КИНОЖУРНАЛЫ
Особенный формат видеопередач представляют собой киножурналы — периодические короткометражные киновыпуски, содержащие хронику событий из жизни той или иной страны, внутренних и международных общественно-политических явлений, достижений науки, техники, сельского хозяйства. Демонстрировались они как правило в кинотеатрах перед показом полнометражных картин.
В Советском Союзе их производство было запущено в 1918 году с появления «Кинонедели». В начале 1970-го в стране выходило свыше пятидесяти вариантов таких программ. Среди них и несколько для детей.
«Пионерия» — первый советский детский киножурнал, начавший свой путь на «Союзкинохронике» в 1931 году. Был посвящен активности советских школьников, освещал работу Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Последний выпуск вышел на ЦСДФ в 1987-м.
«Пионерия» сперва выходила в эфир в немом, и лишь позднее в звуковом варианте. Инициатором ее создания стала Арша Ованесова в содружестве с редактором Любовью Перцовой, сделавшейся бессменным редактором киножурнала и автором дикторских текстов. К середине 1950-х гг. Ованесовой было снято около двух сотен выпусков.
Периодичность выхода передач в 1970—1980-е гг. была раз в месяц. Над съемкой сюжетов в разное время работали Иван Беляков, Леонид Варламов, Александр Ковальчук, Вера Лезерсон, Владислав Микоша, Оттилия Рейзман, Эльдар Рязанов, Семен Школьников, Сергей Кондаков.
Журнал снимает кинооператор Сергей Кондаков.
«Не надо показывать маленькому зрителю холодный чужой ему материал, но и не надо пригибаться к этому зрителю и лепетать над его ухом голубые слова. Нужно найти какое-то веселое равенство, чувство товарищества со зрителем, и тогда киножурнал «Пионерия» будет по-настоящему хорошим», – писала о нем знаменитая журналистка, автор книг «Американки», «Близко к сердцу», «Мать живых» Татьяна Тэсс.
И с такой парадигмой журнал справлялся.
«Пионерия»:
Выпуск: 1931 № 1 (1/27)
Политехнический пионерлагерь. Общемосковская пионерская спартакиада. День школы.
(2 части, хронометраж – 00:20:00)
В киножурнал вошли сюжеты:
- Демонстрация пионеров. Станция Клин, Московская обл., Политехнический пионерский лагерь: ребята чинят мотор, делают проводку, трудятся на уборке урожая в колхозе. Движутся в самодельных тележках, в парусных лодках, челноках; купаются в реке.
- Москва. Общемосковская пионерская спартакиада: прыжки в высоту, бег. Пионерский парад. ЦПКиО.
- День школы — пионеры играют в волейбол; на представлении в цирке. Митинг, посвященный началу учебного года.
В первом номере (вышел 1 августа 1931 года), еще неловком, несобранном, нескомпонованном уже столько желания и стремления к новому — первая лампочка, первый радиокружок, первый автомобиль, собранный ребячьими руками из дизеля и кузова барской кареты. И все хочется делать самим: самим ремонтировать, самим убирать урожай, самим наладить приемник и автомобиль. И все-все самим узнать.
«Инициатива, творчество, сопричастность!» — девиз, на долгие годы ставший девизом программы.
Вот, например, журнал № 3 за тот же 1931 год. Дальний Восток. В бухте Назимова (Владивосток) рыбный промысел. Прорыв — рабочих рук не хватает, обезличка, прогулы. Бывшие беспризорники из коммуны имени Монина взялись помогать. Помогли и… пристыдили старших. «Доля победы принадлежит детям. Рыбаки вышли из прорыва!» — идут титры, а далее следует прямое обращение в зал: «Ребята, а чем вы помогли?»
Еще не найдено лицо журнала ни стилистически, ни по киноязыку, но уже определен свой материал, свой герой, своя интонация в разговоре с необычным зрителем.
И всегда дела и заботы страны были делами и заботами, к которым приобщалась детвора: пуск Челябинского и праздник на Харьковском тракторном, Альпиниада РККА и встреча челюскинцев, беседы с академиком Павловым и писателями Анри Барбюсом, Максимом Горьким и Корнеем Чуковским… Каждый журнал разнообразен по фактуре, насыщен информацией, подвижен и динамичен, весел и полон юмора.
На экран пришел звук. И «Пионерия» разучивает со своими зрителями танцы и игры, специально для выпуска заказывает песни. Но главное — то, что теперь ребята сами могут говорить с экрана. Смело и разнообразно. Дети обсуждают свои проблемы и рассказывают о делах, спорят и проводят тематические слеты, поют и читают стихи.
В каждом номере обязательна хотя бы одна синхронная съемка. Были журналы, целиком снятые синхронно. И это тогда, когда аппаратура была громоздкой и неуклюжей, тарахтела и привлекала к себе всеобщее внимание, а от осветительных приборов в классе становилось примерно так же жарко, как в экваториальной Африке.
Главное, что сразу отличало журналы Ованесовой, — это совершенное отсутствие всякого сюсюканья с детишками, разговора «сверху вниз». Она всегда общалась с ними на одной горизонтали, как с равными себе. И, наверное, именно это сделало передачу такой близкой и нужной детям 1930-х и 1940-х, именно это позволило ей в суровые военные годы продолжать оставаться в тех же традициях, в каких она сложилась в дни мира.
Работая с пионерами и для пионеров, Арша Ованесова первой из режиссеров советского документального кино обратилась в первую очередь к человеку и только к человеку. И, хотя человек этот был еще маленьким, это не мог быть, как у других, «обобщающий образ», «символ» колхозницы или рабочего, интеллигента или пролетария. И это принципиально, что для киножурнала важно было запечатлеть не официальное мероприятие — сбор дружины, слет отличников, награждение победителей, а будни школы, чисто бытовые зарисовки.
Многолетняя работа над «Пионерией» привела Аршу Ованесову к мысли о том, что можно проследить развитие судеб. Это должен быть живой московский школьник Коля Калиновский со своей милой, застенчивой улыбкой, со своим чуть картавым «р», со своей судьбой, которую Арша проследит до того времени, когда у Коли Калиновского и его одноклассницы Ксаны Горбачевской уже вырастут собственные дети. Это должна быть Аля Пахмутова — никому тогда не ведомый юный композитор, отважно отстаивающий свой первый фортепьянный концерт, исполнить который ей не так-то просто: ноги не дотягиваются до педали, а крошечные ручки не в состоянии ухватить нужное количество клавиш. Это Ксана Горбачевская, забывшая, что она на экзамене, — так захватил ее Пушкин: «Осенняя пора, очей очарованье…»
Когда пришла война, «Пионерия» не бросила своих друзей в беде, сурово и мужественно рассказывая об украденном детстве советских ребят. На основе «Пионерии» военных лет Ованесова в 1945 году создала большой документальный фильм «Повесть о наших детях»», где тема патриотизма ребят была раскрыта на реальных фактах с подлинным публицистическим пафосом.
К концу 1946 года было выпущено 200 номеров киножурнала. Периодичность его выхода в 1970—1980 гг. была один раз в месяц.
Время менялось, но не все мастера менялись. «Пионерия» оставалась пионером на всем протяжении своей работы в кино: несмотря на этот факт, в 1987 году вышел последний номер – «Пионерия № 4 – сигнал «SOS».
https://ok.ru/video/5036788025891
Начиная с 1969 года советские дети с восторгом бежали к экранам телевизоров, как только слышали слова «Карусель, карусель – это радость для нас». Сейчас производство студии «Союзмультфильм» насчитывает 50 выпусков необыкновенных историй, которые полюбились детям разных поколений. Сюжеты мультжурнала берут свое начало в популярных сказках, стихах, песнях, считалочках. А создатели «Веселой карусели» подарили нам мультфильмы «Антошка», «Два веселых гуся», «Марусина карусель».
Художники много экспериментировали с техниками анимации, и именно при создании серии рождались новые технологии в мультипликации и новые сюжеты – например, «Ну, погоди!».
Несмотря на изобилие мультфильмов, современные дети с тем же большим интересом смотрят выпуски знаменитого телехита, поют любимые песенки и знают веселых героев в лицо. А это говорит о том, что у искусства нет срока давности.
«Веселая карусель» — советский и российский детский мультипликационный журнал, инициатором создания которого считается Анатолий Петров — мультипликатор с десятилетним стажем, решивший объединить силы молодых художников, мечтавших о режиссуре, в одном экспериментальном проекте. Сам Петров писал, что идея альманаха пришла в голову его жене Галине Бариновой.
Первая серия была выпущена под художественным началом Романа Качанова. В качестве режиссеров в ней дебютировали Галина Баринова, Геннадий Сокольский и Леонид Носырев (сам Петров к тому времени уже снял сюжет для киноальманаха «Калейдоскоп-68»). В журнале обкатывались необычные для традиционной мультипликации техники (например, заливка с плавными светотенями и фоны на целлулоиде).
Согласно Бариновой, первый выпуск был подвергнут критике со стороны председателя Госкино («детское кино как полигон для абстрактного искусства»).
Каждая серия мультжурнала состоит из двух-четырех кратких сюжетов и трех новых сюжетов, основанных большей частью на загадках, считалках, стихах, песнях, сюжетах-перевертышах, которые обрели популярность во многом благодаря самому журналу и стали материалом для разного рода экспериментов.
Изначально работа над всеми сюжетами альманаха велась коллективно. На каждый выпуск уходило девять месяцев, а журнал имел четко выраженную структуру: нравоучительная и мультипликационная части, комикс и пилотная серия из цикла «Ну, погоди!». Уже после первого выпуска редакторы решили выделить «Ну, погоди!» в отдельный проект, поэтому формат изменился. После того как основатели покинули журнал в 1978 году, он принял вид более традиционного сборника никак не связанных мультфильмов.
В 2001 году съемки «Веселой карусели» были остановлены, однако в 2012 году состоялся перезапуск и продолжение трансляций. В июне 2013 года «Союзмультфильм» объявил о «сборе идей» для «ВК», предложив всем желающим принять участие в его создании. На открытом Российском фестивале анимационного кино в Суздале решением жюри авторской анимации был выдан диплом студии «Союзмультфильм» с формулировкой «Даешь «Карусель!». В 2014-м на I международном фестивале детско-юношеского кино «Ноль Плюс» (Тюмень) на конкурсе анимации специальным упоминанием жюри выражена благодарность киностудии «Союзмультфильм» за возрождение альманаха «Веселая карусель».
Большинство оригинальных серий были рисованными, хотя в 1980-е годы вышло несколько кукольных историй («Хитрые старушки», «Сто пуговиц», «Лягушонок», «Мышонок и кошка», «Теремок»). После перезапуска журнала ушла и эта традиция. Современные выпуски решены в различных техниках, включая компьютерную перекладку («Пык-пык-пык», «Буль»), трехмерную графику («Вот был бы большим») и пластилиновую мультипликацию («Елочка»).
Авторами сюжетов были Феликс Камов, Юрий Энтин, Эдуард Успенский, Александр Курляндский, Аркадий Хайт. Музыку к ним писал известный детский композитор Владимир Шаинский. Автором многих стихов являлась Эмма Мошковская. Звукооператором трудился Владимир Кутузов, а оператором Михаил Друян.
На протяжении всех выпусков мультжурнала практически неизменной оставалась созданная Владимиром Пекарем и Татьяной Колюшевой обычная межпрограммная заставка с обычной крутящейся каруселью и запоминающейся песней, появлявшаяся в начале и в конце каждого выпуска и между сюжетами.
Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
Карусель, карусель — это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!
Несколько поколений советских школьников старались не опаздывать в кино, так как перед началом сеанса вместо привычных сегодня анонсов новинок и рекламы крутили выпуски популярного киноальманаха. Самой большой удачей было увидеть новый, который еще не посмотрели друзья, а потом щегольнуть перед ними эрудицией.
Идея создания «Хочу все знать!» родилась у Бориса Долина – блестящего преподавателя, режиссера и руководителя «Центрнаучфильма», стоявшего у истоков научно-популярного кино в нашей стране.
В СССР было не так много детских энциклопедий, поэтому «Хочу все знать» пришелся по вкусу всем любопытным ребятам, которые собирали информацию об окружающем мире буквально по крохам, и «раскалывать орешек знаний» детям и подросткам очень нравилось.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу все знать!»
Игорь Раздорский
Под этот нехитрый, но очень мотивирующий стишок юный мультяшный «почемучка» молотком раскалывал тот самый орех, внутри которого и хранились сокровища знаний о Вселенной. Над созданием анимированной заставки трудился целый коллектив художников, хотя сейчас что-то подобное любой увлеченный мультипликацией человек на компьютере может сделать за несколько часов.
В самых первых сериях мальчишка из заставки подлетал к заветному ореху на зонтике, а потом (после 1961 года) сменил свой транспорт на более технологичную ракету.
«Хочу все знать» — советский и российский детский научно-популярный киножурнал, выпускавшийся один раз в два месяца, начиная с первой десятиминутной серии, вышедшей в 1957 году. По мнению ее редакторов, десять минут – вполне достаточное время для того, чтобы преподнести детскому мозгу удобный для запоминания кусочек информации.
За выпусками стоял удивительный человек, руководитель мастерской научно-популярного кино, в дальнейшем худрук творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм» Борис Генрихович Долин. Там же он открывал страницы своего журнала (Ломоносовская премия, 1968). Вот только краткая выдержка вопросов из тех номеров, которые были поставлены в эти годы: «Зачем придумали зеркало?», «Как были придуманы буквы?», «Почему в разных странах новый год начинается в разное время?», «Почему боятся черных кошек?», «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?», «Что значит поговорка «заруби себе на носу»?», «Как появились деньги?».
Сначала «Хочу все знать» показывали лишь в кинотеатрах перед основными сеансами – проходил этакий разогрев для зрителей. Позже фильм стал демонстрироваться как отдельный научно-популярный сборник, а затем появился и на телеэкранах.
Видеожурнал в доступной форме рассказывал детям обо всем на свете: о загадках и тайнах Вселенной, об устройстве окружающего мира, о выдающихся научных открытиях и достижениях технического прогресса, о флоре и фауне земного шара, о строении самого человека, о всевозможных природных явлениях. Каждый сюжет был страничкой увлекательной энциклопедии, позволявшей юному зрителю найти ответ на, казалось бы, простой, но очень важный вопрос. Наряду с «классическими» вопросами о природе обычных вещей, окружающих нас, журнал освещал актуальные темы и отвечал на вопросы современных мальчишек и девчонок.
В нем рассматривались действительно интересные неявные и для взрослых факты: как производится стекло, почему огонь горит, кто изобрел жвачку, как делают елочные игрушки. Более того, фильм проводил увлекательные киноэкскурсии туда, куда обычному человеку попасть было невозможно: на заводы, фабрики, в шахты, научно-экспериментальные лаборатории и даже… в космос!
Фирменная фишка «ХВЗ» заключалась в том, что в нем не было ведущего, точнее, он присутствовал лишь в виде закадрового текста. На экране показывались познавательные сюжеты, а голос комментировал происходящее и выдавал для ребят любопытные факты.
Взрослые зрители тоже с не меньшим интересом смотрели каждую новую серию киножурнала и часто признавались, что и они узнавали для себя много нового из «Хочу все знать».
Примечательно, что после распада СССР «ХВЗ» остался одним из немногих проектов, успешно переживших смутные 1990-е годы, когда советское кино находилось в глубоком творческом и финансовом кризисе.
Всего к началу 2000-х было снято более 250 выпусков этого детского киножурнала.
Его продолжали снимать вплоть до 2010 года, однако последние 70 выпусков имели мало общего с оригинальным проектом. В 2016 году министр образования и науки Ольга Васильева поделилась мыслью, что проект вполне может получить новую жизнь.
В 2021 году киностудия имени Максима Горького, филиалом которой является «Центрнаучфильм», возродила бренд в актуальном формате. Новая команда продюсерского центра киностудии теперь производит интернет-сериал «Хочу все знать!». Сериал оформлен в стиле современной коллажной анимации. Он сохранил классическое построение выпуска: каждый состоит из трех сюжетов на разные темы.
Новая заставка оформлена в стилистике аниме. Песню для нее сочинила и исполнила певица Монеточка, а музыку написал саунд-продюсер Витя Исаев.
…Бориса Генриховича Долина, создателя и вдохновителя издания, не стало 21 ноября 1976 года. А его киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность, ведь любой ребенок нет-нет, да и задастся вопросом: «Что такое время? Почему стучит сердце? А взрослым можно все?» …
В советское время по аналогии с «Хочу все знать!» для детей в эфир выходил киноальманах «Звездочка». Главным ее отличием от основного конкурента, кроме продолжительности, было активное использование постановочных сцен – в этом «Звездочку» можно было считать продолжением дела кинорежиссера Павла Клушанцева.
Любимый всеми с самого детства советский и российский юмористический киножурнал «Ералаш» ведет свою историю с апреля 1974 года, за это время он стал одной из самых известных программ советского кинопроката (прежде демонстрировался в кинотеатрах перед фильмами) и российского телевидения для многих поколений наших соотечественников.
«Ералаш» выпускался на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов в 1974—1995 гг., на собственной киностудии «Ералаш-Лэнд» с 1995 по 2005 гг. и киностудии «Ералаш» с 2005 по н. в..
3 апреля 1974-го режиссер Алла Сурикова отправила в ЦК КПСС письмо с предложением создать для детей юмористический киножурнал «Фитилек» (задуманный как детская версия взрослого сатирического издания «Фитиль»). Основателями киножурнала стали Александр Хмелик и Борис Грачевский. В процессе разработки ник «Фитилек» был отвергнут. Самая распространенная легенда гласила, что среди зрителей был объявлен конкурс на название программы, и вариант «Ералаш» был взят из письма некой советской школьницы, само письмо, конечно, не сохранилось. Однако впоследствии, Сурикова и Грачевский в 2013 году в шоу «Сегодня вечером» сказали, что это название придумала дочь Хмелика, Мария. Между тем само это слово было созвучно фамилии Филиппа Ермаша — председателя Госкино с 1972 по 1986 год.
Первые выпуски состояли из трех миниатюр, а самым первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Затем ежегодно выходило четыре выпуска в год (с 1982-го – шесть выпусков). С 2010-го выходит не менее десяти серий.
Изначально программа снималась в широкоэкранном формате и ее премьерные показы демонстрировались в кинотеатрах перед сеансами. Начиная с 1986-го «Ералаш» перешел на размер 4:3 и стал все реже появляться в синематографе, постепенно распространяясь по телевидению (показ осуществлялся по Второй программе ЦТ).
К распаду СССР журнал полностью остался «в телевизоре» и начал демонстрироваться на канале РТР, где обернулся в «Наш Ералаш». С 2014-го опять используется формат 16:9.
С 1974-го по начало 2000-х съемки «Е» проходили в Москве и ее окрестностях (уличные сцены отрабатывались в северной части города, где расположена киностудия), но начиная с 2000-х сюжеты стали сниматься в разных регионах России. В частности, в пионерлагере «Орленок», во Всероссийском детском центре «Смена». В 2007 году сюжет «Успела!» стал первым, отснятым за пределами страны (в Минске) с юной белоруской Дашей Бранкевич в главной роли.
В 1987 и 1988 гг. по заказу ГАИ МВД СССР «Ералаш» выпустил серию короткометражных юморесок, затрагивающих тему соблюдения детьми правил поведения на дороге. Оба выпуска представляют собой пародию на аналогичный взрослый «Фитиль», специально адаптированную для детско-юношеской аудитории.
С 1996 по 2019 год передача выходила на Первом канале по будням в утреннее или дневное время, иногда по выходным. В печатных программах анонсировалась как «Веселые истории в журнале «Ералаш».
С 2002 по 2012 год в эфир транслировались также склейки и нарезки выпусков под заголовками «Мамин Ералаш», «Зверский Ералаш», «Влюбленный Ералаш», «Субботний Ералаш»,«Воскресный Ералаш».
С 2006 года журнал перестал транслироваться по будням (остались только блоки по выходным). С 2009-го он лишился постоянного места в сетке вещания Первого канала. С 2014 года выпуски появлялись только в новогодние праздники или же иногда по выходным после выпуска новостей в 6:00 при наличии свободного места в эфире. Окончательно киноальманах был убран с Первого ввиду того, что по мнению руководителей вещателя, он устарел. По этой причине «Ералаш» начали показывать на других каналах (СТС, «Карусель»). Премьерные выпуски выходят на телеканале ТВ Центр.
Начало каждого оформлено мультипликационной заставкой.
Сюжет передачи предваряется названием и анимационной картинкой. В первых программах в заставках присутствовали только титры: название, сценарист, актеры. С третьей появилась картинка. Начиная с десятой, каждый сюжет открывался мультипликацией, которой на протяжении всего киножурнала занимался Юрий Смирнов.
