«СОЛДАТЫ ИДУТ». ВОЕННЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
На диске размещены песни в исполнении Ивана Шмелева под идейным началом «Вот солдаты идут», они охватывают как военную, так и мирную тематику — службу Отечеству. Создатели сайта решили представить их в порядке времени, которое те отражают, начиная с первых «аккордов» Гражданской и до глубоких воспоминаний о Великой Отечественной. Стоит добавить, что ваш покорный исполнитель сам знал войну не понаслышке, являясь ее участником в рядах фронтовых артистических бригад с 22 июня 1941 по 9 мая 1945-го, был ранен, так распорядилась судьба. Встретил он ее в первый ее день во время концерта под атакуемым бомбардировками небом Каунаса (концерт был допет артистами до конца), а 8 мая сорок пятого в Берлине участвовал в представлении «Для победителей» на импровизированной площадке возле Бранденбургских ворот. За участие в гастролях на фронтах Отчизны был награжден двумя орденами (Отечественной войны и Красной Звезды) и множеством медалей («За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.).
Стирая рукавом
Со лба густую кровь,
Перед бойницей вражеского дота,
Укрыт глубоким рвом,
Он целится и вновь
Сечет разящей строчкой пулемета.
Смешался с кровью пот
Солдатского труда.
Несутся с лязгом танки по полянке.
Метелица метет,
И красная звезда
Мерцает на заснеженной ушанке.
И динамит, и тол,
И воющий металл,
И злая лихорадка автомата…
Он в этот ад вошел,
Он в пламени познал
Свой трудный долг пехотного солдата.
Ведя за годом год
Жестокую борьбу,
Он в громе исполинских наступлений
На сотни лет вперед
Устраивал судьбу
Рожденных и грядущих поколений.
Для радости труда
Отвагою храним,
Он родине несет победы дар чудесный.
Душа моя горда,
Что жил я рядом с ним,
Что помогал ему своей солдатской песней.
Алексей Сурков
Солдат концертных бригад.
«Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону…» («Комсомольская прощальная»). Музыка братьев Покрассов, текст Михаила Исаковского, поет Иван Шмелев.
Песня «Комсомольская прощальная», она же «Прощание», больше известная по первым строчкам «Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону…», родилась в 1937 году. Но перед этим 4 февраля 1936-го в смоленской газете «Большевистский молодняк» были опубликованы стихи Михаила Исаковского. Чуть позже перепечатаны в журнал «Молодой колхозник», а год спустя в этом же издании они появились с нотами композитора Дмитрия Покрасса под названием «Прощальная комсомольская». Автор слов вспоминал: «Стихотворение «Прощание» возникло у меня в 1935 году, когда вышел кинофильм «Подруги» о комсомолках-санитарках в большевистском отряде. В кинофильме, в частности, показан комсомольский митинг. С митинга комсомольцы и комсомолки уходили прямо на фронт, прямо в бой. Они на ходу прощались друг с другом. И уже простившись, кто-либо оборачивался и кричал другому: «Пиши!..» — «Куда?» — «Не знаю…». Вот отсюда и возникла строка стихотворения: «Напиши… куда-нибудь». На митинге присутствовала и одна старая женщина, напутствовавшая комсомольцев и желавшая им: «Если смерти, то скорой… Если раны, то малой…». Очевидно, отсюда в мое стихотворение вошли такие слова (хотя я вложил их в уста девушки, а не старой женщины): «Если смерти, то – мгновенной, если раны – небольшой…».
Было и еще одно немаловажное обстоятельство, объясняющее происхождение слов, то была пора первых после интервенции и Гражданской войны военных испытаний, выпавших на долю государства: Хасан и Халхин-Гол на востоке, а на западе столкновение с белофиннами, поход на Западную Украину и Белоруссию, вызволение Бессарабии и Буковины: «… ему – на запад, ей – в другую сторону…». А когда пришла на русскую землю Великая Отечественная и принесла много бед и разлук, прощаний и расставаний, песня Исаковского и Покрассов стала своеобразным обещанием встречи после победы, до которой оставалось долгих четыре года…
«Два паренька». Музыка Леонида Афанасьева, текст Бориса Гайковича, поет Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
Песня «Два паренька» была особенно важна для исполнителя: во-первых, она одна из самых последних, записанных им в тот год, когда он был уже болен, а во-вторых, она отсылала его в воспоминания о его воронежском небогатом детстве, когда он маленьким мальчишкой своими чувствами пережил передел двух действующих армий. Когда своими семилетними глазами видел казнь соседа на площади Круглые ряды, когда босыми ногами старательно обходил убитых, чтобы не наступить и не осквернить распластанные человеческие тела на улицах города, когда осознанно потерял первого близкого ему человека. Когда принял на себя главную миссию: любить весь мир, потому что любая война — зло. В песне были такие строчки: «Помнил Сиваш и Уральские горы, помнила Волга-река», которые певец заменил на более близкие ему, понятные и родные: «Помнит Воронеж-река». Он пел ее без лозунга или призыва, рассказывая в ней как бы о себе и прощаясь: «Только осталась, выжила песня — светлая память о них!»
«Огневые годы пройдены». Музыка Анатолия Новикова, текст Владимира Харитонова, поет Иван Шмелев.
Пулеметная тачанка стала новым средством применения «максима» в обстановке высокоманевренной войны – таковой была российская Гражданская. Но пулеметные двуколки применялись раньше собственно тачанок русской армией во время Первой мировой. Первые образцы для перевозки появились одновременно с появлением самого пулеметного имущества, весившего в пределах 100 кг. Уже в период Русско-японской войны орудия показали себя с самой хорошей стороны, но требовалось облегчить их перемещение по полям сражений. Для этого в последующем в ходе модернизации в России была создана двуколка системы Соколова. Пулеметная и патронная двуколки запрягались парой лошадей, управляемых сидящим на ней ездовым. При тяжелой дороге к ним могли припрягаться лошади пулеметного унтер-офицера, если последний ехал верхом. Хоть двуколки преимущественно использовались для транспортировки орудия, но иногда применялись в бою – как это имело место во время столкновения 104-го пехотного Устюжского полка с германской 8-й кавалерийской дивизией 3 ноября 1914 года. Командир полка полковник Николай Триковский выдвинул четыре пулеметные двуколки впереди авангардной роты, приказав с них приготовиться к началу стрельбы. В 8 часов утра 8-я кавалерийская дивизия германцев 3-мя эшелонами встретилась с авангардом 104-го. Двуколки, выскочив на карьере, развернулись к противнику тылом и открыли огонь. Они были поддержаны ротами 4-го батальона и пулеметами, которые были сняты с «извозчиков». Германская конница, понеся значительные потери, была отброшена. А командир Триковский, удачно использовавший в бою прообразы тачанок, сформулировал следующие тактические предложения по их применению: «Надлежит практиковать стрельбу из станковых пулеметов с двуколок, особенно при отражении конных атак на походе, выработав надлежащие команды и приемы, обеспечивающие готовность пулеметов к открытию огня в кратчайший срок и в любом направлении. При отходах под давлением противника такой прием принесет неоценимые услуги. Во время походного движения, в ожидании встречи с конницей, пулеметы на двуколках нужно иметь ближе к голове колонны и еще лучше в самой голове колонны под прикрытием частей походного охранения». Эти тактические нюансы во многом и были применены в боевой практике тачанок Гражданской войны.
«Уходил на войну сибиряк». Музыка Николая Крюкова, текст Евгения Долматовского, поет Иван Шмелев.
Изначально песня прозвучала в первом цветном послевоенном художественном фильме «Сказание о земле Сибирской» устами главного героя в исполнении Владимира Дружникова. После, при записи музыки к картине на виниловую пластинку, озвучку материала предложили профессиональному певцу, как это было принято в те годы. В битвах Великой Отечественной воины-сибиряки занимали особенное место. В разгром германских фашистов и японских милитаристов большой вклад внесли части и соединения из Красноярского края (именно там происходит основное действие ленты). Отважные и сильные, сражались они на всех фронтах от Баренцева до Черного морей, под Москвой, у стен Сталинграда и на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Громили врага в Берлине и во время ликвидации Квантунской армии в августе 1945-го. Более 20 сибирских дивизий и бригад были переименованы в гвардейские. Свыше тысячи жителям сурового края было присвоено звание Героя Советского Союза. Более 150 стали полными кавалерами ордена Славы. Бойцы-красноярцы прославились на фронтах, прежде всего, как отличные стрелки, о чьей меткости слагались оды. Рекорд снайперского искусства принадлежал бывшему охотнику Михаилу Ильичу Суркову, на личном счету которого более 700 уничтоженных фашистов. Песня «Уходил на войну сибиряк», исполненная Иваном Шмелевым с большим уважением к тем краям, звучит хорошим музыкальным памятником для мужественных сибирских героев.
«Вот солдаты идут», музыка Кирилла Молчанова, текст Михаила Львовского, поет Иван Шмелев.
Истории написания и исполнения этой песни посвящен рассказ «ВОТ СОЛДАТЫ ИДУТ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Песня о герое». Музыка Константина Листова, текст Сергея Острового, поет Иван Шмелев.
Военная история страны знает немало примеров доблести и чести ее солдат на поле битвы и стратегического гения их командиров. Но даже на их фоне Сталинградская эпоха занимает главенствующее место. Двести дней и ночей на берегах артерий Волги (и Дона), затем у самых стен и непосредственно в городе Сталинграде грохотало жестокое сражение. Оно разошлось по огромной территории площадью 100 тыс. кв. км при протяженности фронта от 400 до 850. Участвовало в нем (с обеих сторон) на различных этапах свыше 2,1 млн человек. По целям, размаху и напряженности СБ превзошла все предшествующие ей битвы мировой истории и завершилась яркой победой советских Вооруженных сил, положив начало перелому не только в ходе Великой Отечественной, но и в целом во всей мировой войне. В ходе ее фашистский блок утратил четвертую часть сил, действовавших на советско-германском фронте. Общие потери врага убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести составили около 1,5 млн человек, в связи с чем в Германии впервые за годы ВМВ был объявлен национальный траур. Потери Красной армии составили около 1 130 000 человек (из которых около 480 тыс. безвозвратные). Стратегическая инициатива прочно и окончательно перешла в руки советского Главнокомандования, были созданы условия для развертывания общего наступления КА и массового изгнания захватчика с оккупированной территории. Пропитанный «потом» священной реки, Константин Листов, беззаветно «перековавшийся» с «Парка Чаир» на «Землянку», в 1943 году сочинил песню для тех самых мест. В 1946-м он записал ее на центральном радио в интерпретации Ивана Шмелева, который во время исполнения чувствительно расплакался, вспоминая события, куда выезжал в составе фронтовых бригад. На удивленный авторский вопрос, кому он пел этот опус, певец сразу же ответил: «Сынишке, пусть растет человеком». Песня была записана с одного раза, и сегодня в скорбном раздумье звучит в память о воинах, павших на полях сражений под славным городом-героем на Волге-матушке реке.
«Это было в Краснодоне». Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Сергея Острового, поет Иван Шмелев.
Печальная история исполнения песни подробно описана в самом начале рассказа «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«В лесу прифронтовом. Походный вальс». Музыка Матвея Блантера, текст Александра Янежича, поет Иван Шмелев.
Истории написания, исполнения этой песни, а также судьбе ее автора стихов посвящен рассказ «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Золотился закат». Музыка Марка Фрадкина, текст Евгения Долматовского, поет Иван Шмелев.
Известно, что Вторая мировая была войной моторов, и конница в ней серьезной партии не разыгрывала, хотя широко известный эффективный в событиях начала ВОВ рейд корпуса Доватора по тылам немецкой армии прошел еще осенью 1941-го. Наверное, это самая значимая операция конных войск за те годы. Возможно, мажорные солнечные песни о кавалерии остались памятью об ударах первой конной еще с Гражданской. Это одна из них, сюжет которой – победные конные марши второй половины событий, когда осенью 1944 года государственная граница СССР была восстановлена на протяжении, и Красная армия шла по территории Европы, захваченной фашизмом, от Норвегии до Австрии. Для освобождения ее народов советские ВС в 1944—45 гг. провели несколько стратегических наступательных операций. Эти страницы истории нашли свое отражение и в вокальном жанре. Например, в песне об освобождении Югославии, Польши и Чехословакии, в которой переданы не столько действительные события конных маршей, сколько победный дух того времени, когда перелом в событиях наступил, и перелом этот был необратим: война вступила на территорию врага. Строго говоря, песня не является военной, она была написана в 1947 году, через два года после победы. Но тогда еще были свежи впечатления, и хит срефлексировал идею похода Красных конников по братской земле. Сегодня, когда европейцы предпочитают думать иначе, россиянам не лишне вспомнить эти дни в приподнятом эмоциями тоне, так свойственном кавалерийскому бравому шлягеру «Золотился закат»: «Кавалерия дальше помчалась, только русская песня осталась…».
Отрывок из рассказа: «Да и не мог он (Евгений Долматовский – Прим. авт.) знать тогда, что этот будущий премьер однажды прозвучит одним из лучших «репродукторов» его хитов. Первым из которых вышел «бестселлер» «Золотился закат». Именно Иван Шмелев, ставший мастером кавалерийских «речей», после берлинских казаков исполнил новый конный хит о победном походе войск по востоку Европы.
Тем более что песня действительно вышла отличная – в ней сложилось все: и мелодия, и ритм, и темп, и богатейший сюжет…
Но не обошлось без курьеза. В тексте были слова:
Золотился закат,
Шелестел листопад.
К Будапешту гвардейцы
Шли под гром канонад.
Так было у Долматовского. Ваня исполнил ее с некоторым изменением, «подогнав» дивизию под Белград. На это ревниво настроенный маэстро устроил ему разнос. Однако певец резонно возразил, спасая авторскую репутацию: «Ты хочешь, чтобы тебе поверили, что в ноябре в Будапеште «шелестел листопад»? Не знаю, как слушатели, много из них тех, кто сражался на той земле, и мы приезжали для них выступать, и деревья там стояли совсем как в парилке голые, разве только прикрывшись парой фиговых листков». Иван доподлинно не знал: был ли в Будапеште в то время его друг-военкор, но точно знал, что солдат пера Долматовский был необычайно храбр, вгрызаясь в самое пекло событий, и уж точно брал наравне со всеми остальными солдатами Берлин».
«Казаки в Берлине», первое исполнение. Музыка братьев Покрассов, текст Цезаря Солодаря, поет Иван Шмелев.
История написания этой песни со знакомством с реальной героиней событий раскрыта в рассказах «И СКВОЗЬ ВОЙНУ ЖИВУТ ФИАЛКИ», «КАЗАКИ В БЕРЛИНЕ». НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Казаки в Берлине», второй вариант исполнения. Музыка братьев Покрассов, текст Цезаря Солодаря, поет Иван Шмелев.
С историей написания этой песни с первоосновой и историей пребывания в Берлине Цезаря Солодаря можно ознакомиться в середине рассказа «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» и в рассказе «КАЗАКИ В БЕРЛИНЕ». НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Два друга». Музыка Сергея Германова, текст Виктора Гусева, поет Иван Шмелев.
Всем любителям советской песни эта история хорошо известна, написана она была композитором Сергеем Германовым на слова Виктора Гусева (деда ныне известного в широких кругах футбольного специалиста, проживающего на улице имени своего родственника, и отца не менее известного ученого биолога тоже в широких кругах) еще в далеком 1935 году для постановки в Малом театре, и стала особенно популярна в годы Великой Отечественной войны. Когда-то была замечена Леонидом Утесовым на спектакле в Московском театре промкооперации и выведена им в «эстрадный» свет. С ней выступали многие известные солисты и музыканты, а некоторые из них даже пытались перекладывать ее с оригинального размера в 4/4 в ритм вальса. Но здесь она звучит в исполнении Ивана Дмитриевича, исполнявшего ее на фронтах с первых выездных концертов, в оригинальном варианте.
Красивая история, связанная с исполнением этой песни, звучит в очерке «ИХ МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Паренек с Байкала». Музыка Константина Листова, текст Александра Жарова, поет Иван Шмелев.
Подробная история написания песни изложена в начале рассказа «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«По фронтовым дорогам». Музыка Константина Листова, текст Александра Никифорова, поет Иван Шмелев.
9 сентября 1939 года 607-м приказом народного комиссара внутренних дел Союза ССР создается Ансамбль песни и пляски Центрального клуба НКВД, куда солисткой по вокалу поступает молоденькая талантливая дама. А в 1940-м в этом же ансамбле по призыву на службу в ряды вооруженных сил появляется перспективный баритон, ставший ее главным спутником по сцене. Вместе они пройдут дороги войны под атаками и налетами, споют немало вдохновенных дуэтов. История их дружбы открыта в рассказах «ДВА КАПИТАНА» и «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ». Исполнение песни посвящается Нине Поставничевой.
Вдохновенный дуэт.
«Трехрядка». Музыка Евгения Жарковского, текст Якова Шведова, поет Иван Шмелев.
Песня раннего послевоенного времени (1947 г.) написана о двух близких подругах возвратившегося домой солдата-гармониста: боевой трехрядке и ожидавшей его с войны невесте. В 1941-м Наркоматом обороны была издана 220-я директива, которая предписывала: «Умелое владение гармонью послужит скорейшему разгрому врага», и уже к концу года на фронт было отправлено более 60 000 инструментов, чтобы с их помощью сражаться с неприятелем музыкой и словом. В каждом подразделении гармонист был самым почетным и любимым среди товарищей бойцом. Об одном таком герое и идет речь в песне. Сперва она была исполнена Юрием Хочинским и имела в последнем куплете текст:
Я слышал сам, я видел сам,
Как светом озаренные
Они вдвоем шли по лугам,
Счастливые, влюбленные.
Когда ее запел Шмелев, авторы предложили ему изменить слова под стать полетному голосу исполнителя:
Взлетела песня к небесам,
И светом озаренные,
Они вдвоем шли по лугам,
Счастливые, влюбленные.
Что он и сделал. Песня украсила собой рассказ «ПРО ИВАНА-ПЕВЦА…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Три танкиста — 2» (победная версия)». Музыка братьев Покрассов, текст Бориса Ласкина, поют Анатолий Орфенов и Иван Шмелев.
Подробная версия написания этой дилогии представлена в середине рассказа «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Перелески-перекаты». Музыка Леонида Бакалова, текст Якова Шведова, поет Иван Шмелев.
Лиричная маршевая песня, написанная в 1949 году и впервые исполненная на широкую аудиторию Виктором Селивановым.
«Возле сада-палисада». Музыка Евгения Жарковского, текст Якова Шведова, поет Иван Шмелев.
Шуточная песня-диалог возвращающегося с учения танкового экипажа с девушкой, встретившей их жарким днем возле уютного палисадника в одном из сельских домов и по ходу «речей» неудачливых кавалеров, преставившейся «хозяйкой танка». Написанная на мирную послевоенную тематику песня посвящена женщинам-танкистам, отдавшим свои жизни Родине на полях сражений в Великой Отечественной войне.
Самой известной из них была командир танка Т-34, офицер связи Александра Самусенко, единственная «хозяйка танка» в 1-й гвардейской танковой армии и единственная женщина, занимавшая должность заместителя командира танкового батальона. Великую Отечественную начинала рядовым-пехотинцем, тогда и обратилась к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину с просьбой посодействовать ей при поступлении в танковое училище, которая была удовлетворена. И с октября 1941-го, успешно пилотируя 34-й, отважно воевала на Брянском, Западном и Воронежском фронтах, где неоднократно получала ранения. Как офицер связи 97-й танковой гвардии старший лейтенант Александра Самусенко участвовала в Курской битве в составе войск Воронежского фронта. За своевременное обеспечение контакта и информацию о положении частей и подразделений бригады была представлена к ордену Красной Звезды. В 1945 году капитан Самусенко была переведена офицером связи в штаб 1-й гвардейской танковой бригады, в составе которой приняла участие в Львовско-Сандомирской операции, где была назначена заместителем командира 1-го танкового батальона. Наступательные бои начала 1945 года проводила в звании капитана, освобождая территорию Польши. Вместе со своей частью прошла более 700 километров по ее земле и вышла к Одеру. В феврале 1945-го встретила бежавшего из немецкого плена американского десантника Джозефа Байерли, который смог убедить ее не отправлять его в тыл и оставить в войсках, в которых он поделился бесценными знаниями в устройстве американских танков «Шерман», находившихся на вооружении бригады. Джозеф Байерли стал единственным в истории войн солдатом, сражавшимся и в американской, и в советской армиях.
3 марта 1945-го Александра Самусенко трагически скончалась от ран, полученных в деревне Цюльцефирц возле города Лобез во время проведения Восточно-Померанской наступательной операции, и 10 апреля была представлена к ордену Отечественной войны II степени посмертно.
Старший «танковый» лейтенант Саша Самусенко.
«Шла с ученья третья рота». Музыка Анатолия Лепина, текст Алексея Фатьянова, поет Иван Шмелев.
Задорная строевая песня из кинофильма «Солдат Иван Бровкин» (киностудия имени Максима Горького, 1955 год, режиссер Иван Лукинский), записана в сопровождении мужской группы хора Всесоюзного радио. Съемка службы в армии производилась на территории Чернышевских казарм в Москве, бывших Александровских. Именно в этом фильме впервые широкому зрителю был показан автомат Калашникова, принятый на вооружение в 1949 году. Подробную историю песни с «детективом» можно прочитать в рассказе «ШЛА С УЧЕНЬЯ ТРЕТЬЯ РОТА» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Расскажу я вам, ребята…», свадебная-шуточная. Музыка Николая Крюкова, текст Евгения Долматовского, поют Зиновия Соколовская и Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!
Шутливая-свадебная впервые прозвучала в музыкальном фильме «Сказание о земле сибирской» голосами главных героев в исполнении драматических артистов Веры Васильевой и Владимира Дружникова. После в традициях того времени, когда было принято перепевать полюбившиеся шлягеры уже в исполнении профессиональных певцов, ее ярко по ролям исполнили Иван Шмелев и Зина Соколовская.
«Верный друг». Музыка Аркадия Островского, текст Якова Белинского, поет Иван Шмелев.
В 1950-м году тесная компания из нескольких человек начала работать над известным монументальным произведением о строительстве Куйбышевской ГЭС, речь идет о вокально-хоровой сюите Валентина Макарова «Река-богатырь». В состав «первооткрывателей» входили поэт Яков Белинский и певец Иван Шмелев. Часть событий имела место проходить на даче у певца, где поэт узнал историю службы артиста во время войны в Ансамбле песни и пляски Центрального клуба НКВД рядом с юной артисткой балета, с которой Иван познакомился 22 июня на выездном концерте под бомбежкой в Каунасе, и на которой он, безоглядно влюбившись, скоро женился. Настя, так ее звали, была хозяйкой того приветливого дома, где рождалась сюита. После соратники поддерживали друг с другом теплые отношения, которые вылились в песню, адресованную жене певца, сероглазой красавице Анастасии. Истории знакомства певца с женой и их песне посвящен рассказ «И СКВОЗЬ ВОЙНУ ЖИВУТ ФИАЛКИ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ».
«Нет, не забудет солдат». Музыка Модеста Табачникова, текст Якова Зискинда, поет Иван Шмелев.
Песня была написана спустя пять лет после окончания вероломных событий, когда воспоминания пережитого и боль утрат были еще свежи, авторы замыслили сюжет не о коварстве или подвиге, но о греющей, спасительной и бессмертной военной дружбе.
Я память о друге своем берегу —
Он пал на далеком чужом берегу.
Он нашей победы не встретил зарю
И сыну я имя его подарю.
Эту песню Иван выбрал для исполнения к празднествам сам. Почему так? Он, счастливец, прошел испытания сороковых почти без потерь, были живы его родители, сослуживцы по артистическим бригадам, родился сын. 8 марта 1945-го, как это всегда с ними было, набрал заветный номер своего педагога, чтобы принести в дар признательность… В этот день ее не стало, не стало лучшего вокального мастера, фрейлины двора императрицы Марии Федоровны, советской оперной артистки Ксении Николаевны Дорлиак, близкого соратника, с которым маэстро продолжал трудиться все это время над оперным репертуаром, готовился к конкурсу. Тогда это была огромная невосполнимая потеря, а спустя два года жена подарила ему дочку, которой он, не задумываясь, дал имя Ксения. Спустя еще три года появилась на свет песня, которую он исполнил в память о дорогом единственном безвременно ушедшем человеке, которого он никогда не забудет, как и всех тех, с кем пережил бок о бок трудные годы, тех, для кого пел, всех граждан своей огромной любимой страны, кем гордился, и для кого существовал…
Пусть время проходит, пусть годы летят,
Друзей фронтовых не забудет солдат.
Нет, нет, нет, нет,
Нет, не забудет солдат,
Нет, нет, нет, нет,
Нет, не забудет солдат.
Нет, не забудет солдат.
В этом разделе находятся наиболее удачно исполненные песни по мнению создателей сайта. Максимально полную дискографию Ивана Шмелева можно прослушать в рубрике «АБОНЕМЕНТ», в разделе «ДИСКОГРАФИЯ».