ВСЯ СТРАНА — НАШ СТАДИОН
Наша цель – выковать из черной, закоптелой фабрично-заводской молодежи новое поколение знаменосцев пролетариата с железными мускулами и стальными нервами…
Устав пролетарского общества физической культуры «Муравей»
Александр Самохвалов. «Девушка в футболке», 1932 г. Фотовоспроизведение лайтбокс. Государственный Русский музей.
В 1932 году художник Александр Самохвалов закончил картину «Девушка в футболке», которая стала одним из символов нового советского общества. Ее с гордостью демонстрировали на Международной выставке в Париже 1937 года, где она получила золотую медаль.
Спортивное достижение продолжало крепнуть и ставило перед собой все более амбициозные цели. Оптимизм спортсменов подогревал популярный лозунг «Догнать и перегнать мировые рекорды», а газета «Правда» поясняла: «Стремление к мировым рекордам не есть пустое рекордсменство. Мы радуемся каждому успеху советских спортсменов, каждому их новому рекорду, потому что это – результат борьбы самих трудящихся, свидетельство роста нашей спортивной техники».
Александр Самохвалов. «Девушка с ядром», 1933 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Самохвалов. «Советская физкультура», 1935 г. Эскиз панно для заключительного зала Советского павильона Международной выставки в Париже в 1937 году. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
С 1931 года в Москве появилась еще одна спортивная традиция – ежегодные е парады физкультурников. В 1936-м столица проводит самый грандиозный из них. Во Всесоюзном физкультурном параде приняли участие 75 000 человек, а Красная площадь впервые в истории превратилась в огромный стадион. По нему маршировали атлеты и гимнасты; на переносных рингах сражались боксеры; мимо трибун шествовала восьмитысячная команда спортивного общества «Динамо».
По словам режиссера Николая Охлопкова, физкультурные парады стали новым видом искусства, соединявшим в себе музыку, театр, балет и спортивные действия.
В 1939 году в Нью-Йорке состоялась Всемирная выставка, ее заявленная тема – «Мир завтрашнего дня». Странам-участницам надо было не только показать свои достижения, но и предугадать будущие. Экспозиция СССР располагалась в павильоне, построенном по проекту архитектора Бориса Иофана. В одном из залов находился созданный им макет Дворца Советов. Фоном для этой шестиметровой модели стало монументальное панно «Физкультурный парад», написанное по эскизам и по трудам Юрия Пименова и гармонирующее с архитектурным макетом.
Это и определило композиционное решение панно: легкий, воздушный центр, в глубине которого едва угадываются очертания скрытых в дымке зданий, и насыщенные «сочиненной» античной архитектурой кулисы. Из глубины на зрителя, вовлекая его в праздничное пространство, движутся стройные ряды спортсменов. Барельефу на стене одного из зданий вторят группы грациозных девушек, вознесенных над толпой.
Юрий Пименов (при участии В.А. Васильева, Е.С. Зерновой, К.К. Купецио, И.Л. Пастернака, Т.А. Покровской, Б.А. Шатилова, И.Д. Штанге). «Физкультурный парад», 1939 г. Панно. Холст, масло. Государственный русский музей.
Александр Самохвалов. «На стадионе», 1934-1935 гг. Холст, темпера. Государственный русский музей.
Александр Самохвалов. «Физкультурница с букетом», 1935 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Дейнека. «Голова атлета», 1940 г. Алюминий. Государственная Третьяковская галерея.
Юрий Пименов. «Две девушки с мячом», 1929 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Дейнека. «Физкультурники», 1934 г. Эскиз фрески для здания кинотеатра в ЦПКиО им. М. Горького. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Сергей Григорьев. «Вратарь», 1949 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
«Классическая поза голкипера, где-то раздобытые «настоящие» перчатки, так контрастирующие с его остальной «формой», коленка, видимо, разбитая еще в предыдущем сражении. Вратарь – знаковая фигура для советских мальчишек военного поколения.
Время Льва Яшина еще не пришло, и они играют в его предшественника и учителя Тигра Алексея Хомича, в 45-м блеснувшего на британских стадионах в составе московского «Динамо». Тогда вся страна, затаив дыхание, слушала радиотрансляции с родины футбола. А потом ребята бежали во двор – и звенели стекла, и отрывалась подошва от только что починенных отцом ботинок.
Страна восстанавливается, похоже, и игра, большая часть которой остается за пределами полотна, проходит на какой-то строительной площадке, ведь маленькие зрители сидят на досках. Ворота – с портфелем вместо штанг, а мы еще не видим мяч, наверняка тоже самодельный, сшитый из тряпок. Через мгновение он поймает его. Он выручит. И шагнет на большое поле и еще станет чемпионом. В этом никаких сомнений, ведь теперь вся жизнь впереди!»
Виктор Гусев, спортивный комментатор
Рейн Таммик. «Мальчик с хоккейной клюшкой и шлемом», 1978–1979 гг. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Виктор Попков. «Бригада отдыхает», 1962–1963 гг. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Русаков. «Дискоболка», 1930 г. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Александр Монин. «Физкультура – залог здоровья! (Портрет жены художника О.Н. Мониной)», 1929 г. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Михаил Смирнов. «Спорт», 1980 г. Дерево. Государственная Третьяковская галерея.
Иосиф Чайков. «Парашютист», 1961 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Виктор Прошкин. «В воздухе», 1937 г. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Виктор Прошкин. «Приземлился», 1936 г. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Павел Кузнецов. «Пушбол», 1931 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Пушбол – спортивная игра с большим тяжелым кожаным мячом, который команда должна забить в ворота соперника. Первый чемпионат СССР по пушболу прошел в 1928 году в Москве в рамках I Всесоюзной спартакиады.
Матвей Манизер. «Физкультурница», 1947 г. Бронза. Государственная Третьяковская галерея.
Сергей Лучишкин. «Впереди «Старты надежд», 1977 г. Холст, масло. Ярославский художественный музей.
Фактически пионерские «Веселые страты» начались в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Уже тогда во многих областях, городах, школах и пионерских лагерях проводились детские соревнования – сначала по футболу, потом и по другим видам спорта.
Постепенно из небольших дворовых и школьных соревнований родилось целое спортивное движение, включившее в себя миллионы и миллионы мальчишек и девчонок, юных участников бесчисленных спортивных смотров и спартакиад, чемпионатов и олимпиад.
В этой игре могут принять участие все школьники 4–9-х классов, но не отдельные сборные команды, а классы в полном составе.
«Старты надежд» привлекательны своей доступностью и простотой. Друг с другом соревнуются параллельные классы, лучший класс одной школы – с лучшим классом соседней, классы-победители районных и городских соревнований соревнуются между собой, чтобы определить сильнейший спортивный класс области, края, республики. А победители приглашаются на финальные соревнования в детский лагерь «Артек».
Популярность «Стартов надежд» объясняется еще и тем, что они вобрали в себя весь опыт, накопленный при проведении массовых детских соревнований, местных спартакиад и олимпиад.
Дмитрий Ширяев. «Вид на «Лужники», 1968 г. ДВП, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Строительство легендарного стадиона «Лужники» началось в марте 1955 года и продлилось 450 дней. Эта стройка была делом государственной важности, в ней участвовали добровольцы со всей страны. 5 августа 1956 года «Лужники» приняли первые состязания – легкоатлетические соревнования Спартакиады народов СССР. В том же году были открыты Дворец спорта и Малая спортивная арена, которые быстро облюбовали хоккейные команды. Также построили плавательный бассейн и несколько открытых легкоатлетических сооружений.
Большая спортивная арена «Лужников» стала сердцем спортивной России, именно здесь проходили открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов, открытие и закрытие Олимпиады-80, финал чемпионата мира по футболу 2018 года.
Сегодня «Лужники» переживают второе рождение. Это настоящий спортивный кластер: реконструирована Большая спортивная арена, построены новые современные спортивные объекты, созданы все условия для занятий разными видами спорта – от футбола до йоги.
Сергей Лучишкин. «День Конституции. Спартакиада народов СССР», 1932 г. Пятичастная композиция. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
«Карнавал на Москве-реке».
«Пловчиха».
«Физкультурный парад в Парке культуры им. М. Горького».
«Массовый праздник на Ленинских горах» (построение в форме гигантского серпа и молота).
«Иностранные гости».
Борис Тальберг. «Спорт», 1979 г. Триптих. Оргалит, темпера, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Самуил Адливанкин. «Состязание юных моделистов», 1931 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Мечта человека о небе, о возможности летать, как птицы, многие века заставляла его изобретать, моделировать, испытывать новые и новые способы полета. В начале XX века появились первые кружки авиамоделирования – настоящая кузница российского авиапрома.
Первые всесоюзные соревнования летающих моделей состоялись в августе 1926 года. Школу авиамоделизма прошли в разное время крупнейшие авиационные конструкторы. Так, Александр Яковлев в 1921 году стал организатором первого школьного авиамодельного кружка в Москве. С авиамодельного кружка начали путь в авиастроение легендарные конструкторы: Павел Сухой и Михаил Симонов, Олег Антонов и Петр Грушин, Сергей Королев – и первый космонавт Юрий Гагарин.