Некоторые сюжеты представляли собой пародии как на фильмы, так и на киножанры. Например, «О чем молчали газеты» (1987 г.). В выпуске две школы обмениваются хулиганами, что представляет собой пародию на эпизод с обменом разведчиками из кинофильма «Мертвый сезон». За кадром звучит музыка из сериала «Семнадцать мгновений весны».
Начиная с первого показа и вплоть до перехода «Ералаша» на полноэкранный формат, анимация начальной заставки менялась четыре раза. Менялась как стилистика прорисовки появляющихся персонажей, так и сам фон (мог быть серым, зеленым, фиолетовым, сиреневым, голубым, с узорами). Начиная с 1986 года заставка подвергалась трансформации только один раз – в 2004 году журнал перешел на компьютерную анимацию, сделанную в технике перекладки.
По словам Грачевского, стихи «Мальчишки и девчонки, а также их родители…» придумал Хмелик. Затем они были представлены музыкальному редактору киностудии, утвердившему текст. Первоначально мелодию предложил Владимир Шаинский, однако он убрал большую часть слов, поэтому выбор был сделан в пользу мотива Алексея Рыбникова.
Киножурнал на протяжении многих лет пользовался большой популярностью и авторитетом, однако с годами зрители стали отмечать некоторую вторичность сюжетов, исчерпавший себя юмор, а также постепенный уход от изначальных истоков в сторону морализаторства и сатиры на детские пороки.
Отар Кушанашвили: «Буквально на днях я поучаствовал в дискуссии на тему, какой «Ералаш» предпочтительнее — старого образца, теперь в силу ностальгии покрытый сусальной позолотой, или новый, который одному из спорящих кажется логичной отрыжкой бездушной цифровой эры с ее безликостью и отвратным, полуканцелярским — полуприблатненным новоязом. Но ведь спор — сплошная софистика: старшим кажется, что прежний был душевным, а юным — «по приколу» выпуски последнего времени. Мне лично старый «Ералаш» кажется непревзойденным. А нынешний, когда у каждого ребенка-актера уже есть либо агент, либо полоумные родители с апломбом, — это уже шоу-бизнес».
Нина Абросимова в своей статье «Ералаш не наш» процитировала психолога Адриану Имж:«Современный «Ералаш» токсичен: гендерные, межпоколенческие взаимодействия в нем основаны не на диалоге или уважении, а на жестко закрепленных стереотипах. «Ералаш» был бы опасен, но, к счастью, сделан недостаточно интересно, чтобы значительно повлиять на аудиторию».
В той же статье Абросимова процитировала Владимира Панжева, снявшего множество роликов киножурнала, и еще нескольких человек, причастных к производству, которые признавали, что им приходится работать со слабыми сценариями и не очень хорошо играющими детьми.
Если в советский период «Е» был инструментом пропаганды примерного поведения школьника, то в постсоветское время все кардинально поменялось – идеологические нормы и правила юных ленинцев и октябрят никогда бы в прежнем формате не оправдали себя на российском рынке ТВ. Поэтому после распада Союза «Ералаш» сделался передачей с отметкой 18+.
Еще в конце 1980-х представить себе, чтобы вот так запросто у пионервожатой можно было вырезать из юбки нарукавную повязку — было за гранью фантастики.
В сегодняшней России существуют также местные версии киножурнала, которые имеют успех в Ростове-на-Дону, Казани, Новгороде, Перми, Уфе, Оренбурге, Челябинске, Самаре иКраснодаре.
С 2004 по 2011-й также выпускалась документальная история «Мы делаем Ералаш», в которой описывался процесс съемок определенных выпусков за эти годы.
В 1984 году к десятилетию альманаха Борисом Грачевским в соавторстве с Юлием Гусманом был срежиссирован музыкальный фильм-концерт «Что такое «Ералаш?», состоявший из нарезок лучших сюжетов, а также эстрадных, концертных и цирковых номеров, пародий на известных в те годы певцов. В фильме приняли участие создатели, известные музыканты и актеры, наиболее часто снимавшиеся в передаче, и дети-артисты из «Ералаша». После подобная практика повторялась еще несколько раз.
К закрытию занавеса предлагается просмотр полюбившихся повзрослевших за долгие годы лиц. Итак, дети-артисты «Ералаша» десять лет спустя: