Солдаты идут


Солдат концертных бригад. Фото из архива Натальи Легоньковой.

На диске размещены песни в исполнении Ивана Шмелева под идейным началом «Вот солдаты идут», они охватывают как военную, так и мирную тематику — на службе Отечеству. Создатели сайта решили представить эти произведения в порядке времени, которое они отражают, начиная с первых «аккордов» Гражданской и до глубоких воспоминаний о Великой Отечественной. Стоит добавить, что ваш покорный исполнитель сам знал войну не понаслышке, являясь ее участником в рядах фронтовых артистических бригад с 22 июня 1941 по 9 мая 1945-го, так распорядилась судьба. Войну он встретил в ее первый день во время концерта под атакуемым бомбардировками небом Каунаса (концерт был допет артистами до конца), а 8 мая сорок пятого в Берлине участвовал в представлении «Для победителей» на импровизированной площадке возле Бранденбургских ворот. За участие в гастролях на фронтах Отчизны был награжден двумя орденами (Отечественной войны и Красной Звезды) и множеством медалей («За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.)

 «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» («Комсомольская прощальная»). Музыка братьев Покрассов, текст Михаила Исаковского, поет Иван Шмелев.
Песня «Комсомольская прощальная», больше известная по первым строчкам «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону…», родилась в 1937 году. Сперва 4 февраля 1936 года в смоленской газете «Большевистский молодняк» были опубликованы стихи Михаила Исаковского, чуть позже они были перепечатаны в журнал «Молодой колхозник», а год спустя в этом же издании они появились с нотами композитора Дмитрия Покрасса под названием «Прощальная комсомольская». Автор слов вспоминал:«Стихотворение «Прощание» возникло у меня в 1935 году, когда появился кинофильм «Подруги» о комсомолках-санитарках в большевистском отряде. В кинофильме, в частности, показан комсомольский митинг. С митинга комсомольцы и комсомолки уходили прямо на фронт, прямо в бой. Они на ходу прощались друг с другом. И уже простившись, кто-либо оборачивался и кричал другому: «Пиши!..» — «Куда?»- «Не знаю…» Вот отсюда и возникла строка стихотворения: «Напиши… куда-нибудь». На митинге присутствовала и одна старая женщина, напутствовавшая комсомольцев и желавшая им: «Если смерти, то скорой… Если раны, то малой…» Очевидно, отсюда в мое стихотворение вошли такие слова (хотя я вложил их в уста девушки, а не старой женщины): «Если смерти, то – мгновенной, если раны – небольшой…»
Было и еще одно немаловажное обстоятельство, объясняющее происхождение слов, то была пора первых после интервенции и гражданской войны военных испытаний, выпавших на долю страны: Хасан и Халхин-Гол на востоке, а на западе война с белофиннами, освободительный поход на Западную Украину и Белоруссию, вызволение Бессарабии и Буковины: «… ему – на запад, ей – в другую сторону…» А когда пришла на русскую землю Великая Отечественная и принесла много бед и разлук, прощаний и расставаний, песня Исаковского и Покрассов стала своеобразным обещанием встречи после победы, до которой оставалось долгих четыре года…

 «Два паренька». Музыка Леонида Афанасьева, текст Бориса Гайковича, поет иван Шмелев.
Песня «Два паренька» была особенно важна для исполнителя: во-первых, она одна из самых последних, записанных им в тот год, когда он был уже болен, а во-вторых, она отсылала его в воспоминания о его воронежском небогатом детстве, когда он маленьким мальчишкой своими чувствами пережил передел двух действующих армий. Когда своими семилетними глазами видел казнь соседа на площади Круглые ряды, когда босыми ногами старательно обходил, чтобы не наступить и не осквернить распластанные человеческие тела на улицах города, когда осознанно потерял первого близкого ему человека. Когда принял на себя главную миссию: любить весь мир, потому что любая война — зло. В песне были такие строчки: «Помнил Сиваш и Уральские горы, помнила Волга-река», которые певец заменил на более близкие ему, понятные и родные: «Помнит Воронеж-река». Он пел ее без лозунга или призыва, рассказывая в ней как бы о себе и прощаясь: «Только осталась, выжила песня — светлая память о них!»

«Огневые годы пройдены». Музыка Анатолия Новикова, текст Владимира Харитонова, поет Иван Шмелев.
Пулеметная тачанка стала новым средством применения пулемета в обстановке высокоманевренной войны – таковой была российская Гражданская. Но пулеметные двуколки применялись раньше собственно тачанок русской армией во время Первой мировой. Первые образцы для перевозки Максимов появились одновременно с появлением самих пулеметов, так как они весили в пределах 100 кг. Уже в период русско-японской войны орудия показали себя с самой хорошей стороны, но требовалось облегчить их перемещение по полям сражений. Для этого в последующем в ходе модернизации в России была создана двуколка системы Соколова. Пулеметная и патронная двуколки запрягались каждая парою лошадей, управляемых сидящим на ней ездовым. При тяжелой дороге к двуколкам могли припрягаться лошади пулеметного унтер-офицера, если последний ехал верхом. Хоть двуколки преимущественно использовались для транспортировки пулемета, но иногда применялись и в бою – как это имело место во время боя 104-го пехотного Устюжского полка с германской 8-й кавалерийской дивизией 3 ноября 1914 г. Командир полка полковник Николай Триковский выдвинул четыре пулеметные двуколки впереди авангардной роты, приказав с них приготовиться к началу стрельбы. В 8 часов утра 8-я кавалерийская дивизия германцев 3-мя эшелонами встретилась с авангардом 104-го полка. Пулеметные двуколки, выскочив на карьере, развернулись к противнику тылом и открыли огонь по врагу. Они были поддержаны ротами 4-го батальона и пулеметами, которые были сняты с двуколок. Германская конница, понеся значительные потери, была отброшена. А командир Триковский, удачно использовавший в бою прообразы тачанок, сформулировал следующие тактические предложения по их применению: «Надлежит практиковать стрельбу из станковых пулеметов с двуколок, особенно при отражении конных атак на походе, выработав надлежащие команды и приемы, обеспечивающие готовность пулеметов к открытию огня в кратчайший срок и в любом направлении. При отходах под давлением противника такой прием принесет неоценимые услуги. Во время походного движения, в ожидании встречи с конницей, пулеметы на двуколках нужно иметь ближе к голове колонны и еще лучше в самой голове колонны под прикрытием частей походного охранения». Эти тактические нюансы во многом и были применены в боевой практике тачанок Гражданской войны.

«Уходил на войну сибиряк». Музыка Николая Крюкова, текст Евгения Долматовского, поет Иван Шмелев.
Изначально песня прозвучала в первом послевоенном цветном художественном фильме «Сказание о земле Сибирской» устами главного героя картины в исполнении Владимира Дружникова. После при записи музыки из фильма на пластинку озвучку материала предложили профессиональному певцу, как это было принято в те годы. В битвах Великой Отечественной воины-сибиряки занимали особенное место. В разгроме германских фашистов и японских милитаристов большой вклад внесли части и соединения из Красноярского края (именно там происходит основное действие картины). Сибиряки сражались на всех фронтах от Баренцева до Черного морей, под Москвой, у стен Сталинграда и на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Сибиряки громили врага в Берлине и во время ликвидации Квантунской армии в августе 1945 года. Более 20 сибирских дивизий и бригад были переименованы в гвардейские. Свыше тысячи сибирякам было присвоено звание Героя Советского Союза. Более 150 стали полными кавалерами ордена Славы. Сибиряки-красноярцы прославились на фронтах, прежде всего как отличные стрелки, о чьей меткости слагались оды. Рекорд снайперского искусства принадлежал бывшему охотнику Михаилу Ильичу Суркову, на личном счету которого более 700 уничтоженных фашистов. Песня «Уходил на войну сибиряк», исполненная Иваном Шмелевым с большим уважении к тем краям звучит хорошим музыкальным памятником для мужественных сибирских героев

«Вот солдаты идут», музыка Кирилла Молчанова, текст Михаила Львовского, поет Иван Шмелев.
Истории написания и исполнения этой песни посвящен рассказ «ВОТ СОЛДАТЫ ИДУТ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«Песня о герое». Музыка Константина Листова, текст Сергея Острового, поет Иван Шмелев.
Военная история России знает немало примеров мужества и доблести солдат на поле битвы и стратегического гения военачальников, но на их фоне Сталинградская эпопея занимает особенное место. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточенная битва. Она развернулась на огромной территории площадью около 100 тыс. кв. км при протяженности фронта от 400 до 850. Участвовало в этом грандиозном сражении с обеих сторон на разных этапах боевых действий свыше 2,1 млн человек. По целям, размаху и напряженности военных событий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории и завершилась блестящей победой советских Вооруженных Сил, положив начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом. В ходе ее фашистский блок потерял четвертую часть сил, действовавших на советско-германском фронте. Общие потери врага убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести составили около 1,5 млн человек, в связи с чем в Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур. Потери Красной Армии составили около 1 130 000 человек (из которых около 480 тыс. безвозвратные). Стратегическая инициатива прочно и окончательно перешла в руки советского Верховного Главнокомандования, были созданы условия для развертывания общего наступления Красной Армии и массового изгнания захватчиков с оккупированной территории СССР. В 1943 году Константин Листов, беззаветно «перековавшийся» с «Парка Чаир» на «Землянку», сочинил песню для тех мест. В 1946-м он записал ее на центральном радио в исполнении Ивана Шмелева, который во время записи неожиданно расплакался, вспоминая события, на которые выезжал в составе фронтовых бригад. На вопрос, кому он пел этот опус, певец ответил: «Сынишке, пусть растет человеком.» Песня была записана с одного раза, и сегодня в скорбном раздумье звучит в память воинах, погибших на поле брани под Сталинградом

«Это было в Краснодоне». Музыка Василия Соловьева-Седого, текст Сергея Острового, поет Иван Шмелев.
История исполнения этой песни подробно описана в первой части рассказа «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«В лесу прифронтовом. Походный вальс». Музыка Матвея Блантера, текст Александра Янежича, поет Иван Шмелев.
Истории написания и исполнения этой песни, а также судьбе ее автора посвящен рассказ «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«Золотился закат». Музыка Марка Фрадкина, текст Евгения Долматовского, поет Иван Шмелев.
Известно, что Вторая мировая война была войной моторов, и конница в ней серьезной роли играть не могла, хотя широко известный и эффективный в событиях начала войны рейд конного корпуса Льва Доватора по тылам немецкой армии был проведен еще осенью 1941 года. Наверное, это сама серьезная операция конных войск за военные годы. Возможно, солнечные оптимистические песни о кавалерии остались памятью об ударах первой конной в Гражданской. Это одна из них, сюжет которой – победные конные марши второй половины войны, когда осенью 1944 г. государственная граница СССР была восстановлена на всем ее протяжении, и Красная армия шла уже по территории Европы, захваченной немцами, от Норвегии до Австрии. Для освобождения народов Европы, а затем и Азии советские вооруженные силы в 1944—45 гг. провели несколько больших стратегических наступательных операций. Эти страницы истории и нашли свое отражение в вокальном искусстве. Например, в песне об освобождении Югославии, Польши и Чехословакии, в которой переданы не столько действительные события конных маршей, сколько победный дух этого времени, когда перелом в войне наступил, и перелом этот был уже необратим: война вступила на территорию противника. Строго говоря, песня не является песней военных лет, она была написана в 1947 году, через два года после победы. Но тогда еще были свежи впечатления от событий, и песня отразила идею освободительного похода Красной армии по братской земле. Сегодня, когда европейцы предпочитают думать иначе, россиянам не лишне вспомнить эти события в приподнятом эмоциональном тоне, свойственном песне «Золотился закат»: «Кавалерия дальше помчалась, только русская песня осталась…»

«Казаки в Берлине», первое исполнение. Музыка братьев Покрассов, текст Цезаря Солодаря, поет Иван Шмелев.
История написания этой песни со знакомством с реальной героиней событий раскрыта в рассказе «И СКВОЗЬ ВОЙНУ ЖИВУТ ФИАЛКИ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«Казаки в Берлине», второй вариант исполнения. Музыка братьев Покрассов, текст Цезаря Солодаря, поет Иван Шмелев.
С историей написания этой песни с первоосновой и историей пребывания в Берлине Цезаря Солодаря можно ознакомиться в середине рассказа «СЛЕЗКИ, СЛЕЗЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

 «Два друга». Музыка Сергея Германова, текст Виктора Гусева, поет Иван Шмелев.
Всем любителям советской песни эта история хорошо известна, написанная композитором Сергеем Германовым на слова Виктора Гусева (деда ныне известного в широких кругах футбольного специалиста, проживающего на улице имени своего ближайшего родственника, и отца не менее известного ученого биолога) еще в в далеком 1935 году, стала особенно популярна в годы Великой Отечественной войны. Когда-то она была замечена Леонидом Утесовым на спектакле в Московском театре промкооперации и выведена им в свет. С ней выступали многие известные солисты и музыканты, а некоторые из них даже пытались перекладывать ее с оригинального размера в 4/4 в ритм вальса. Но здесь она звучит в исполнении Ивана Дмитриевича, исполнявшего ее на фронтах с первых выездных концертов, в оригинальном варианте

«Паренек с Байкала». Музыка Константина Листова, текст Александра Жарова, поет Иван Шмелев.
Подробная история написания песни изложена в начале рассказа «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«По фронтовым дорогам». Музыка Константина Листова, текст Александра Никифорова, поет Иван Шмелев.
9 сентября 1939 года 607-м приказом Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР  создается Ансамбль песни и пляски Центрального клуба НКВД, куда солисткой по вокалу поступает на службу молоденькая талантливая женщина. А в 1940-м в этом же ансамбле по призванию на службу в ряды вооруженных сил страны появляется перспективный баритон, который становится ее постоянным гармоничным партнером по сцене. Вместе они пройдут дороги войны под атаками и налетами, споют немало вдохновенных дуэтов. История их дружбы открыта в рассказах «ДВА КАПИТАНА» и «ПРО ИВАН-ПЕВЦА…»  в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ». Исполнение песни посвящается Нине Поставничевой


Вдохновенный дуэт. Фото из архива Ивана Шмелева.

«Трехрядка». Музыка Евгения Жарковского, текст Якова Шведова, поет Иван Шмелев.
Песня раннего послевоенного времени (1947 г.) написана о двух близких подругах возвратившего домой солдата-гармониста: боевой трехрядке и ожидавшей его с войны невесте. В 1941-м Наркоматом обороны была издана 220-я директива, которая предписывала: «Умелое владение гармонью послужит скорейшему разгрому врага», и уже к концу года на фронт было отправлено более 60 000 инструментов, чтобы с их помощью сражаться с неприятелем музыкой и словом. В каждом подразделении гармонист был самым почетным и любимым среди товарищей бойцом. Об одном таком герое и идет речь в песне. Вначале она была исполнена Юрием Хочинским и имела в последнем куплете текст:

 Я слышал сам, я видел сам,
Как светом озаренные
Они вдвоем шли по лугам,
Счастливые, влюбленные.

Когда ее запел Шмелев, авторы предложили ему изменить слова под стать полетному голосу исполнителя:

Взлетела песня к небесам,
И светом озаренные,
Они вдвоем шли по лугам,
Счастливые, влюбленные.

Что он и сделал, песня украсила собой рассказ «ПРО ИВАН-ПЕВЦА…» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«Три танкиста — 2» (победная версия). Музыка братьев Покрассов, текст Бориса Ласкина, поют Анатолий Орфенов и Иван Шмелев.
Подробная версия написания этой дилогии представлена в середине рассказа «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ. ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«Перелески-перекаты». Музыка Леонида Бакалова, текст Якова Шведова, поет Иван Шмелев.
Лиричная маршевая песня, написанная в 1949 году и впервые исполненная на широкую аудиторию Виктором Селивановым

«Возле сада-палисада». Музыка Евгения Жарковского, текст Якова Шведова, поет Иван Шмелев.
Шуточная песня-диалог возвращающегося с учения танкового экипажа с девушкой, встретившей их жарким летним днем возле уютного палисадника в одном из сельских домиков и по ходу «речей» неудачливых кавалеров, преставившейся им «хозяйкой танка». Написанная на мирную послевоенную тематику песня посвящена женщинам-танкистам, отдавшим свои жизни Родине на полях сражений в Великой Отечественной войне. Самой известной из них была командир танка Т-34, офицер связи Александра Самусенко, единственная «хозяйка танка» в 1-й гвардейской танковой армии и единственная женщина, занимавшая должность заместителя командира танкового батальона. Великую Отечественную начинала рядовым-пехотинцем, тогда и обратилась к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину с просьбой посодействовать ей при поступлении в танковое училище, которая была удовлетворена. И с октября 1941-го, успешно пилотируя 34-й, отважно воевала на Брянском, Западном и Воронежском фронтах, где неоднократно получала ранения. Как офицер связи 97-й танковой бригады гвардии старший лейтенант Александра Самусенко участвовала в Курской битве в составе войск Воронежского фронта. За своевременное обеспечение связи и информацию о положении частей и подразделений бригады была представлена к ордену Красной Звезды. В 1945 году гвардии капитан Самусенко была переведена офицером связи в штаб 1-й гвардейской танковой бригады, в составе которой приняла участие в Львовско-Сандомирской операции, где была назначена заместителем командира 1-го танкового батальона. Наступательные бои начала 1945 года проводила в звании капитана, освобождая территорию Польши. Вместе со своей частью прошла более 700 километров по ее земле и вышла к Одеру. В феврале 1945 года она встретила бежавшего из немецкого плена американского десантника Джозефа Байерли, который смог убедить ее не отправлять его в тыл и оставить в войсках, в которых он поделился бесценными знаниями в устройстве американских танков «Шерман», находившихся на вооружении бригады. Джозеф Байерли стал единственным в истории войн солдатом, сражавшимся и в американской, и в советской армиях. 3 марта 1945-го Александра Самусенко трагически скончалась от ран, полученных в деревне Цюльцефирц возле города Лобез во время проведения Восточно-Померанской наступательной операции и 10 апреля была представлена к ордену Отечественной войны II посмертно
 

Старший «танковый» лейтенант Саша Самусенко. Фото из свободного доступа.

«Шла с ученья третья рота». Музыка Анатолия Лепина, текст Алексея Фатьянова, поет Иван Шмелев.
Задорная строевая песня из кинофильма «Солдат Иван Бровкин» (киностудия имени Максима Горького, 1955 год, режиссер Иван Лукинский), записана в сопровождении мужской группы хора Всесоюзного радио. Съемка службы в армии производилась на территории Чернышевских казарм в Москве, бывших Александровских. Именно в этом фильме впервые широкому зрителю был показан автомат Калашникова, принятый на вооружение в 1949 году

«Расскажу я вам, ребята…», свадебная-шуточная. Музыка Николая Крюкова, текст Евгения Долматовского, поют Зиновия Соколовская и Иван Шмелев.
Шутливая свадебная песня впервые прозвучала в музыкальном фильме «Сказание о земле сибирской» голосами главных героев в исполнении драматических артистов Веры Васильевой и Владимира Дружникова.
После в традициях того времени, когда было принято перепевать песни уже в исполнении профессиональных певцов, ее ярко по ролям исполнил Иван Шмелев. В ИНТЕРНЕТЕ ПЕСНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВПЕРВЫЕ!

«Верный друг». Музыка Аркадия Островского, текст Якова Белинского, поет Иван Шмелев.
В 1950-м году тесная компания из нескольких человек начала работать над известным монументальным произведением о строительстве Куйбышевской ГЭС, речь идет о вокально-хоровой сюите Валентина Макарова «Река-богатырь». В состав первооткрывателей входили поэт Яков Белинский и певец Иван Шмелев. Часть событий имела место проходить на даче у певца, где поэт узнал историю службы артиста во время войны в ансамбле песни и пляски Центрального клуба НКВД рядом с юной артисткой балета, с которой он познакомился 22 июня на выездном концерте под бомбежкой в Каунасе, и на которой он, безоглядно влюбившись, скоро женился. Настя, так ее звали, была хозяйкой того приветливого дома, где рождалась сюита. После соратники поддерживали друг с другом теплые отношения, которые вылились в песню, адресованную жене певца, сероглазой красавице Насте. Истории знакомства певца с женой и их песне посвящен рассказ «И СКВОЗЬ ВОЙНУ ЖИВУТ ФИАЛКИ» в рубрике «ЧИТАЛЬНЯ»

«Нет, не забудет солдат». Музыка Модеста Табачникова, текст Якова Зискинда, поет Иван Шмелев. 
Песня была написана спустя пять лет после окончания вероломных событий, когда воспоминания пережитого и боль утрат были еще свежи, авторы замыслили сюжет не о коварстве или подвиге, но о греющей, спасительной и бессмертной военной дружбе.

Я память о друге своем берегу —
Он пал на далеком чужом берегу.
Он нашей победы не встретил зарю
И сыну я имя его подарю.

Эту песню Иван выбрал для исполнения к празднествам сам. Почему так? Он, счастливец, прошел испытания сороковых почти без потерь, были живы его родители, сослуживцы по артистическим бригадам, родился сын. 8 марта 1945-го, как это всегда с ними было, набрал заветный номер своего педагога, чтобы принести в дар признательность… В этот день не стало лучшего вокального мастера, фрейлины двора императрицы Марии Федоровны, советской оперной артистки Ксении Николаевны Дорлиак, близкого соратника, с которым продолжал трудиться все это время над оперным репертуаром, готовился к конкурсу. Тогда это была огромная невосполнимая потеря, а спустя два года жена подарила ему дочку, которой он, не задумываясь, дал имя Ксения. Спустя еще три года появилась на свет песня, которую он исполнил в память о дорогом единственном безвременно ушедшем человеке, которого он никогда не забудет, как и всех тех, с кем пережил бок о бок трудные годы, тех, для кого пел, всех граждан своей огромной любимой страны, кем гордился, и для кого существовал…

Пусть время проходит, пусть годы летят,
Друзей фронтовых не забудет солдат.
Нет, нет, нет, нет,
Нет, не забудет солдат,
Нет, нет, нет, нет,
Нет, не забудет солдат.


Нет, не забудет солдат. Фото из архива Дмитрия Шмелева.

В разделе находятся наиболее удачно исполненные песни по мнению создателей сайта. Максимально полную дискографию Ивана Шмелева можно прослушать в рубрике «АБОНЕМЕНТ», в разделе «ДИСКОГРАФИЯ».

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: