рос на опушке рощи клен

Валентин Макаров. Рисунок Александра Костомолоцкого. Скрин Натальи Легоньковой.

На этом диске мы решили представить песни Валентина Макарова в последовательности событий одного дня из жизни страны, начиная с раннего утра и заканчивая утром нового дня, и попытаться коротко изложить истории их написания и исполнения и дать небольшие музыкальные характеристики. Действие песен происходит в определенных жизнью самого композитора местах. Это берега Волги, на которых он родился и рос, у волн Черного моря, на которых служил во время войны и район Трехгорки на Красной Пресне, где любил проводить время со своей единственной дочкой.

«Золотые зори», 1948 г. Музыка Валентина Макарова, текст Антона Пришельца (Ходакова), исполняет симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Сергей Горчаков (Цвейфель), солисты Матвей Матвеев (тенор) и Владимир Захаров (баритон). Написана автором к 30-й годовщине образования ВЛКСМ.
Песня о мужестве поколения людей, прошедших войны, способных собственными силами строить дальнейшую судьбу страны. Образы смелых энергичных людей пришли к композитору от ярких воплощений героев 30-х годов в песнях-маршах Дунаевского, но, решив написать музыку к этим образам, композитор решает ее не в маршевом жанре, но в качестве элемента современной национальной формы использует жанр русской народной плясовой частушки, применяя приемы инструментализма, характерные для деревенских гармонистов, таким образом, делая их менее торжественными, но более близкими к реальности персонажами.

«Расцветай, черемуха», 1950 г. Музыка Валентина Макарова, текст Александра Жарова, исполняет эстрадный оркестр Всесоюзного радио, дирижер Виктор Кнушевицкий, солистка Александра Яковенко.
Песня в лирических тонах была написана автором в самом начале года по весне, что очень чутко отражено в ее мотиве, герои Жарова обрисованы Макаровым в нежных мелодических красках, композитор создает событийное движение частой сменой ритма и размера, смело вводит в пьесу декламационно-речевые интонации, что приближает ее мелодическое развитие к романсу, таким образом, продолжая свой, начатый еще в 1943 году песней «Уж совсем светло» цикл песен-романсов.

Солнечная дорога

Сюита «Солнечная дорога» для смешанного хора, солистов, чтеца и оркестра, 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР В. А. Макарову за цикл песен «Солнечная дорога», а также за песни «Родной Севастополь» и «Широки поля под Сталинградом» была присуждена Сталинская премия II степени.
В ноябре1948-го поэт Яков Шведов принес Валентину Макарову девять стихотворных историй из колхозных буден. Композитор давно раздумывал на песенно-хоровым полотном на тему жизни деревни, поэтому с удовольствием просмотрел стихи и тут же вернул автору на доработку, так как главным сюжетом нового произведения видел сельскую свадьбу и события вокруг нее. С этого момента авторы трудились над сюжетом вместе. Так через несколько месяцев появилась «Солнечная дорога». Макаров рисует людей деревни сильными и красивыми своей особенной природной красотой и лирикой, бережно раскрывая их в самом возвышенном таинстве — подготовке к созданию новой семьи. Все части сюиты составляют циклическую форму и оправданы музыкальной драматургией целого, где каждая песня оригинальна и музыкально неповторима.

2-я часть. «Мерцают звезды ранние». Музыка Валентина Макарова, текст Якова Шведова, исполняет Государственный русский народный оркестр под управлением Дмитрия Осипова, солист Георгий Виноградов.
Это вторая часть сюиты, содержательное название «Песня жениха», которой предшествует поэтическая связка, декламируемая чтецом. По существу это первая картина «спектакля». Тихий весенний вечер на селе. Появляется герой.

Догорает заря над округой,
Тишина, тишина над землей…
Что же ты не выходишь, подруга,
По дороге в простор полевой?

Лирическая песня-романс — признание мужчины в чувствах своей любимой. Теплота и ласковость мелодии обволакивают слушателя своей искренней чувственностью, песню очень украшают завуалированная вальсовость и мягкие перебои двудольных и трехдольных размеров, фирменного стиля уже зрелого композитора, с этим явлением перемены ритма слушатель встретится еще не раз.

3-я часть. «Хороши в июле ночки». Музыка Валентина Макарова, текст Якова Шведова, исполняют Государственный русский народный оркестр под управлением Дмитрия Осипова, вокальный женский квартет и женский хор Республиканской хоровой капеллы.
Далее по сценарию следует гулянье на деревне.

В это время у села
До утра гулянка шла…

В части «Хороши в июле ночки» впервые композитор использовал прием соединения двух песен различного эмоционального плана. Тягучую, раздумчивую про «Ночки» поет как бы издалека женский хор, каждая фраза заканчивается протянутым звуком, на фоне которого небольшой ансамбль скороговоркой исполняет частушечный куплет. Макаров удивительно убедительно нашел художественную форму изложения и частушки, и протяжной песни, где два эмоциональных плана сливаются в единый музыкально-поэтический образ, яркий и выпуклый. И красота летней июльской ночи становится почти осязаема. Протяжность передает аромат русской природы, романтику чистых чувств, чуть грустную иронию. А рядом плясовая дробь частушки с юмором и лукавством раскрашивает яркое ощущение радости. Безусловно, эта хоровая сцена может быть причислена к лучшим образцам советской музыки.

«Хороши в июле ночки». Музыка Валентина Макарова, текст Якова Белинского, поют Людмила Лядова и Нина Пантелеева.

5-я часть. «Ты в хлебах, земля», второй вариант. Музыка Валентина Макарова, текст Якова Шведова, исполняет Государственный русский народный оркестр под управлением Дмитрия Осипова, солист Петр Киричек.
Пятая часть сюиты, песня тракториста, отца невесты, исполняется после сцены сватовства. Музыкальный образ достаточно прост. Сдержанная мелодия запева разрешается в последней кульминационной фразе припева. Есть два варианта исполнения, один записан до смерти Сталина, второй — после, в разделе представлены оба на выбор слушателя.

«Ты в хлебах, земля», первый вариант. Музыка Валентина Макарова, текст Якова Шведова, исполняет Государственный русский народный оркестр под управлением Дмитрия Осипова, солист Петр Киричек.

6-я часть. «Рос на опушке рощи клен». Музыка Валентина Макарова, текст Якова Шведова, исполняет Ансамбль песни Всесоюзного радио под управлением Василия Целиковского, солистка Александра Яковенко.
После песни тракториста автор знакомит слушателя с подругами невесты.

На праздник прощанья,
На праздник-девичник
К невесте подруги проститься пришли:
— Давайте, девушки, споем
О стройном клене молодом…

Удивительно светлая и душевная песня «Рос на опушке рощи клен…» стала, пожалуй, самой известной и любимой песней мастера и его творческой визиткой, даже на мраморной стеле, под которой покоится Маэстро, высечены ноты первого куплета. Ее можно смело назвать классическим образцом советской лирики, вдохновенным постижением русской национальной песенной стихии. В этой песне глубоко оправдан и осмыслен каждый подголосок, каждый звук сопровождения. Прекрасный поэтический образ, связанный с природой, придает ей особенное очарование, увеличивает силу воздействия, и это та самая история, когда слово и нота неотделимы. Невозможно себе представить иную музыку к этим словам. В этом, видимо, и заключается душа песни, ее простота и естественность, и она начинает петься «сама».

«Широки поля под Сталинградом», 1948 г. Музыка Валентина Макарова, текст Евгения Долматовского, исполняют Ансамбль советской песни Всесоюзного радио и оркестр народных инструментов, дирижер Борис Александров, солисты Анатолий Орфенов (тенор), Георгий Абрамов (бас-баритон). Постановлением Совета Министров СССР В. А. Макарову за цикл песен «Солнечная дорога», а также за песни «Родной Севастополь» и «Широки поля под Сталинградом» была присуждена Сталинская премия II степени.
Это большой волнующий эпический рассказ о подвиге, духе и воле. С музыкальной точки зрения — монументальное хоровое полотно, где идет пересечение тем войны и мира. Образы героев воплощены композитором в былинной распевной и строгой мелодии. В запеве интересно использована смена размеров (4/4, 2/4, 3/4), что очень свойственно макаровскому стилю менять метр. В песне автор создал всего одну строфу — небольшой куплет, повторяющийся пять раз. Мелодическое развитие материала вносит асимметричность в строении музыкальной фразы, что очень характерно и для русских народных протяжных песен и для самого композитора. Эмоциональная сила мелодии проявляется в хорошем развитии, связанном с раскрытием поэтической идеи. Постепенно разделяясь на несколько групп, голоса окружают основную тему нежным узором подголосков. К концу строфы, многоголосное звучание снова сходится в унисон. Рассказ о героическом подвиге воинов поручен шестиголосному хору, где вокруг главной темы закручена сложная хоровая полифоническая ткань.

«На Трехгорке возле Пресни…», 1950 г. Музыка Валентина Макарова, текст Георгия Ходосова, исполняет ансамбль под управлением Рафика Кулиева, солист Рашид Бейсбутов.
Тема для написания песни была выбрана не случайно. Это были дорогие места для автора, здесь, на Красной Пресне, он проводил лучшие свои часы с дочкой Тасей, здесь, на Трехгорной фабрике, работала химиком его спутница жизни жена Серафима, здесь к нему пришла большая любовь и вдохновение на всю оставшуюся жизнь.

«Из колодца вода льется», 1938 г. Музыка Валентина Макарова, текст Алексея Суркова, исполняет Русский оркестр народных инструментов имени Василия Андреева.
Первое профессиональное произведение Макарова. В нем еще совсем не прослеживается авторский стиль, но явно становится понятным будущее направление и тяготение композитора к народности, которую он почерпнул в родительском доме на берегу Волги, где семья устраивала домашние концерты, в которых принимали участие местные жители-крестьяне, отец и дед — первые гармонисты в невеликом приволжском поселке, да мама-певица, будущая приглашенная солистка ГАБТа, с которой Валентин был очень близок и от которой почерпнул большую любовь к пению вообще и к русской песне в любых ее стилях в частности.

«Из колодца вода льется», первое исполнение (1941 г.). Музыка Валентина Макарова, текст Алексея Суркова, исполняет ансамбль народных инструментов под руководством Александра Семенова, солистка Ирма Яунзем.

«Любовь моряка», 1952 г. Музыка Валентина Макарова, текст Якова Белинского, исполняет оркестр студии под управлением Анатолия Бадхена, солист Владимир Бунчиков.
Последняя песня автора, выполненная в лирическом стиле. Годом раньше семья Макаровых получила новую квартиру с рабочим кабинетом, который композитор, постоянно скучая о времени, проведенном на службе в ВМФ, устроил в голубых романтичных тонах, что навевало ему мысли о морской тематике. Тяжело болея, он мечтал о возвращении к черноморским берегам, в Севастополь, где в отставке трудился друг семьи вице-адмирал Александр Немитц, которому он уже однажды готовил с Иваном Шмелевым свое произведение. И на этот раз друзьям хотелось повторить поездку «с песней», которая на полном ходу готовилась к записи, но 26 сентября Валентин Макаров скоропостижно ушел из жизни. Песня была исполнена уже после кончины автора Владимиром Бунчиковым.

«Хороши вы, Жигули», 1951 г. Музыка Валентина Макарова, текст Якова Белинского, поет Нина Поставничева.
Одна из последних лиричных песен автора, выполненная в ясных нежных тонах, она является будто бы естественным женским продолжением образов из знаменитой сюиты композитора «Река-богатырь», с которой тот словно бы не хотел расставаться. В этой пьесе слышится не только созвучное с песней «Хорошо весной на Волге» светлое и лукавое настроение героини, схожее содержание, но и события ее не выходят из географии Приволжской возвышенности. Сохраняется и верность автору слов, что могло давать повод причислять песню к дополнительной части сюиты. Песня исполнена очень красивым чувственным голосом певицы Нины Поставничевой (меццо-сопрано), для которого Макаров в дальнейшем планировал писать свои произведения.

«Серебряная свадьба», 1948 г. Музыка Валентина Макарова, текст Александра Жарова, исполняет эстрадный оркестр Всесоюзного радио, дирижер Виктор Кнушевицкий, солист Владимир Нечаев.
Чудная гармоничная зарисовка личной жизни двух близких людей. Песня была написана автором ко Дню шахтера.

«Ой, ты поле, поле чистое», 1947 г. Музыка Валентина Макарова, текст Ивана Молчанова, исполняет Краснознаменный имени Александра Александрова ансамбль песни и пляски СА, дирижер Борис Александров, солист Всеволод Пучков. Посвящена Тульскому оружейному заводу в годы ВОВ.
Сочетание в одном произведении разных стилистических пластов очень типично для музыки Макарова. В этой песне мы слышим замечательный мастерский пример этого, где автору удалось удачно соединить элементы солдатской походной песни маршево-удалого характера с лирическими красками. Типичные черты солдатской песни сплавлены воедино с частушечными оборотами в мелодии и в сопровождении. Своеобразна и форма песни: не ограничиваясь обычной двухчастной формой (песенный куплет с припевом), композитор дает новый дополнительный припев к песне (на текст «В ночи душные июльские…»), песня как бы распета изнутри, и при этом, не смотря на усложненную форму, и исполняется, и запоминается очень естественно. На Всесоюзном конкурсе, проводившемся Союзом композиторов и Комитетом по делам искусств к 30-летию Советской Армии, песня «Ой ты, поле чистое», получила 2-ю премию.

«Родимый край», 1949 г. Музыка Валентина Макарова, текст Ивана Здоровенко, исполняет Краснознаменный имени Александра Александрова ансамбль песни и пляски СА, дирижер Борис Александров, солист Георгий Виноградов.
В 1949 году автором была задумана сюита для солистов, хора и фортепьяно. Но сюиты как произведения, объединенного определенным музыкально-поэтическим замыслом, не случилось. Макаров написал цикл из пяти песен на стихи молодых алтайских поэтов. Большую любовь завоевала четвертая на строки Ивана Здоровенко «Степи бесконечные…» для солиста и смешанного хора. Это русская песня о русском крае. Макаров раскрывает поэтический замысел в стиле героико-эпических величавых гимнов. В первых фразах запева накапливается огромная эмоциональная энергия, которая находит выход в могучем хоровом припеве. Песня получилась настолько органичной и красивой, что можно смело сказать, что она является одним их лучших опусов автора. Стоит также заметить, что она имеет посвящение родному краю Валентина Макарова, волжскому городку Тетюши.

«Родной Севастополь», 1946 г. Музыка Валентина Макарова, текст Сергея Алымова, исполняет Краснознаменный имени Александра Александрова ансамбль песни и пляски СА, дирижер Борис Александров, солист Олег Разумовский. Постановлением Совета Министров СССР В. А. Макарову за цикл песен «Солнечная дорога», а также за песни «Родной Севастополь» и «Широки поля под Сталинградом» была присуждена Сталинская премия II степени.
Свежий стилистический прием открывается в распевании слогов и «верном» автору чередовании размеров, в данном случае дуольного и триольного движения с сохранением свободного внутритактового ритмического склада, что придает исключительную плавность и мягкость звучанию и усиливает широту. Величественная и строгая распевная мелодия в эпическом формате делает песню хоровым памятником, связанным с поэтическим образом славы в лучшем смысле этого слова. Мелодия берет начало в медленных, протяжных, даже суровых песнях, мужественных по складу, адресующих слушателя к национальной песенности. Героический характер раскрывается в сдержанной неторопливости раскрытия образов, подчеркивается гармоническим полнозвучием хора, широким диапазоном его исполнения. Песня была написана на берегах Каспийского моря в 1946 году в Астрахани, куда Макаров уехал на какое-то время работать и гостить к родственникам матери, где он продолжил свое общение с морем. Там, у соленых берегов, впервые по-настоящему состоялся и прозвучал его фирменный авторский стиль, стиль с присущим практически ему одному постоянным непредсказуемым изменением ритма, понижением второй ступени, что придает особенное, ни на кого другого не похожее звучание аккордами и сопровождению, неровной строкой и отсутствием четкой куплетной формы.

«Родной Севастополь», 1946 г. Музыка Валентина Макарова, текст Сергея Алымова, исполняет Ансамбль песни Всесоюзного радио под управлением Василия Целиковского, солист Алексей Королев.

«На реке», 1952 г. Музыка Валентина Макарова, текст Анатолия Сальникова, поет Людмила Грудина.
Песня написана к новой музыкальной комедии «Тихая пристань», действие которой должно было происходить на Волге, в родном городе автора. Написать эту форму он не успел в связи с кончиной в сентябре 1952 года.

«Уж совсем светло», 1943-1946 г., запись 1949 года. Музыка Валентина Макарова, текст Константина Иванова, исполняет инструментальный ансамбль под руководством Алексея Ковалева, солист Иван Шмелев.
Чтобы понять удачливость опытов Валентина Макарова в области лирического романса, надо вспомнить, что давно наметившийся разрыв между романсом и массовой песней стал особенно ощутим в сороковые годы. Началась война, и запросы к композиторам были таковы, что песни должны были быть просты в исполнении и хорошо запоминаться, романсы же из-за их сложности стали менее востребованы, что очень мешало распространению романсовой литературы: романсу как жанру грозило обыкновенное исчезновение. Возникла необходимость сближения и взаимообогащения этих двух жанров. Лирические песни-романсы Макарова представляют собой удачный опыт решения этой непростой творческой задачи. За счет большой искренности, но не нарочитости, автор идет прямым путем к сердцу слушателя, открывая свои глубоко личные переживания и отказываясь от многих условных традиционных элементов романса в пользу песни. Опус был начат (мелодия) в 1943 году, когда композитор находился в зоне военных действий в Севастополе, в те дни у него в Москве тяжело заболела жена, непрерывно думая об этом ночами, он развивал в мыслях тему новой особенной песни о любви. Позже именно жена уговорила его принять участие с этим произведением в конкурсе Главного Политического Управления ВМФ в феврале 1946 года. Но исполнение автору не понравилось, и он надолго забыл об этой своей вещи. Позже эту песню исполнил его близкий друг певец Иван Шмелев, посвятив свое исполнение вице-адмиралу Александру Немитцу, после чего она стала одним из самых популярных лирических хитов на радио и в концертах. Подробная история написания и исполнения и событий вокруг этой песни раскрыта в рассказе «Два капитана» в рубрике ЧИТАЛЬНЯ.

В разделе находятся песни в наиболее удачных по мнению создателей сайта исполнениях. Максимально полные исполнения произведений Валентина Макарова можно прослушать в рубрике АБОНЕМЕНТ, в разделе БИБЛИОГРАФИЯ.

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: