиц. Дети знакомились с повадками животных, с лесными растениями, учились распознавать их (эфир на Первой программе ежемесячно 16.00).
«Летающий диван» – встречи на диване с медийными и популярными персонами.
«Найти решение».
«На струнах и клавишах» – музыкальные обзоры по творчеству композиторов ведут искусствоведы.
«НТИ-69» – в 1969 году была введена на Первой программе Всесоюзного радио эта рубрика – «Научно-техническая информация-69». Пять раз в неделю в 11.25 в программу включались пятиминутные выпуски, знакомящие с новинками техники, технологии, с открытиями и изобретениями.
«Отчего и почему». Ежемесячная получасовая передача для детей (выходила в 16.00 по Первой программе) выстраивалась как ответы на вопросы юных слушателей на самые различные вопросы (Что такое электричество? Почему идет дождь? Почему сменяются времена года? Как образуется снег?). В простой доступной всем форме радио рассказывало о достаточно сложных явлениях природы и технике.
«Полчаса в мире науки» – ежемесячная передача для школьников (16.00, Первая программа). Начала выходить в эфир с конца 1976 года. Знакомила с различными научными проблемами, над которыми работали ведущие ученые страны – от древней истории до самых современных направлений. В каждом выпуске был «Календарь истории науки», в котором упоминалось об истории великих открытий великими учеными.
«По странам и континентам». Воскресная познавательная 20-минутная передача. Корреспонденты Всесоюзного радио, работающие за рубежом или побывавшие в командировках, представляли слушателям разные страны, их природу, обычаи, праздники. (Выходила еженедельно по Первой программе в 11.00).
«Путешествие по любимой Родине». Одна из передач-долгожительниц на ВР. Появилась в начале 1960-х и просуществовала почти 30 лет. Это своеобразная радиоигра, позволяющая юным слушателям лучше узнать географию родной страны, историю ее земельных открытий и тайн. У программы были свои постоянные персонажи-ведущие – Захар Загадкин и кок Антон Камбузов (Выходила по четвергам два раза в месяц в 16.00 по Первой программе в течение 20 минут).
«Пушкинский час».
 «Радио для урока» – целый раздел в программах Главной редакции радиовещания для детей. Не повторяя напрямую школьную программу, передачи этой рубрики давали дополнительный материал при изучении различных школьных дисциплин. Например, по русскому языку, литературе, истории. В начале 1980-х годов некоторое время по Третьей программе Всесоюзного радио шли выпуски в помощь изучающим иностранные языки («Говорите по-английски»).
«Радио-малышам».
«Радиопланетарий». Два раза в месяц выходила в эфир научно-познавательная передача для школьников об астрономии, изучении Вселенной, о космосе и космических исследованиях. Юные слушатели получали навыки наблюдения небесных тел, созвездий, знакомились с достижениями науки в изучении Вселенной. Вел передачу лектор Московского планетария Станислав Широков.
«Радиочитальня для ребят».
 «Родная природа». Радиожурнал выходил в эфир с 1973 года два раза в месяц в 18.40 по первой программе Всесоюзного радио. Передача была посвящена проблемам охраны природы, работе ученых – зоологов, ботаников, энтомологов, специалистов по изучению и сохранению природных богатств. Но помимо общественно-политических, хозяйственных вопросов много места отводилось познавательным материалам о природе и ее обитателях, структуре заказников и заповедников, о помощи им.
 «Школа юннатов» – для юных любителей природы. Строилась в основном на письмах юных натуралистов, тех, кто самостоятельно выращивает цветы, огородные культуры, ведет свои наблюдения. (Выходила два раза в месяц по 25 минут по первой программе в 16.00.)
«Час фантастики».

Для сбережения читательского времени в этом очерке подробно не изучается каждая из передач, но желающие могут сами прочувствовать их содержание и заполненность, если прослушают выпуски самостоятельно, для чего мы приглашаем пройти в папку «РАДИОАРХИВ».

При рассмотрении радиоизданий по основным презентативным признакам наблюдается некоторая разумная закономерность: чем старше становился малыш, тем более направленно образовательные программы создавались и ориентировались на него. По мере взросления ребенок все больше включался в игровой информативный процесс, подходя к средней и старшей школе с готовностью воспринимать научные и специальные материалы – вот почему в редакции динамично привлекались и развивались темы познания, стремления, плавания, полета, космоса. Советское радиовещание, будучи аффилированным к потребностям молодой аудитории, старалось формулировать юные мечты, облачая их в путешествия, астрономию, географические открытия и… моря.

При большом статистическом опросе, осуществленном уже в наши дни, бывшие пользователи советского радио назвали самой успешной и любимой детской передачей, выходившей в эфир Всесоюзного радиовещания, «Клуб знаменитых капитанов».
Многосерийный игровой познавательный радиоспектакль о путешествиях, географических открытиях, авантюрных событиях приходил к своему слушателю с декабря 1945 до 1982 г., после с перерывом до 1990-х (под брендом «Полный вперед!» (другое название — «Таверна «Золотая лань»)).
Его постоянными действующими лицами стали персонажи успешных у юной аудитории приключенческих бестселлеров: Робинзон Крузо, Гулливер, Тартарен из Тараскона, Дик Сэнд, Немо, Барон Мюнхгаузен, Саня Григорьев, Артур Грэй. Каждую ночь в затаившихся оживших залах библиотеки сошедшие со страниц знаменитые капитаны отправлялись в далекие трудные плавания, в которых с ними происходили удивительные события, где неизменно побеждали Справедливость, Дружба, Верность и Честь.

В шорохе мышином, в скрипе половиц
Медленно и чинно сходим со страниц,
Шелестят кафтаны, чей-то меч звенит,
Все мы капитаны, каждый знаменит.

Каждый очередной выпуск представлял собой очередное заседание клуба. Ему предшествовал самый обыкновенный рабочий день. Неспешно переговариваясь, библиотекарша Мария Петровна и ее помощница Катюша выключали свет, в таинственном предвосхищении поворачивали ключ в двери читальни и отправлялись домой. А в зале происходили чудеса…

Лишь только затворялась дверь, знаменитые герои выходили в зал из своих романов, важно рассаживались за столом и выбирали председателя высокого собрания на новый путь. Завороженные слушатели, малые и большие, видели их глазами огромный и непостижимый мир дальних странствий и экспедиций, мир приключений, их вассалов и великих открытий. Мир силы и духа. Мир песни… А с этим узнавали много нового необычайно интересного о землях и континентах, великих ученых, географах, мореплавателях, о чудесных природных явлениях, достижениях и целях науки и просто о мужественных людях, идущих к своим целям вперед!

На исходе победного 1945-го мастера советской эстрады решили сделать такой подарок всем отрокам отчизны, пережившим безрадостные тревожные дни. Ужас закончился, и собственные дети Отечества должны были выходить в будущее. Как же им помочь справиться с послевоенным надрывом, обрести романтику молодости, стать просто счастливыми, не теряя себя? Так 31 декабря в эфир Центрального радио специально для них транслировался первый выпуск «КЗК». К участию в постановке привлеклись лучшие силы страны.

Сценарий – Владимир Крепс и Климентий Минц
Музыка – Юрий Никольский
Текст песен – Сергей Богомазов

В ролях:
Мария Петровна – Софья Гальперина
Катюша – Наталья Львова
Гулливер – Борис Лавров
Тартарен – Осип Абдулов
Мюнхгаузен – Александр Хованский
Дик Сэнд – Валентина Сперантова
Гаттерас – Леонид Шихматов
Робинзон – Ростислав Плятт
Немо – Михаил Нароков

Музыку к постановкам писали Валентин Макаров, Анатолий Лепин, Борис Мокроусов, Карэн Хачатурян, Оскар Фельцман, Дмитрий Кабалевский и Юрий Никольский (автор главной песни).
Режиссерами в различное время были Нина Герман, Роза Иоффе, Николай Александрович, Владимир Иванов, Борис Тираспольский, Татьяна Шиловская, Татьяна Сапожникова.
Редакторами – Марта Гумилевская, Татьяна Красина, Александр Дитрих, Тамара Седых, Нина Стукова.
А в роли Старого Года в первом выпуске перед всей страной не пренебрег предстать великолепный неповторимый актер, легенда Московского художественного театра нар. арт. СССР Василий Качалов.

Роль Робинзона Крузо на протяжении всего времени существования радиопередачи играл Ростислав Плятт, Артура Грэя из «Алых парусов» озвучивал Юрий Яковлев, Синдбада-морехода — Николай Гриценко. Были среди «знаменитых капитанов» и актеры-виртуозы, которых публика в лицо не знала. Например, роль капитана Григорьева из «Двух капитанов» озвучивал Николай Александрович, мастер дубляжа, голосом которого в СССР говорили и Радж Капур, и Жан-Поль Бельмондо.
В клубе было и весело, и интересно, знаменитые капитаны выезжали в некоторые страны соцсодружества. Отдельные заседания посвящались истории и сегодняшнему дню Африки, множественным обретениям СССР в Северном Ледовитом океане, загадочному Бермудскому чуду.
Все поклонники передачи вовлекались в таинство происходящего: участвовали в морских конкурсах и приключенческих викторинах. Лучшие ответы оглашались в прямом эфире, а победители награждались знаками «Алый» и «Голубой вымпел». За разоблачение выдумок в побасенках Барона Мюнхгаузена и Тартарена полагался особенный приз «Золотой петух». При Клубе работало «Бюро изобретений и открытий» – богатое поле для фантастических творческих проектов.
А в неизбежный утренний час за окном раздавался нетерпеливый петушиный призыв, напоминающий о том, что друзьям пришла пора расходиться на покинутые страницы и прощаться со всеми до новых встреч…

За окошком снова прокричал петух,
Фитилек пеньковый вздрогнул и потух.
Синим флагом машет утренний туман.
До свиданья, вашу руку, капитан!

В 1950 году на сцене Московского драматического театра им. Марии Ермоловой была поставлена пьеса «Тайна затонувшей шхуны», базирующаяся на основе либретто программы.

В конце 1940-х в рамках борьбы с космополитизмом и буржуазным влиянием герои «Клуба знаменитых капитанов» были раскритикованы. Майлен Константиновский, автор популярной детской радиопередачи «КОАПП», вольно цитирует разгромную статью, вышедшую в «Литературной газете» № 23 от 19 марта 1949 года: «Это человеконенавистник капитан Немо, недисциплинированный, бесшабашный Дик Сэнд, глупый, бессовестный враль Мюнхгаузен. Избежал хулы, естественно, только Саня Григорьев». Капитаны были названы «носителями буржуазной морали, колонизаторами, искателями легкой наживы». Досталось и песенкам – они оказались «наполнены пыльным реквизитом старой, обветшалой буржуазной романтики». Автор статьи Сергей Максимович приходил к выводу, что «у таких учителей нашим юношам и девушкам учиться нечему».

С начала 1953 года передача «Клуб знаменитых капитанов» была исключена из эфира.
Но ее слушатели были обыкновенные послевоенные советские дети, дети страны-победительницы, не привыкшие сдаваться просто так. Вместе с близкими – родителями и учителями, друзьями и вожатыми, они продолжали поддерживать традиции «Клуба», сохраняя и передавая память о передаче в школьных постановках и на концертах.
Немыслимо думать, что Шмель не вовлекся в столь неординарные события и не спел несколько концертных вариантов песен из репертуара «КЗК». И нередко наблюдая за тем, как осиротел без любимых героев его подрастающий сын, прежде запоем читавший привезенные с гастролей бестселлеры Верна и Дефо, предложил ему тоже проявить себя. Оба вступили в сговор с мальчишками из класса. А Иван воззвал к помощи сотрудников радио – там он частенько записывался, оттуда ему и был выдан как сотруднику забаненый сценарий утраченной «КЗК».
Так одноклассники придумали сделать школьную постановку «Клуба». Было принято решение всей «труппой» для подготовки обосноваться в шмелином улье. Настя сняла мерки и смастерила всей команде капитанские платья. А ребята, беспечные и счастливые, расположившись на ковре, внимали счастливому отцу, в одном лице и режиссеру, и дирижеру, с удовольствием объяснявшему артистам, как говорить, куда двигаться, о чем молчать. А особенно все оживились, когда разучивали песню. Участники спектакля, боясь дышать, внимали советам певца, такого известного в те дни, звучавшего по главному радио страны. И вот он с ними, им он посвящает время и настроение. Это был праздник, праздник для принимающих, праздник для отдающих.
Наступил день премьеры. Одолженный у маэстро концертмейстер Савелий Рубинштейн готовно занял позиции за фортепьяно. Ребята – действующие лица и исполнители – с упоением, с восторженной значимостью спустились с импровизированных полок на сцену. Пели, рассказывали, спорили. Робинзон Крузо, Немо, Саня и Митька-Гулливер кого-то высматривали в трубу. Да, не было Пятнадцатилетнего капитана. По сценарию он не сумел сегодня прийти и вместе с каким-то особенным гостем должен был прислать в подарок увесистые фолианты. И все ждали. И все готовились к посылке, как к прикосновению к чуду в неизбалованной еще послевоенной Москве.

… Голубой как море, как небо, как далекая юношеская мечта занавес раскрыл рукописно раскрашенный книжный стеллаж, в центре которого притягательно контурировалась «старинная» потайная дверь. Дотошный зритель пытливо потянулся к помосту, как словно прямо из-под него загорнили красно-желтые трубы, секретные врата слегка вздрогнули и отворились, и из-за них, из самого горнила скрытного сценического румба раздались горделивые звуки счастливой отважной песни.
Чудо свершилось! Наверное, в юности нет невозможного, и все хорошее и настоящее – уже чудеса. Им, мальчикам и девочкам замоскворецкой школы № 547, сказали, что к ним приехал сегодня особенный гость. Это был… певец из радио и просто… их отец… Дик Сэнд.

Ясен взор у моряка, не дрожит его рука,
Не страшит его опасность никакая.
И туман, и ураган побеждает капитан,
И несется песенка морская.

Песенка Дика из кинофильма «Пятнадцатилетний капитан». Музыка Никиты Богословского, текст Василия Лебедева-Кумача, поет Иван Шмелев.

В 1966 году благодаря бешеной популярности избранные фрагменты выпусков начали повторять, и после огромного наплыва писем от радиослушателей работа над передачей была восстановлена.
Журнал «Советское радио и телевидение» писал о причинах закрытия «Клуба»: «Устарели. Сами капитаны устарели». Помилуйте! Да разве могут устареть Робинзон Крузо и Мюнхгаузен, Немо и Гулливер? Устареть для нового, еще не знакомого с ними поколения? Почему нельзя вложить в интересную форму, уже утвердившую себя форму современно содержание, принять в «КЗК» новых членов, знаменитых капитанов двадцатого века?» Необходимость возрождения «Клуба» автор статьи объясняет тем, что в послевоенное время передача заставляла ребят чувствовать себя «отважными первооткрывателями, распахивала перед ними мир, окутанный романтикой подвигов и приключений», «быть всегда первыми и впереди». Работу над сценариями авторы возобновили в 1968 году, первый выпуск «Клуба знаменитых капитанов» после долгого перерыва прозвучал в июле 1968 года.

О его приключениях написаны в 1974 и 1977 гг. соответственно две повести (авторы – сценаристы программы Владимир Крепс и Климентий Минц). В разное время выходили также варианты публикаций с текстами избранных спектаклей. Некоторые ранние выпуски изданы на аудиокассетах и MP3-дисках.
Но все хорошее когда-то заканчивается, как закончился и «Клуб». Последний раз, завершив почти 37-летнюю вахту, «КЗК» посетил радиоэфир в 1982 году, где пели на прощание капитаны, и многие дети страны знали, что это они им говорят «до свиданья», но «здравствуй!» морю, парусам, опасности… совсем как в словах рожденного в один год с ними фильма:

Пусть молнией грозят нам небеса,
Все равно мы не опустим паруса!
Честь и долг велели нам дойти до цели!
Пусть ветер завывает и ревет,
Пусть яростно он снасти наши рвет,
Знай – путь у нас один:
Вперед!

Все это увязывалось вместе и создавало настроение радостного ожидания – должно быть, ожидания жизни… И поэтому, может быть, многие их поклонники тогда собирались непременно идти в капитаны…
У истории наших дней практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как у радио и других каналов массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойного существования технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 1950-х о нем высказывались как о «факире на час».
Когда-то, в начале XX века, хозяин известного рекламного агентства Фред Барнард изготовил для компании постер с заголовком: One Look Is Worth a Thousand Words («Один взгляд стоит тысячи слов») и присвоил это выражение древнему японскому философу. Шестью годами позже его реклама утверждала: Chinese Proverb: One Picture Is Worth Ten Thousand Words («Одна картинка стоит десяти тысяч слов»). И, хотя оба выражения были придуманы современным британцем (он считал, что азиатское происхождение текста усилит доверие к рекламному слогану), эта мысль прочно утвердилась в мире сакральным парафразом: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», зазвучав как некий приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости предприимчивого пиарщика как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а, следовательно, и в бессмысленности его существования.
Экспансия ТВ во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением видеотрансляций из музеев – в целесообразности открытия «галерейных» галерей. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее радиоэфира, все художественное достояние которого заключалось в невидимых миру звуках.

Однако роль радио, как центрального субъекта в мире отношений советских СМИ, отрицать невозможно. Именно оно выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство. И не стоит отрицать очевидного – для большинства взрослого населения современной России именно радиовещание, а не телевидение или пресса, является символом советского детства, потому что навеки закрепилось в памяти русских людей вечными позывными «Радионяни», «КОАППа», «Пионерской зорьки» и «Клуба знаменитых капитанов»

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: