Друзья, прекрасен наш союз

В разделе в хронологическом порядке выставлены фотографии друзей, близких и коллег артиста с небольшими комментариями к ним.


Тютень (Андрей Платонов).
С писателем Андреем Платоновым (воронежское прозвище Тютень) певец познакомился еще мальчиком в рабочих кварталах Паровозоремонтного завода, где в свое время журналистом подрабатывал будущий известный автор и на котором клепальщиком трудился отец будущего музыканта. Там на заводских окраинах молодой наставник взял образовательное «шефство» над юношей, много рассказывал ему о литературе, давая читать первые, пробуждавшие огромный интерес и романтику в подростке, книги. Об истории их отношений можно прочитать в рубрике ЧИТАЛЬНЯ, рассказах «Вот солдаты идут» и «Про Ивана-певца, веселого молодца, Ваню-артиллериста и Марью-искусницу».


Аlma mater et Рrimus magister.

Первое музыкальное образование Шмелев получил в Воронежском музыкальном техникуме (ныне колледж) у Ивана Ивановича Березнеговского, бывшего солиста московского театра Сергея Зимина, где пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов.  

Ученик итальянской школы Умберто Мазетти, Березнеговский исполнял в столичной опере партии Графа де Грие («Манон», первое исполнение), Неизвестного («Аскольдова могила»), Владимира Галицкого, Андрея Дубровского, Собакина, Царя морского, Гремина, Кочубея, Мазепы, Чуба («Черевички»), Сен-Бри, Нилаканта, Цунига, Монтероне, Дона Педро, Петра I, Лорда, Хоза Кастро, Судьи («Вертер»), Клавдия («Гамлет») и другие.
После, перенеся свое мастерство бельканто на преподавательскую деятельность, он обучал учеников итальянской манере пения, ставил с ними целиковые оперные спектакли, в том числе с Иваном Шмелевым в главной роли (партия Фигаро в опере «Севильский цирюльник»).
В 1942 году трагически погиб в Воронеже во время фашистской оккупации. Познакомиться с этим мастером можно в рубрике ЧИТАЛЬНЯ, в рассказе «Слезки, слезы и первая любовь».


Магия перевоплощения. Маэстро Березнеговский в жизни и на сцене (в партии боярина Вышата из оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила»).


 Фрейлина ее Величества с «фрейликами» (Ксения Дорлиак с детьми Ниной и Митей).
Ксения Николаевна Дорлиак  —  фрейлина двора императрицы Александры Федоровны, впоследствии советская оперная артистка и выдающийся вокальный педагог, заведующая кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Обладательница гибкого меццо-сопрано красивого тембра, отточенной вокальной техники и высокой исполнительской культуры, она с упоением занималась передачей этого мастерства  своим ученикам, воспитав из них победителей конкурсов и солистов. Иван был по-особенному близок с ней, являясь любимейшим учеником, «мальчиком-примером» и просто другом. Историю их творческого союза можно узнать из рассказов «Их музы не молчали» и «Мне бесконечно жаль. История исполнения одного танца».


Хозяйка кафедры.


С «продолжением…»


Любимая танцует.
Настя Шмелева, урожденная Немитц, стала супругой Ивана в начале войны. Ее фотографии можно увидеть в следующем разделе. Здесь же хотелось подчеркнуть, что она была не только любимой женщиной и женой, но и коллегой, танцовщицей в их военной концертной бригаде.  


Дуэт.
Нина Поставничева, солистка ансамбля, куда попал на военное поприще Иван, стала его постоянным сценическим партнером и единомышленницей. С ней он прошел ни одну солдатскую дорогу во время ВОВ, с ней он разделил ни одну песню на подмостках и после нее. Для нее он записал одну из лучших своих песен. История их дружбы описана в рассказах «Про Ивана-певца, веселого молодца, Ваню-артиллериста и Марью-искусницу», «Два капитана». Биография и песни в исполнении певицы представлены в рубрике КИНОЗАЛ в зале «Музыка друзей».


Прима.


Рояль для всех (известные деятели эстрады на сцене, Иван по центру инструмента между Тихоном Хренниковым и Никитой Богословским).


«Друзья, прекрасен наш союз!» (Никита Богословский, Матвей Блантер, Иван Шмелев, Соломон Хромченко, Тихон Хренников, Михаил Иорданский, Анатолий Орфенов).


 Дачное творчество (с композитором Валентином Макаровым, певицей Александрой Яковенко, звукооператором Владимиром Кутузовым и дочкой Ксаной).


Последний Монтигомо.
Серафим Попов, знаменитый хоровой дирижер, основатель последней независимой кафедры хорового дирижирования в стране, его имя сегодня в России носит специальный конкурс. Обучался и трудился в Воронеже в те дни, когда там постигал науку вокального искусства Иван Шмелев, принимал участие как руководитель хора в премьерных постановках Ивана. Позже, когда друзья перебрались в столицу, они продолжали вести активную совместную концертную деятельность вплоть до смерти Шмелева в 1960 году. Интересно, что одним из первых выпускников новой дирижерской кафедры Серафима Попова стал сын Ивана Шмелева Дмитрий.


«Представлению не подлежат» (Борис Брунов, Рина Зеленая, Иван Шмелев).
Работая в Гастрольбюро СССР, этой компанией бок о бок в самолетах и поездах они облетели и объехали всю страну, вышли тысячу раз на эстраду и сорвали миллион аплодисментов.


Все те же.


Сочи. Зимний театр, начало (Борис Брунов, Иван Шмелев, Наум Штаркман).


На курорте.


Команда.


На причале.


Дебют.


Праправнук.
Речь идет о близком друге певца, праправнуке великого полководца войны 1812 года, партизана Дениса Васильевича Давыдова. Изящный пианист, тонкий настройщик, хранитель семейных реликвий, он был необыкновенно привлекательным собеседником и учителем эстетики и истории искусств для всех окружавших его приятелей. Друзья вместе проводили много времени на природе, за роялем, за чтением стихов и прозы.


В музыкальной школе № 23 преподавал потомок Дениса Давыдова.
На фотографии 1970 года, которую прислали сестры Наира и Астра Мелик-Аветисян, запечатлен со своим классом педагог по фортепиано музыкальной школы № 23 Виталий Владимирович Давыдов – прямой потомок знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.
— В музыкальной школе № 23 имени Скрябина, что сейчас на Снежной, я училась с 1965 по 1971 год, — рассказывает Астра Мелик-Аветисян. – О Виталии Владимировиче я сохранила очень теплые воспоминания. Это был очень талантливый человек и прекрасный учитель. Мы не раз бывали у него дома, и он рассказывал о своем легендарном предке. У Виталия Владимировича хранились кубок и перстень, который, по семейному преданию, подарил Денису Давыдову император Николай I. Этот перстень передавался из поколения в поколение старшему мужчине в роду. Виталий Владимирович всегда носил его на указательном пальце левой руки – перстень можно разглядеть на фотографии.


Эстрадная мафия (слева направо: Леонид Бакалов, Аркадий Погодин, Владимир Бунчиков, Леонид Утесов, Иван Шмелев, за роялем маэстро Жарковский).

Комментарии оставить нельзя.

Вам понравится

Смотрят также: