ДЕТСКАЯ ПРЕССА. часть 2

«Юные строители» – советский журнал для детей 10—14 лет. Издавался (одновременно с «Пионером» и «Барабаном») с 1923 по 1925 год два раза в месяц сперва в Петрограде, после переместился в Москву. Выпускался «Рабочей газетой» в качестве одного из своих многочисленных приложений. Значительная часть была посвящена вопросам пионерии – в 1924 году Центральное бюро юных ленинцев ввело в редакцию журнала своих представителей и завело специальный отдел «Страничка пионера».
Также журнал печатал школьную хронику, заметки о друзьях из других стран, очерки о революционерах (Карле Либкнехте, парижских коммунарах, больше всего о Владимире Ильиче), сообщения о науке и технике, рассказы о природе, фауне и флоре. Имелась страничка юнкора «Уголок юного натуралиста». В журнале издавалась публицистика и повести Маргариты Ямщиковой (псевдоним — Ал. Алтаев), Ольги Спандарян, Александра Пальмбаха, Варвары Симонс.

«Тематически они актуальны (жизнь пионерского отряда и беспризорников, интернациональная дружба и строительство социализма), в художественном отношении – довольно посредственны».
Приложение выходило тиражом до 100 тыс. экземпляров при участии комсомольцев и зрелых журналистов старшего поколения, редактором была Ольга Спандарян. Специально для детишек от 6 до 9 лет существовал свой отдел «Красные маки», на базе которого в 1924 году было решено создать самый знаменитый журнал для малышей в истории страны – «Мурзилка».

«Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы.
Имя это встречалось еще в имперской прессе (в иллюстрированном журнале «Задушевное слово» под названием «Мальчик с пальчик, девочка с ноготок», в значении человечек маленького роста) у детской писательницы Анны Хвольсон в сказке о вредных, но мягкосердечных сказочных существах брауни в вольном переводе комиксов канадского поэта-сатирика и художника Палмера Кокса и с его иллюстрациями.

В русском языке слово «мурзиться» также было синонимично понятию издавать негромкие рычащие, урчащие звуки, выражающие неудовольствие.
В 1923 году детский автор Алексей  Федоров-Давыдов придумал своего героя. То ли под впечатлением от текстов Хвольсон, то ли владея другой интерпретацией глагола, назвал его Мурзилка. После, 16 мая 1924 года, «вместе» с этим действующим лицом (под псевдонимом Р.К.) он открыл новый журнал, пилотный номер которого начинался с рассказа «Мурзилкин первый день». Его заглавный герой — четвертый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка, да и только!»). В те дни символ журнала выглядел как небольшой лохматый пес.

В июльском номере за 1937 год (при только что приступившем к обязанностям главного редактора Льве Кассиле) в «Мурзилке» было опубликовано «Экстренное сообщение»: «Наконец-то нашелся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет». Этот образ изображался в красном берете, с шарфом на шее и фотоаппаратом на плече до № 5 за 1939 год. В последующих номерах Мурзилка — имя мальчика-пионера в желтой рубашке и с рыжими чубатыми волосами. Желтый пушистый зверек возвратился к читателю в 1959 году и с тех пор остался бессменным символом издания и по наши дни.

Итак, «Мурзилка» – советский общесоюзный массовый ежемесячный русскоязычный литературно-художественный журнал, издававшийся с 1924 года и адресованный детям от 6 до 12 лет. Стартовый номер имел тираж 20 тыс. экземпляров; в 1960—1980-е годы превышал 5 млн. До 1991 года являлся органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, до 1992 года выпуск осуществлялся издательством «Молодая гвардия». Награжден орденом «Знак Почета» в 1974 году.
Аудиторией журнала стали дети всей страны, а стоимость подписки на три месяца составляла 50 копеек. Подписчиков с каждым годом становилось все больше, а конкурентов в виде радио и телевизора пока не было. В 1931 году общий тираж журнала составил 310 000 экземпляров и опережал все другие детские издания (кроме «ПП»). 


Реклама журнала «Мурзилка» в журнале «Прожектор», 1929 г.
Интерес и спрос были такими огромными, что вскоре на страницах появилась постоянная рубрика «Мурзилкина почта», а со временем внутри печатного органа появилась «Мурзилкина газета», в которой отдельно публиковались письма читателей журнала, который был не просто развлекательным детским – его задачей было воспитание пользователей в духе патриотизма, уважения к труду и товарищества. Здесь размещались рассказы, стихи, сказки и рисованные истории о лучших согражданах страны и героическом прошлом Родины. Несмотря на такую идеологическую начинку, занудным журнал вовсе не был. В нем печатались лучшие детские авторы своего времени.

В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов. На его страницах разговаривали стихами замечательные поэты Корней Чуковский и Эдуард Успенский. С «Мурзилкой» сотрудничали Константин Паустовский и Лев Кассиль (в том числе и как главный редактор). Все они делали попытки рассказать в занимательной форме о жизни советских детей, быте новой деревни, отрядах юных ленинцев. Это получалось не всегда ― язык журналов для малышей только складывался. Гораздо чаще встречались истории о зверюшках и игрушках.
Авторскому коллективу не уступал и художественный отдел. «Мурзилка» выходил с иллюстрациями Александра Дейнеки, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Михаила Черемных, Антона Зубова.

Многие национальные писатели попали в «большую литературу» именно благодаря изданию. Немало печаталось зарубежных классиков. В условиях дефицита книг в СССР «Мурзилка» был отличной возможностью познакомиться с их произведениями.
В 1977—1983 гг. в журнале печаталась детективно-загадочная история «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды» про злую волшебницу Ябеду-Корябеду и помощников, которым противостоял заглавный герой, а в 1979-м — научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно». Впоследствии был создан ряд комиксов с участием Мурзилки и Корябеды, в том числе на актуальную для конца 1980-х тему компьютеризации.


Во время Великой Отечественной войны советская пресса («Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята») не оставила своих маленьких читателей, даже в блокадном Ленинграде, несмотря на ужас голода, выходил детский журнал «Костер».
На своих страницах все они учили детей дружбе и взаимовыручке, уважению по отношению к старшим, увлеченности в учебе, необходимости защищать слабых и маленьких, да и просто – любить свою Родину, беречь ее природу, честно и добросовестно работать на благо всех.

ПРИМЕРНЫЙ ОБЗОР ВЫПУСКА ЖУРНАЛА ЗА 1987 ГОД
Первая страничка посвящена комсомольцам в Великой Отечественной войне, где они предстают как настоящие герои: со школьной парты уходят на фронт, выдерживают пытки фашистов, отдают жизнь за Отечество.
На следующей странице напечатан трогательный рассказ Зои Воскресенской «Лучшая отметка» об отчаянном желании сына бурлака получить грамоту, о его конфликте с отцом и доброй помощи друзей.

В условном разделе «Любовь к природе» рассказы Юрия Коваля о бабочках «Паша и бабочки», «Адмирал»:
«Плавает по синим волнам океана Адмирал.
То пристанет он к острову Шиповник, а то к полуострову Иван-чай. Багряные ордена горят на адмиральских крыльях.
Когда мимо меня проплывает Адмирал, я почтительно отхожу в сторону и снимаю шапку.

Покачиваясь на волнах, уплывает Адмирал в дальние луговые страны, а я иду за ним следом. Пешком.
Дойду до острова Шиповник, добреду до полуострова Иван-чай.
Куст Иван-чая и вправду похож на полуостров, каждый его цветок как светлый мыс врезается в небо».

Стихи Варвары Бардадым и Владимира Нестеренко о взаимоотношениях маленького человечка с природой.

Для изобразительного искусства здесь отдельная страничка, сегодня рисуют дети Камчатки.

Всесоюзный творческий конкурс: какие коньки понадобятся космонавтам на планете Нептун, Юпитер.

Задачки и головоломки:
Помогите птице попасть в скворечник; соедини по порядку цифры от 1 до 53, тогда увидишь, кого вызвал из кувшина мышонок-чародей; сделай бумажный самолетик.

После 1991 года  «Мурзилка» продолжает издаваться в Российской Федерации как ежемесячный журнал для детей, с 1993-го ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка», с 2019 года – при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выпуск номеров не прекращался ни разу с момента первого выхода. В 2011 году «Мурзилка» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый «долгоиздающийся журнал для детей». Современная полиграфия сделала его глянцевым и ярким. При этом журнал по-прежнему старается хранить традиции, собирая на своих страницах лучшие образцы современной российской литературы для детей; в нем присутствуют несколько рубрик об искусстве (обзор известных картин), истории и природе России. Правда, тираж гораздо меньше в сравнении с временами СССР. Сегодня дети могут знакомиться с ним на его сайте, либо через приложение для системы Android. 11 декабря 2014 года ему присуждена премия правительства Российской Федерации в области средств массовой информации — за сохранение лучших традиций отечественной детской литературы.

Годом раньше открытия «Мурзилки» (в октябре 1923 года) в Петрограде при студии детской литературы Института дошкольного воспитания и газете «Петроградская правда» начал издаваться альманах «Воробей». Он являлся органом петроградской пионерской и комсомольских организаций, а его официальным редактором считалась Злата Лилина, завотделом Народного образования Петроградского исполкома, жена председателя Петроградского Совета Григория Зиновьева. Издание было адресовано детям 812 лет.

Тираж альманаха по тем временам был 3 тыс. экземпляров и состоял всего из трех отделов: «Литературного», научного, который назывался «Рассказы ученого «Воробья» и отдела загадок, ребусов и шуток, названного «Забавы «Воробья».
Однако уже в четвертом номере добавились рубрики «Лесная газета» Виталия Бианки (в ней освещались охота, новости зоологического сада, сперва так именовалась собственно рубрика в журнале, а затем из ее отдельных публикаций сложилась целая книга, которую полюбили многие поколения маленьких читателей), «Бродячий фотограф» (злободневная фотография), «Как люди работают».
«Редакция журнала «Воробей» все же в полном сознании трудности задачи решается, опираясь на кадры высококомпетентных сотрудников и педагогов, литераторов и художников, приступить к изданию альманаха. Редакция и ее сотрудники знают заранее, что ими, без сомнения, будет совершен ряд великих и малых ошибок. Но эти же ошибки, при внимательном их изучении, при стремлении избегнуть их повторности, помогут нам найти верный путь к нашему ребенку, помогут нам содействовать его развитию, пробудить в нем творчество и активность».
В это же время к работе над «Воробьем» подключился Самуил Маршак, и в результате альманах с простой, почти примитивной структурой, постепенно наполнился рубриками и приобрел свое неповторимое лицо. Теперь это стал ежемесячный детский журнал.
Своей целью он ставил создание высокохудожественной литературы, отвечающей требованиям современного читателя. Редакция заявляла: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка ― ему нужна другая литература, литература реалистичная, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни».
В числе постоянных авторов «Воробья» оказался и брат Самуила Илья (псевдоним М. Ильин). Инженер-химик по основной своей профессии он вел в альманахе «Химическую страничку».
Постепенно «Воробей» изменил концепцию и заглавие «на менее легкомысленное». С ноября 1924 года (с восьмого номера) он стал выходить под названием «Новый Робинзон».
Журнал стал настоящим явлением в детской периодике. Маршак собрал под своим руководством без преувеличения самых талантливых литераторов времени: Виталия Бианки, Елену Данько, Осипа Мандельштама, Бориса Житкова, Корнея Чуковского, Евгения Шварца, Бориса Пастернака, Валентина Каверина, Константина Федина, и это далеко не полный список авторов.
Отделы в «Новом Робинзоне» были весьма разнообразны. Такого количества тем не затрагивала ни одна выходившая в то время периодика. Помимо художественных произведений, непременных очерков на общественно-политически темы и перешедших из «Воробья» «Лесной газеты» и «Бродячего фотографа», издание включало в себя рубрики: «Наш дневник» ― очерки из жизни пионеротрядов, «Лаборатория «Нового Робинзона» ― химия и физика для ребят, «Погляди на небо» ― статьи и очерки из области астрономии. Были в журнале и материалы на внешнеполитические темы, например, о войне в Марокко или об обвале в рудниках в Дортмуте. По сути, редакция старалась развить своеобразную энциклопедию знаний, для чего периодически собирала так называемую фокус-группу и выясняла у детей, что им нравится в материалах, а что нет, предлагая заполнить специальные анкеты. Такое прежде не делала ни одна редколлегия ни одного издания. В ней состояли члены литературного кружка Самуила Маршака: Борис Житков, Виталий Бианки, Ольга Капица, Екатерина Привалова …

Тексты в «Новом Робинзоне» были наименее ангажированы. Главкор давал слово и самим деткорам: публиковал письма юных читателей об их жизни и увлечениях, а также отзывы на сам журнал.
Смелый дизайн «НР» был под стать эпохе нэпа и складывался под влиянием конструктивизма в живописи: яркие цветовые сочетания, игра форм, шрифтов и эксперименты с композицией.

К 1925 году журнал стал сильно раздражать рапповцев (членов Российской ассоциации пролетарских писателей), которые принялись методично уничтожать его своими выпадами. В основном обвинения сводились к тому, что «Робинзон» «строился не пионерами, а взрослыми для пионеров» (в отличие, например, от «Барабана»), что он отгородился от пионеров «глухой китайской стеной» и воспитывает своего читателя «в искусственной атмосфере полного отрыва от текущей политической жизни». В этом же году издание было закрыто, вместо него начал выходить несравненно ниже по качеству «Красный галстук». Через год и «КГ» предсказуемо перестал существовать.
«Знание — сила» — советский и российский научно-популярный и научно-художественный журнал, увидевший свет в январе 1926 года в издательстве «Молодая гвардия», название которого представляет собой знаменитый афоризм Френсиса Бэкона Ipsa scientia potestas estПубликует материалы о достижениях в различных областях науки — физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии. Еженедельно (по субботам (четвергам)) совместно с радиостанцией «Эхо Москвы» проводил передачу «Не так».
На заглавном листе первого номера издания значилось «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков». Его выходу сам Владимир Маяковский посвятил рекламное стихотворение «Что делать?» (Опубликовано в приложении к журналу, М., 1926, № 12.):

Если хочешь,
            забыв
                 и скуку, и лень,
узнать сам,
что делается на земле
и что грохочет по небесам;
если хочешь знать,
                 как борются и боролись —
про борьбу людей
                и работу машин,
про езду в Китай
                и на Северный полюс,
почему
      на метр
             переменили аршин, –
чтоб твоя голова
               не стала дурна,
чтоб мозг
         ерундой не заносило –
подписывайся
            и читай журнал
«Знание – сила».

Выпуски были рассчитаны на читательский возраст 10—11 лет и ставили задачей публиковать материалы по всем отраслям знаний, обслуживать практическую, естественнонаучную и техническую работу в школах, пионерских отрядах, ячейках ВЛКСМ, сельскохозяйственных, натуралистических кружках, а также давать идеологически выдержанную приключенческую беллетристику, расширяющую читательский кругозор, заинтересовывать его идеей познания и практического освоения мира. После появления в 1928 году «Юного натуралиста», взявшего на себя распространение знаний о живой природе, все прочие, главным образом естественные и технические науки остались в ведении «Знания – силы».

С началом Великой Отечественной издание журнала было приостановлено. Последний предвоенный номер (к тому времени журнал был посвящен распространению знаний исключительно практических, связанных с военным делом) был подписан в печать 13 июня 1941-го.
В 1946 году усилиями бывшего главного редактора Льва Жигарева «Знание – сила» продолжил свою деятельность, на этот раз в издательстве «Трудрезервиздат» Главного Управления Трудовых резервов при СНК СССР.
Но именно с этого момента он начал «взрослеть», и через некоторое время уже адресовался к более широкой и зрелой аудитории. Так, утратив «приключенческую» составляющую, он стал «научно-популярным журналом рабочей молодежи».
В журнале «Техника – молодежи» (№10 за 1956 год) была помещена заметка, где упоминалось, что «Знание – сила» с этого года начал выпускаться в Китае на китайском языке. Поначалу в этом варианте размещались статьи из советского издания, но затем китайский ремейк приобрел индивидуальность, просуществовав при этом до 1963 года. После некоторого перерыва, в 1979-м, сиквел был возрожден.
Ближе к началу 1960-х в журнале начала расти доля гуманитарного знания, увеличивался интерес к человеку как явлению.

Издание набирало популярность среди читателей как за счет текстовой части, так и благодаря художественному оформлению и стало одним из самых любимых научно-популярных изданий в СССР. В 1967 году его тираж достиг рекорда в 700 тыс. экземпляров. И хотя через год в результате конфликта главного редактора с учредителем (Госкомитетом по профтехобразованию) журнал был передан Всесоюзному обществу «Знание», его концепция оставалась прежней.
Нина Филиппова, возглавлявшая редакцию в 1965–1989 гг., впоследствии заметила, что уже к 1965-му «Знание – сила» представлял собой «очень неплохой, во всяком случае, нестандартный журнал с весьма нестандартным оформлением». Сам внешний вид принципиально отличался от всей доступной тогда периодики: над ним работали художники-нонконформисты, которых больше никуда не принимали на работу.

В настоящее время объем журнала составляет 128 страниц, тираж – 5–6 тыс. экземпляров. Большое внимание уделяется жанру fantasy. В разделе «Страна Фантазия», который был открыт в 1965 году, из номера в номер выходили произведения не только маститых, но и новых неизвестных авторов. Это значительно поднимало популярность журнала и он постоянно держался в группе лидеров («Вокруг света», «Техника – молодежи», «Химия и жизнь»)Фантастика в журнале печаталась вплоть до 1995 года, но затем редакция исключила этот «легкомысленный» жанр из политики издания. Спустя десятилетие, в 2005 году была сделана попытка ее вернуть, но несколько иным способом. С апреля 2006-го начало выходить литературное приложение – «Знание – сила: Фантастика», которое поначалу было ежеквартальным, а с 2010 года – полугодичным.
Еще через десять лет редакция вновь принимает решение возобновить публикацию произведений в жанре научной фантастики в самом журнале. И в 2020 году на страницах журнала в каждом номере вновь присутствует раздел «Страна фантазия».
Пережив пик своей популярности в 60–80-е годы, как журнал вольнодумной, по преимуществу гуманитарной интеллигенции, «Знание — сила» сегодня по-прежнему мыслит себя «мостом между наукой и обществом» и основной своей задачей видит разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между разными областями явлений и мысли, и главное — прояснения человеческого смысла всякого знания.

Бурные десятилетия, вместившие в себя целые поколения читателей, шли на смену друг другу, складываясь в долгую цепь. В плотную ткань этой истории, истории родины, ее культуры, науки, образования созвучный «Знанию и силе» «Юный натуралист» вплелся своей упругой нитью, возможно, и не такой приметной на первый взгляд, но крайне насущной и необходимой. До сих пор не было в детской периодике такого издания, которое целиком было бы посвящено прекрасному и мудрому миру природы.
Любовь и знание нераздельны. Невозможно проникнуть в секреты этого заповедного мира, не полюбив его. Да и полюбить невозможно, не прочувствовав. «Юный натуралист», распахивая перед читателем дверь в жизнь флоры и фауны, помогает сделать и то, и другое – попасть в сложную механику природных явлений, и, заставив испытать благоговение и привязанность к ним, учит охранять бесценное хрупкое наследие, несущее жизнь.

Шел январь 1918 года. Только родилась Советская республика. Кругом стояли голод и разруха. В такое время и встретились простой учитель биологии Борис Всесвятский с русским педиатром, председателем Совета рабочих депутатов района Москвы Иваном Русаковым. Иван Васильевич еще до революции пытался создать в Сокольнической роще исследовательскую станцию для детей – по его врачебному мнению тесное общение с природой должно было укрепить хрупкое здоровье его подопечных. Но осуществить планы ему тогда не удалось, а вот теперь он с удовольствием поведал о них молодому учителю.
Красивейшее место для станции выбрали на северной окраине Сокольнической рощи, граничащей с лесным массивом Погонно-Лосиного острова. Сосновый бор, солнечные поляны, пруды – лучшая площадка, чтобы познакомиться с растительным и животным миром Подмосковья.
Райсовет выделил летнюю дачу купца Садомова (Голубую Дачу на Ростокинском проезде), где 15 июня 1918 года открылась первая в нашей стране Станция юных любителей природы, к 1934 году ставшая Центральной биостанцией юных натуралистов имени Климента Тимирязева и положено начало юннатскому движению: «Станция юных любителей природы Сокольнического Совета Рабочих Депутатов. Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу, серьезно интересующиеся ею и желающие изучать природу, приглашаются записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы. На Станции будут проводиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т. д. Прием бесплатный, число мест ограничено. Станция обращается также с просьбой ко всем юным любителям природы доставлять на Станцию интересные и редкие экземпляры животных (зверьков, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и т. д.), водящихся в Сокольниках и в Лосином острове».
Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (ЦСЮН) существует и поныне. Но вернемся в августовский вечер 1927 года… На Голубой даче собрались члены Центрального бюро юных натуралистов. На нем попросил слово директор Биостанции профессор Борис Васильевич Всесвятский и сказал буквально следующее:
– Нашей Биостанции уже десятый год. Решены многие организационные вопросы. Получены земельный участок для опытных работ, помещение. Открыты школа, общежитие. Чего нам не хватает?
Борис Васильевич окинул всех вопросительным взглядом и завершил:
– Нужен журнал. Чтобы публиковать работы юных натуралистов и педагогов-биологов со всего Союза. Мы получаем много писем. Учителя и юннаты просят нашей помощи. По мере сил мы отвечаем. Нам необходим журнал. Давайте попросим Центральный Комитет комсомола поддержать наше ходатайство перед правительством.
И уже к концу 1927 года пришло постановление правительства об издании такого журнала. По предложению Бориса Васильевича он получил название «Юный натуралист». Редакционная коллегия сразу приступила к сбору материалов для первого номера, который вышел в июле 1928 года под именем «Листки Биостанции юных натуралистов».
 «ЮН» — ежемесячный советский и российский научно-популярный журнал для школьников о живой природе, затрагивающий вопросы природоведения, биологии и экологии, выпускается и по сей день (с 1942 по 1955 г. не издавался).

В некоторые годы тираж достигал почти 4 млн экземпляров.
Среди заявленных целей издания — воспитать у детей и подростков любовь к Родине и природе, дать им в интересной, увлекательной форме знания по биологии и экологии.
Замечательные писатели, поэты, публицисты, художники, крупные ученые, блестящие популяризаторы науки, артисты, педагоги, космонавты – множество ярких и увлеченных своим делом людей сотрудничали с «Юным натуралистом» на протяжении его 95-летней истории. Вот имена некоторых из них: писатели – Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Юрий Казаков, Виктор Астафьев, Владимир Арсеньев, Вера Чаплина, Виталий Бианки, Николай Сладков, Игорь Акимушкин, Владимир Солоухин, Николай Красильников, Олег Трушин и многие другие; ученые – Климент Тимирязев, академик Владимир Обручев, Евгений Ферсман, академик Николай Цицин, Леонид Крушинский, Борис Сергеев, Александр Формозов.
Прокаленное стужей Заполярье и сыпучие барханы Бадхыза, лежбища котиков на туманных Командорах и лебяжьи озера Литвы, загадочные пещеры седого Урала и соболиные тропы Баргузина – каких только уникальных маршрутов не представлял своим читателям за эти годы «ЮН».
Журнал приходит к своим читателям, чтобы напомнить о том, что время великих путешественников и исследователей не прошло. Подрастают новые Колумбы и Миклухо-Маклаи, Дарвины и Пржевальские. Наша планета так огромна и до конца не изведана, что для каждого есть место для увлекательнейшего и высочайшего призвания – открытия удивительных тайн природы. Пройдет всего месяц после выхода номера, и ветер странствий вновь позовет в дорогу. И, как всегда, рядом с ребятами в самых невероятных путешествиях будет верный и испытанный временем журнал – «Юный натуралист».
Постоянные рубрики издания — «Тайны морей и океанов», «Страницы Красной книги», «Листая Брема», «Записки натуралиста», «Сделай сам», «Сто друзей ста мастей», «Законы птичьей стаи», «На коне — через века», «Застольная кругосветка», «Хоровод лепестков», «Родник», «Постер», «Заповедными тропами», «Знакомые незнакомцы», «Клуб почемучек», «Лесная газета» (самостоятельные выпуски), «Мой домашний любимец».

«Тайны морей и океанов».
Исследования Мирового океана человеком начаты настолько давно, что имеется мнение, будто человечество знает о его глубинах все. Но такая точка в корне неверна. В последнее время ихтиологами ежегодно описывается свыше ста новых видов рыб. «ЮН» рассказывает читателю об этих диковинных, фантастических обитателях морей.

«Страницы Красной книги».
Природа – великий созидатель, и каждое ее творение, будь то василек или пантера, уникально. Без каждого из них нарушится экологический баланс и мир станет беднее. В этой рубрике журнал знакомит читателей с представителями фауны, численность которых сократилась до критической отметки, они находятся на грани исчезновения и им нужна помощь и защита.
«Листая Брема».
Рубрика выглядит как пинакотека из портретов зверей, обитающих на территории РФ, а также в других природных зонах и даже на материках.

«Записки натуралиста».
Эта рубрика отдана литературе. В каждом номере в ней публикуются замечательные рассказы писателей-натуралистов.
«Сделай сам».
Советы ведущих рубрики помогут смастерить кормушку или домик для птиц, будильник-кормушку для аквариумных рыбок, гербарную папку, цветочное панно, поливалку для огородных растений или настоящий перископ для наблюдений за подводными обитателями.
«Сто друзей ста мастей».
Речь идет о породах разнообразных кошек и собак с портретными иллюстрациями: пушистиков и в «неглиже», огромных и размером со стакан, охотничьих, служебных, декоративных, диванных, но главное – преданных и верных.
«Законы птичьей стаи».
Отчего кукует кукушка? И кто же все-таки голосит: он или она? Где обитают олуши? Почему фламинго становятся розовыми? Как танцует королевская колпица? Куда летят журавли? Если читателя интересует представительство царства пернатых – это сюда.

«На коне – через века».
Здесь все о происхождения лошади и ее одомашнивании, породах лошадей, замечательные истории из жизненной практики известных коневодов и тренеров верховой езды.
«Застольная кругосветка».
За долгие годы журналистской работы автору Лидии Чешковой посчастливилось немало поездить по стране и за рубежом. Так, у нее дома собрался целый музей, в котором есть много любопытного, начиная от куска известняка, похожего на гребень волны, и до иглы дикобраза из Средней Азии. В рубрике «Застольная кругосветка» – рассказы журналистки об экспонатах из этого музея и воспоминания об увлекательных путешествиях.
«Хоровод лепестков».
Как правильно ухаживать за фиалками, сколько на свете кактусов, что за растение «щучий хвост», каковы секреты древних японских традиций бонсаи и икебана, как разводить бегонию, можно прочитать в разделе «Хоровод лепестков».

«Родник».
Наряду со взрослыми авторами, бывалыми натуралистами, в журнале публикуются рассказы, статьи, заметки и фотографии, присланные юннатами со всех уголков РФ. Юнкоры делятся опытом охраны окружающей среды, рассказывают об акциях, проведенных в своих городах. Это может быть и эссе о первом опыте выращивания бабочки в домашних условиях, и рассказ о путешествиях всем отрядом в природные заповедники. Попробовать себя в роли журналиста может любой из юных читателей издания.
«Постер».
В каждом номере на развороте журнал публикует фотографии, объединенные одной темой: «Улыбка фотографа», «Окно в природу», «Кому зима в радость», «Взгляд». Постер порой бывает оформлением соседнего с ним материала и становится своеобразным продолжением статьи.
«Заповедными тропами».
Бывали ли читатели на Бали? Доводилось ли им путешествовать по Новосибирским островам? Совершать восхождение в горы на Алтае? Проехать на велосипеде Анатолийское побережье? Ходили ли они по нехоженым тропам Кандалакши? В реальности посетить все природные уголки невозможно. Но это не о «Юном натуралисте». Его авторы – люди путешествующие, которых судьба проводит по жизни «Заповедными тропами».
«Знакомые незнакомцы».
Порой кажется, что о каком-нибудь звере, птице или растении мы знаем практически все. Но это лишь кажется. Взять, например, хвойные деревья. Рубрика расскажет, что не у всех представителей хвоя бывает колючей, что к семейству кипарисовых относят самые высокие в мире деревья – гигантский секвойядендрон (мамонтово дерево). И так у каждого природного объекта, пусть даже и очень знакомого, есть свои тайны. А разгадать их помогает эта самая рубрика.
«Клуб почемучек».
Это не просто популярное место тусовки в журнале, в которой каждый из читающих может задать вопрос. Это клуб, объединяющий самых пытливых и любознательных ребят (и взрослых), которым важно не только задавать вопросы, но настойчиво искать на них ответы. Для этого участники обращаются за помощью к ученым, проводят собственные наблюдения, отправляются в экспедиции.
Каждый может принять участие в работе клуба. Нужно лишь присылать ответы и выполнять задания, которые дает Главный Почемучка на каждом заседании, задавать новые интересные вопросы, делиться с другими участниками своими наблюдениями и открытиями.
В конце года жюри подводит итоги работы и определяет самых активных. Победители награждаются дипломами «Клуба почемучек», ценными призами и бесплатной подпиской на «Юный натуралист».
В конкурсе можно принимать участие, не будучи подписчиком журнала. Письма отправлять по адресу: unnatkp@mail.ru, Главному Почемучке.
«Лесная газета».
Этой газете в журнале уже очень много лет. Когда-то давно она занимала всего пару страниц. Менялись ее ведущие. Но одно оставалось неизменным – в каждом номере рассказывалось (и рассказывается) о тех изменениях в природе, которые происходят в это время года.
Здесь можно прочитать лирические зарисовки, познакомиться с лесными обитателями, узнать, какие растения облюбовали территорию родного региона читателя, можно ли их собирать и использовать в кулинарии или медицине. Вездесущая соведущая Сойка Сорокина сообщает последние «Новости с опушки». Друг Следопыт проводит по невидимым тропам и показывает жизнь лесных зверей (в «Школе Следопыта»).
Есть в газете и другие рубрики – «Своими глазами», «Из моего блокнота», где авторы делятся удивительными встречами в природе.
Черепаха Торопыгина, большая любительница викторин и конкурсов, предлагает желающим поучаствовать в них.
В конце года также определяется победитель, которого награждают призами и бесплатной подпиской на журнал.
Конкурс «Мой домашний любимец».
Кто не мечтал о собаке? Кто с замиранием сердца или скрытой завистью не провожал глазами счастливого обладателя изысканной колли или задиристой таксы? А кто просто с радостью угощал дворового Бобика, без тени смущения принимающего из рук самый обычный хлеб?
Кошка и собака – они приходят в дом человека по-разному. По дорогой цене или по крику SOS, с заветными вензелями на паспортах или же без роду и племени на милость и жалость людей.
Они переступают порог, переворачивают привычный уклад бытия, обрушивают тысячу разных трудностей и хлопот. Люди обучают их, приручают, привязывают к себе. И они в ответ озаряют их жизнь редкой по силе и глубине преданностью. Милый четвероногий питомец, деликатный или озорной, прямодушный или лукавый, похожий на тысячу таких же своих собратьев, становится единственным в целом мире. Так устанавливаются изумительные узы родства:

У меня есть собака,
Верней,
У меня есть кусочек души,
А не просто собака.
Я люблю ее и порой
Очень сочувствую ей:
Нет собаки у бедной собаки моей.

Люди любовно и чуточку свысока называют их братьями меньшими, признавая за собой превосходство в разуме и силе. Но всегда ли они могут сравниться с хвостиками по силе преданности, бескорыстия и любви? Наши Бобики и Барбосы прощают людям все: плохое настроение, раздражительность, равнодушие. Они спасают от тоски, одиночества, горьких обид. Щедро одаривают просто так, ни за что, беззаветной, жертвенной любовью, ничего не требуя взамен, разве что простой человеческой ласки. Кошка и собака – веселые соседи, добрые спутники по жизни, хорошие друзья. Именно им посвящено большинство читательских писем в огромной и разнообразной почте журнала. Именно им отдает на своих последних страницах «ЮН» конкурс «Мой домашний любимец» со словами:
«Дорогие друзья! Завтра, быть может, в вашем доме появится новосел: забавный котенок или лохматый щенок, непоседливый мышонок или певчая птичка. Давайте не будем забывать слова Антуана де Сент-Экзюпери: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

В это же самое время, что и «Натуралист», в 1927 году зародился двухнедельный литературно-художественный и публицистический печатный орган ЦБ юных пионеров и Наркомпроса (затем ЦК ВЛКСМ) как приложение к «Крестьянской газете» и был адресован детям села. «Колхозные ребята» выходили в Москве тиражом от 8 750 до 12 500 экземпляров. Тогда же начали выпускаться к ним тематические брошюры-приложения карманного формата — «Библиотечка журнала «Дружные ребята».

В издании активно печатались истории и песни, сказки народов СССР, материалы о жизни страны и зарубежья, научно-популярные очерки, беседы агронома, страницы пионера, деткора, физкультурника, сведения о полезных ремеслах и занятиях, игры, загадки, ребусы, много рисунков в красках, фотографии.
Организатором и первым главным редактором стала Екатерина Фрумкина-Гвоздикова (1881—1954). Именно она широко привлекала к сотрудничеству таких ярких авторов, как Самуил Маршак, Агния Барто, Всеволод Лебедев (в 1933 году его материалы она также будет активно публиковать в «Юном натуралисте», куда придет работать), Софья Федорченко.


Страницу «Лесная газета» вел Виталий Бианки, с которой также пришел в «ЮН».
В журнале принимали участие Корней Чуковский, Борис Полевой, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Михаил Пришвин.
Основными авторами беллетристического отдела были писатели, сами родившиеся и выросшие в деревне: Федор Каманин, Петр Замойский, Николай Богданов.
Среди иллюстраторов журнала трудились Василий Ватагин, Лев Бруни, Дмитрий Горлов, Владимир Сутеев, Алексей Лаптев, Борис Шергин.
В редколлегию журнала входил также Л. Пантелеев (печатал свои рассказы и вел рубрику «Золотой ключик»).
По инициативе редакции в 1929 году был созван I Всесоюзный слет деткоров.
«Дружные ребята» стали за это время необычайно популярными, так как имели тематическую направленность к пионерам, живущим в деревнях. К началу 1931 года тираж достиг 1 млн ― невиданной по тем временам цифры!
В 1932 году издание поменяло свое имя на «Журнал колхозных ребят».

В 1933-м выходил раз в месяц под упрощенным названием «Колхозные ребята».

И все же в 1938 году выпуски вернулись к более универсальному и успешному первому заглавию – «Дружные ребята». На страницах все больше появлялись картинки для разглядывания, в рубрике «Веселая страничка» выходили комиксы, и, конечно, печатались назидательные истории, прославляющие труд и старательность. Тематика была специфической, ориентированной на целевую аудиторию. Что видели вокруг себя читатели журнала? Какие темы могли затронуть маленького гражданина деревни? Рыбалка, охота, сбор урожая, электрификация и автоматизация труда, полезные советы.

Журнал имел ежегодные приложения: четыре книжки с красочными иллюстрациями, четыре игры на больших листах.
С конца 30-х годов и особенно после войны во многом стал дублировать издание «Пионер» и в конце концов в 1953 году был с ним соединен.

Еще два издания, ставшие большим событием в детском мире прессы, – выходивший в Ленинграде с 1928 года «ЕЖ» (для читателей 11–13 лет) и созданный двумя годами позже, но на его основе «ЧИЖ» (для 5–7-летних).
 «ЕЖ» – регулярный журнал для школьников пионерского возраста, выпускавшийся детским отделом «Ленгиза» с 1928 по 1935 г. один либо два раза в месяц.

Являлся органом Центрального бюро юных пионеров и ГУ социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос).
Главный идеолог — Самуил Маршак. С 1930-го выпускался с приложением «ЧИЖ», ориентированным на дошкольников. Тираж колебался от 30 до 125 тыс. экземпляров. В номерах размещались повести, рассказы и стихи лучших современных писателей; ящик фокусов, игр и загадок; клуб читателей; календарь октябренка, «Лесная газета», письма и фототелеграммы, «Кружок умных ребят», «Ежовые рукавицы». Полугодовым и годовым подписчикам предлагались приложения – книги и большие листы для вырезания.

Детский отдел редакции располагался в трех комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на проспекте 25-го Октября в Ленинграде. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет предназначался для главреда — Самуила Яковлевича Маршака.
Этот отдел начал формироваться еще в середине 1920-х (по инициативе Корнея Чуковского) и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЕЖ»  (аббревиатура от Ежемесячный Журнал).
Из-за огромной занятости Маршак не смог взять на себя руководство новым детищем, а ограничился лишь функциями консультанта-наблюдателя. Патриарх юношеской литературы, он безошибочно уловил в «заумной» поэзии «обэриутов» качества, способные обогатить прессу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление и пригласил их к сотрудничеству.
По сути главными редакторами и создателями «ЕЖа» и «ЧИЖа» стали молодые талантливые литераторы Николай Олейников и Евгений Шварц, творческие судьбы которых пересеклись еще в начале 1920-х в редакции журнала «Забой», и которых связывала большая личная дружба.
Авторами литературных материалов были участники литературной группы ОБЭРИУ: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Юрий Владимиров, ставшие великолепными мастерами детского стихосложения. Художественное оформление проводили знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов, Борис Антоновский, Николай Радлов, Владимир Конашевич, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, Алексей Пахомов, Николай Тырса, Аркадий Рылов и другие.
Активно сотрудничал с журналами Борис Житков.
Несмотря на то что издания не отличались цветовым многообразием, они были богато иллюстрированы графикой и черно-белыми комиксами, для оформления использовались разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии. Два этих журнала создавались в одной и той же редакции с «Новым Робинзоном», той же авторской группой и во многом наследовали его традициям.
Команда сочиняла забавные, наполненные юмором, пародийностью и мягкой сатирой выпуски. Атмосферу веселья, которая царила в редакции и, естественно, переходила на страницы, вспоминали впоследствии все сотрудники, так или иначе имевшие к действу отношение. Например, Лидия Чуковская, работавшая в «Детгизе», редакция которого находилась поблизости, писала: «Все смолкают, когда в комнату входят, учтиво раскланиваясь, двое, всегда появляющиеся вместе: ответственный редактор журнала «ЧИЖ» Н.М. Олейников и один из редакторов журнала «ЕЖ» — Е.Л. Шварц. (По воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось ими, как «Салтыков-Щедрин».) Говорят эти двое всегда тихими голосами, лица у них невозмутимые, но все знают: раз явились Шварц и Олейников — сейчас начнется смех. Недаром и наружностью Олейников напоминает известный портрет Козьмы Пруткова.
― Евгений Львович создал произведение огромной впечатляющей силы, — с важностью произносит Олейников. — Оно едино в трех жанрах: это сатира, ода, а быть может, отчасти и басня.
― Один зоил
Коров доил
И рассуждал над молоком угрюмо, ― начинает Шварц, и комната сразу отзывается смехом; милостиво улыбается Заболоцкий, а Юра Владимиров — тот так и покатывается со смеху. Но тонкие губы и желтые глаза баснописца остаются серьезными.
― Один зоил
Коров доил
И рассуждал над молоком угрюмо;
Я детскую литературу не люблю,
Я детскую литературу погублю,
Без крика и без шума.
Но вдруг корова дерзкого в висок —
И пал бедняга, как свинца кусок.
Зоил восстановил против себя натуру,
Ругая детскую литературу…
Олейников и Шварц, сохраняя полную серьезность, раскланиваются перед слушателями. В эту минуту входит Маршак. Ему заново читают басню (она же сатира и ода), и он смеется так неудержимо, что вынужден снять очки и протереть залитые слезами стекла.
― Давайте работать! ― говорит он, очнувшись от смеха».
С первого номера «ЕЖа» (февраль 1928 года) литераторы выбрали равный тон общения без заискивания и догматизма. Каждый выпуск от первой до последней страницы легко удерживал читательское внимание. Пилотная страница начиналась не политическими здравицами, а веселыми стихами. Зато советский (в самом настоящем знании) журнал не обходил стороной события первых пятилеток, делая это не формально, но с хорошей подростковой иронией и воодушевлением. Среди опубликованного — образцы подачи идеологической информации: повесть в стихах «Война с Днепром» Самуила Маршака, очерки М. Ильина (Ильи Маршака) о первой пятилетке «Тысяча и одна задача», «По огненным следам», «Живая карта», политические репортажи Евгения Шварца «Карта с приключениями» (были затем изданы отдельной книгой).

Отдельно от обычного фона множества текстов стоят политические фельетоны Олейникова. Так, журнал «Пионер» к десятилетию КА публикует обращение «Ко всем юным пионерам и детям рабочих и крестьян Советского Союза»: «Красная Армия 23 февраля празднует свой десятилетний юбилей… Капиталисты хотят напасть на нас… Все ли вы начали активно обучаться военному делу?» В юбилейном номере «ЕЖа» вместо передовой статьи с привычными литерами стоит очерк Олейникова «Сколько тебе лет?», в котором взаимодействуют два вымышленных персонажа — белый генерал Семиколенов и рабочий Иван Дорофеев, за которыми спор двух идеологий. Безусловно, генерал проигрывает. В этом же ряду талантливых литературных произведений стоят очерки «Прохор Тыля» о предводителе скаутов, «Отто Браун» о захватывающем побеге из тюрьмы немецкого коммуниста.
Даниил Хармс впервые публиковал здесь свои произведения: «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Во-первых и во-вторых».
Тематика печатавшихся в «ЕЖе» материалов была шире, чем в «Новом Робинзоне» ― писалось практически обо всем (от Гражданской войны до советов по хозяйству).
В веселом отделе сотрудничали вымышленные персонажи ― Макар Свирепый (он же Николай Олейников), изобретатель и столяр Иван Торопышкин (Даниил Хармс), ученая фокусница тетя Анюта. В увлекательной форме (например, в «Удивительных приключениях Макара Свирепого в Африке») преподносились сведения общественно-политического характера.

«То была эпоха детства детской литературы, — считал Николай Чуковский, — и детство у нее было веселое». Свирепый, «единственный писатель, который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади», в радостной, иногда абсурдной форме рассказывал о своих захватывающих приключениях, а заодно учил детей разгадывать замысловатые загадки и головоломки, показывать фокусы и быстро решать трудные арифметические задачи.

 «Макар весело шагал по Африке и с восторгом читал свою статью, напечатанную в «ЕЖе». Он никогда ничего не читал, кроме своих сочинений. Но радость его несколько омрачалась. Его любимый конь Гвоздик захворал тропической лихорадкой. Конь стоял в конюшне и ел хину. Макар так привык водить кого-нибудь в поводу, что взял с собою на прогулку породистую собачку. Ее звали Ве-ме-ту-сикату-ли-хату. По-русски это значит «Жучка». Вдруг из реки вылез крокодил…».

Под именем Макара по миру путешествовал редактор журнала поэт-обэриут Николай Макарович Олейников (художник придал персонажу черты самого автора — в прошлом участника Гражданской войны). Именно Олейников открыл при журнале КУР – «Кружок Умных Ребят», прообраз современного «Что? Где? Когда?» с поправкой на реалии столетней давности.

 «В первые годы журнал фокусировался на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «ЕЖе» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».
Тем не менее такого подхода оказалось недостаточно.
К 1930 году неформальная подача материала привлекла внимание литературной критики и цензуры. «Чепушинки» и «Перевертыши» (рубрики «ЕЖа») были объявлены чуждыми пролетарским детям. Одним из примеров организованной травли может служить статья «Как «ЕЖ» обучает детей хулиганству», которую в 1928 году выдала «Комсомольская правда». К середине 1930-х уровень административного давления на творческий процесс достиг критического. В 1932 году выход издания был приостановлен на несколько месяцев из-за якобы затруднений с бумагой в СССР. В 1935 году журнал был закрыт.

«ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал») — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — «Детгизом») с января 1930 по июнь 1941 года.

Опираясь на опыт создания «ЕЖа» и учитывая возрастные особенности и интересы дошкольной аудитории, к январю 1930 года был подготовлен и выпущен стартовый номер «ЧИЖа» — приложение к первому журналу, позже переросшее в самостоятельный формат.
На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение Самуила Маршака и Даниила Хармса «Веселые чижи».

Авторами литературных материалов выступали все те же Евгений Шварц, Николай Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий.
В качестве расшифровки названия редакция предлагала как основной вариант – Чрезвычайно Интересный Журнал.
Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Георгий Дитрих.
Через два года «ЧИЖ» стал самостоятельным изданием. Заведующей — Нина Гернет. Она нередко вспоминала: «Редакция была веселая. Писатели и художники приходили как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать». Авторы ввели в него несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для юных читателей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Бронислава Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Даниила Хармса, Александра Введенского, Эстер Паперной, Нины Гернет, «раешники» Евгения Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Бориса Антоновского, Николая Радлова, Владимира Конашевича, Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Валентина Курдова, Алексея Пахомова, Владимира Лебедева, Николая Тырсы, Аркадия Рылова.

В журнале «ЕЖ» был популярный персонаж Макар Свирепый, путешествовавший по всему земному шару с конем Гвоздиком и собакой Пулеметом. В «ЧИЖе» такого героя не было, поэтому было решено его придумать. Согласно редакционной легенде, идея нарисовать историю в картинках про умную девочку Машу родилась у Даниила Хармса и художника Бронислава Малаховского, а первым совместным комиксом стал рассказ об ослике. Прототипом для образа умной девочки с косичками оказалась маленькая дочка Малаховского Катя: впоследствии, когда персонаж стал очень популярен, и читатели просили напечатать в журнале его фотографию, был издан снимок Кати Малаховской.
Комикс «Как Маша заставила осла везти ее в город» появился в №2 за 1934 год.

«Это было то, о чем мечтали все детские журналы: постоянный герой, любимый читателями, ― вспоминает писательница Галина Левашова. ― Такой живой образ создать очень трудно; большинство таких героев после нескольких появлений в журнале умирали естественной смертью. А Умная Маша сразу зажила в журнале, стала чуть ли не его хозяйкой, заставила всю редакцию заниматься ее делами: уже нельзя было выпустить номер без новых приключений Умной Маши, у которой должны были постоянно возникать затруднительные положения, из которых ей приходилось выпутываться при помощи неожиданной, всегда остроумной выдумки».
В ряде комиксов наряду с Машей действовал ее младший брат, Глупый Витя.
Умная Маша вскоре стала очень знаменита, в журнал на ее имя приходило множество писем. В №10 за 1935 год редакция разместила объявление с телефоном, по которому с девочкой можно было поговорить и задать ей вопросы с 11 до 12 часов дня. На звонки реагировала сотрудница с похожим на ребенка голосом Татьяна Гуревич, а вся редакция была наготове, чтоб ответить на любые, самые неожиданные и провокационные каверзы: типа, как кричит еж?
В журнале также публиковались ответы Маши на письма.
К 1936 году тираж достиг 75 тыс. экземпляров, в 1938-м — 100 тыс. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» не было в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет.
Корней Чуковский его оценивал так: «Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».
Так же, как и «ЕЖ», с самого начала существования «ЧИЖ» подвергался пристальному вниманию политцензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов.
В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено. Журнал был закрыт, детская редакция Госиздата переименована в «Детиздат» и подчинена ЦК ВЛКСМ. Лучшие его воспитанники в разное время были репрессированы: в 1937-м — Тамара Габбе, Георгий Дитрих, Александра Любарская, Николай Олейников, в 1938-м — Николай Заболоцкий, в 1941-м — Александр Введенский и Даниил Хармс. Многие были уволены, некоторые расстреляны.
В предвоенные годы журнал существенно изменился по содержанию и оформлению. Его авторами стали Михаил Зощенко, Юрий Герман, Елена Данько, Лев Квитко и другие. С началом Великой Отечественной он был закрыт…
Но время несколько отыграло свое: все арестованные в годы репрессий реабилитированы и восстановлены в памяти.
Журналу «ЕЖ» посвящен один из номеров детского журнала «Веселые картинки» (№ 3, 1981 год, перепечатаны «Рапорт Ежа», стихотворение Александра Введенского «Турксиб», комикс Бориса Антоновского «Кролик убежал», загадочная картинка «Что они делают?», карикатура Николая Радлова «Картинки из зоологического альбома Сени Булкина», заметка об охране птиц и головоломки под рубрикой «Зоркий глаз»).
Об авторах обоих изданий — Агнии Барто, Николае Олейникове, Александре Введенском, Евгении Шварце и Самуиле Маршаке — подробно говорилось в выпусках телепередачи «Будильник» (1988).
С 2016 года издательство «ТриМаг» печатает сборники архивов журналов «ЕЖ» и «ЧИЖ», с 2017-го – «Сверчок», о котором тоже скажем несколько слов.

В 1937 году на замену «ЕЖу» в СССР вышел детский цветной юмористический журнал «Сверчок». У издания был интересный подзаголовок – «Веселые картинки для маленьких ребят». Авторами выступила все та же остроумная команда в составе Самуила Маршака, Даниила Хармса, Александра Введенского, Бориса Житкова, Леонида Липавского, Бронислава Малаховского, Владимира Конашевича, Николая Радлова, тогда же к ней примкнул Сергей Михалков. Родителем и руководителем чудо-сборника стал Николай Олейников.

Родом «Сверчок» из популярной юмористической газеты «Ванька-встанька» с похожим подзаглавием «Веселые странички для маленьких ребят», выходившей в Москве с апреля по август 1936 года (пять номеров). Издавалась «Детиздатом» ЦК ВЛКСМ. Печаталась на четырех полосах с трехцветными иллюстрациями и была фактически первым самостоятельным периодическим юмористическим изданием, предназначавшимся специально для школьников. В смешных и ироничных стихах, баснях, рассказах, сценках, в многочисленных рисунках сотрудники и авторы касались вопросов детского развития и воспитания. Здесь осмеивались лентяи и обманщики, драчуны и трусишки, болтуны и невежды. Детям прививались такие качества, как трудолюбие, смелость, смекалка, честность.

В газете принимали участие крупнейшие детские писатели 30-х годов и художники, связанные с профильной литературой. В номерах публиковались главы из «Доктора Айболита» Корнея Чуковского, стихи Маргариты Алигер, Агнии Барто, Елены Благининой, Михаила Матусовского, Сергея Михалкова, рисунки Аминадава Каневского, Алексея Радакова, Владимира Сутеева. Вскоре издание было преобразовано в юмористический журнал для малышей «Сверчок».

Печатался он в четыре краски на 16 страницах и был предоставлен преимущественно для рисованных историй дошколятам и младшим ученикам.
В рубрике «Приключения маленьких человечков» публиковались комиксы в картинках с короткими подписями.

У «Сверчка» так же, как и у «Ваньки», вышло в свет пять номеров. Главный редактор Николай Олейников успел выпустить четыре из пяти. После этого в «Литературной газете» в рубрике «Трибуна читателя» была размещена разгромная статья Лидии Кон «Клеветнический журнал», где тот был уличен в идеологическом вредительстве. Олейников отстранен от работы, пятый номер выпускался под редакцией Надежды Шер, после чего «Сверчок» и вовсе был закрыт.
19 ноября 1937 года Олейников как «участник контрреволюционной троцкистской организации» был приговорен к расстрелу. 
24 ноября того же года приговор в исполнение приведен. 

Не стало талантливого писателя и исчез замечательный журнал.
Но не бесследно, все же вместе с ним вспоминается другой журнал, судьба которого оказалась намного счастливее, возможно, потому, что их разделяет два десятка лет. Но об этом в следующий раз.

 

 

 

 

 

Продолжение следует…

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: